Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" по русскому языку (8 класс) Презентацию подготовила Учитель русского языка и литературы Громова Наталья Витальевна Мбоу «хочашевская оош» ядринского района Чувашской республики.
Цель урока Цели: - Воспитывающая: воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других; - Обучающая: закрепить знания об однородных членах, правильно ставить знаки препинания при них; - Развивающая: формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов. Оборудование: доска, названия команд (группы союзов), эмблемы участников, раздаточный материал для групповой работы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Мотивация к учебной деятельности На прошлом уроке мы с вами вспомнили, что такое однородные члены предложения. – Какие ассоциации вызывает у вас слово « однородные»? (Однородный – относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый. Однородные явления) – Почему же члены предложения называются однородными? В чём их «одинаковость»? (Одинаковая синтаксическая функция: а) отвечают на один и тот же вопрос; б) относятся к одному и тому же слову или поясняются одним членом предложения; в) являются одинаковыми членами предложения; г) произносятся с интонацией перечисления; д) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).
Повторение – Итак, однородные члены предложения связаны не только с помощью интонации, но и с помощью сочинительных союзов. – Какие группы сочинительных союзов, соединяющих однородные члены предложения, вы знаете?
Давайте посмотрим на схемы, и составим предложения по данным схемам (самостоятельно) [O, но O] [как O, так и O] [O или O] Для того чтобы приступить к повторению знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, мы должны с вами вспомнить группы сочинительных союзов по составу. Повторяющиеся: и – и, ни – ни, не то – не то, или – или, то – то, да –да. Двойные: как…так и, не только…но и, не столько…сколько. Помним! Запятая ставится между однородными членами, а не между союзами!
Расскажите по схемам о постановке запятой между однородными членами. Запятая ставится: Запятая не ставится: 1. [O, а O] [O и O] [O, но O]; [O, да (=но) O]; [O, да и O 2. [и O, и O] [O либо O] [и O, и O, и O] [O да (= и) O] [O, и O, и O] [O или O] 3. [как O, так и O] [не только O, но и O] [O и O, O и O]
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (объяснительный диктант) (Пишем предложения, расставляем запятые, составляем схемы, объясняем постановку запятых) Человек с трудом переносит как мороз, так и жару. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Она не только работала, но и училась. Он хорошо пел, да и танцевал неплохо. (проверяем постановку запятых)
Внимание! Соединительный союз и! 1. [O и О] (однородные члены, связанные одиночным союзом) Зевая и потягиваясь, дремал кот у порога. 2. [– =], и [– =] (соединяет части сложносочиненного предложения) В небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные трели летят на землю. . 3. [O O и О и О…О, О, О] В предложении может быть несколько рядов однородных членов. Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро. 4. [O и О и О и О] (ряды однородных членов, попарное соединение) . Заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. – Придумайте и запишите предложение с подобной конструкцией
Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами И…и, ни…ни: И холод и голод, и смех и горе, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь; Ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперед, ни днем ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.
Работа (в парах) по закреплению темы. Схематический диктант. Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 3. Солнце сверкает на стёклах и окнах изб и золотит жёлтые соломенные крыши. 4. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах, плывший с далёких полей.
Итог работы на уроке – проверочная работа Какое утверждение ошибочно? а) Однородными могут быть любые члены предложения. б) ОЧ могут иметь при себе зависимые слова. в) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи. г) В предложении может быть больше одного ряда ОЧ. 2. Какой союз является разделительным? а) ни… ни б) зато в) как… так и г) то… то. 3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? а) За дверью послышался не то смех, не то плач. б) Последнее время приходилось работать и день и ночь. в) Овощи не только вкусны, но и полезны. г) Говорил он бойко, однако, бестолково.
4. В каком предложении нужно поставить одну запятую? а) Медведи – животные большие сильные да и ловкие. б) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними. в) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии. г) Стоял тихий сентябрьский денёк. 5. Установите, какие ряды однородных членов есть в данном предложении. Старинная русская деревня Болдино лежит среди просторных то пологих то холмистых полей и лугов и красуется. а) три ряда: определения, сказуемые, дополнения; б) два ряда: сказуемые и дополнения; в) три ряда: сказуемые, обстоятельства, определения. 6. Напишите, к какой группе относится союз в предложении: Хуже всего ждать да догонять. 7. Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами. Запишите в исправленном виде. а) Актёр был очень способный, но скромен. б) Зарубежных гостей, посетивших наш корабль, интересовала как жизнь всего народа,а также жизнь моряков. в) Учитель предупредил, что сочинение следует писать не карандашом, но ручкой.
Рефлексия. Задания выполнил(а) полностью, самостоятельно или с классом? Обращался за помощью к преподавателю, к товарищам? Помогал одноклассникам? Пользовался учебником, тетрадью для правил? Домашнее задание. Упражнение 262, упражнение 263 – устно.