Урок на тему «Очерк как жанр публицистического стиля» (8 класс)
Учитель: Вильмс Н.Г.
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Очерк как жанр публицистического стиля
Тип урока: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи)
Форма урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
Метод обучения: частично-поисковый
Цель: систематизация знаний о жанрах публицистического стиля речи
Задачи
Образовательная:
уметь различать стили речи;
выявить основные особенности публицистического стиля речи;
определять очерк как жанр публицистики;
определять тему, идею текста, его композицию;
совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
создавать собственный текст на основе данного.
Развивающая:
извлекать основное содержание из прочитанного;
точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;
развивать умения сотрудничать с другими людьми при выполнении общего задания.
Воспитательная:
формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию темы урока
- Здравствуйте, ребята. Настройтесь на то, что сегодня будет необычный урок, авторами его во многом будете вы сами. Ну а необычный урок должен и начинаться необычно. Сегодня эпиграфом к нему будет отрывок из песни Р. Рождественского и М. Фрадкина.
( звучит фонограмма песни «Я сегодня до зари встану»)
- Почему именно такой эпиграф я подобрала к уроку, мы определим чуть позднее. А сейчас мы продолжим наш разговор о функциональных стилях русского языка.
II. Актуализация изученного
- Какие стили речи мы знаем?
- Проведем небольшую разминку. На слайде обозначены стили речи и их основные признаки, но информация перепутана. Ваша задача верно соединить название стиля с его признаками.
1.Художественный Цель – общение с близкими, хорошо знакомыми
людьми, ограничен состав книжных слов, много
просторечных.
2. Научный Цель – создание художественного образа,
отличается образностью, широким использованием
изобразительно-выразительных средств языка.
3.Публицистический Цель –сообщение, информирование, используется в
официальной обстановке.
4.Научный Цель – передача информации с одновременным
воздействием на читателя, стиль радио,
телевидения, газет.
5.Официально- Цель – сообщение, передача информации. Стилевые черты: логичность
деловой доказательность, объективность и неэмоциональность.
III. Изучение нового материала
- Предметом более пристального внимания сегодня будет публицистический стиль и его жанры.
- Назовите признаки, особенности, жанры публицистического стиля.
- Приведите примеры актуальных тем, которые могут раскрываться в текстах публицистического стиля.
- Великая Отечественная война может являться актуальной темой?
- Почему?
- Великая Отечественная война прошла через судьбы многих людей, нет таких семей в России, которых она не коснулась. Но, к сожалению, мы забываем об этом. Забываем тех, кто пожертвовал своей молодостью, здоровьем, а часто и жизнью ради Родины, ради нас с вами. Помять об этих людях мы обязаны хранить. К сожалению, человеческая память несовершенна. Не зафиксированные в документах, в произведениях искусства события исчезают из нашей памяти. Чтобы с нами такого не произошло, в нашей гимназии создается «Книга памяти», пишут ее сами ученики. Это воспоминания ваших прадедушек и прабабушек о страшных днях войны. Одну из таких историй я предлагаю вам послушать.
(Обучающийся читает текст сочинения « Фотография из семейного альбома»)
IV. Работа в группах
- А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы, проанализировать прослушанный текст, заполнить таблицу и с ее помощью определить, к какому жанру публицистики относится этот текст.
Назначение, сфера использования |
Целевые функции |
Тема и идея |
Композиция |
Лексические средства |
Синтаксические средства |
Жанр |
|
|
|
|
|
|
|
V. Презентация работы групп
- Обобщите сказанное и назовите жанровые признаки очерка.
VI. Домашнее задание
Подготовка к ГИА. Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанного на уроке текста, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»
VII. Рефлексия:
- Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?
- Что вызывало затруднения?
- Почему именно такой эпиграф я подобрала к нашему сегодняшнему уроку?
- Итак, события Великой Отечественной войны всегда будут волновать нас, слишком уж дорогой ценой досталась нам Победа. Записывая воспоминания наших родственников, прошедших войну, мы создаем своеобразную книгу памяти. Жанр очерка помогает нам наиболее полно раскрыть эту тему.
Селиванова Галина Геннадьевна