Познавательно-экологический исследовательский проект для детей средней группы
«Огород на подоконнике»
Автор проекта:
Воспитатель: Балдина Светлана Гумэровна»
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
г. Березовский, 2022 г.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий, групповой.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, практический.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатель, дети средней группы.
Возраст детей: 4 -5 лет.
Тип проекта: Познавательно-экологический, исследовательский.
Объект исследования: репчатый лук, редис, листья салата, бархатцы.
Актуальность проекта
Каждую весну практически в каждой семье дома на подоконнике появляется рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти растения. А интерес и детское любопытство с каждым днем становится все сильнее и сильнее.
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.
Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей через детско-родительскую проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей знания о росте и потребности растений (репчатый лук, редис, листья салата, бархатцы).
2. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
3. Учить детей ежедневно ухаживать за огородными культурами в комнатных условиях.
4. Фиксировать представление детей об изменениях роста огорода в контейнере с почвой и в воде.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
6. Научить детей видеть результат своего труда.
Проблема
На вопрос воспитателя «Возможно ли, чтобы огород был в группе детского сада?» почти все дети средней группы ответили, что это невозможно. Воспитатель предложила попробовать вырастить огород в группе. Дети, с помощью воспитателя, пришли к выводу, что для этой цели подойдет один из подоконников в группе.
Предполагаемый результат:
Предполагаемый результат:
1. В ходе реализации проекта дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, ухаживают за ними.
2. Посадив в землю семена, каждый ребенок индивидуально может наблюдать, как появляется росток, листочки, основные листья и т.д.
3. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала, с помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно-огородных растений на подоконнике.
4. Дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта получат положительные эмоции от увиденных результатов.
6. Родители детей станут активными участниками проекта и ощутят, что интерес детей к растениям очень возрос.
Материал
Земля, вода, лук, семена салата, редиса, бархатцев, контейнеры для посадки, дневник наблюдения, лейка для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для детей.
1 этап - подготовительный
Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы.
Беседа об огороде, овощах, цветах.
2 этап - основной
Рассматривание книг, иллюстраций о «жителях» огорода.
Д/игра “Вершки и корешки”
Чтение русской народной сказки «Вершки-корешки»
Беседа о том, что нужно растениям для роста.
Чтение русской народной сказки «Пых»
Д\игра лото «Фрукты-овощи»
Практическая деятельность: посадка (лук, редис, листья салата, бархатцы)
Д\игра «Правильно-неправильно»
Разгадывание загадок о овощах.
Беседа «Условия, необходимые для жизни растений»
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Лепка «Огород»
Наблюдение за ростом рассады. Полив растений в огороде.
Разгадывание загадок..
Беседа «Как растения впитывают воду?»
Рассматривание схемы «Как растет лук\салат\бархатцы\редис»
Д\игра «Найди пару»
Проведение эстафеты «Овощи-фрукты»
Разучивание стихотворения о луке, о листьях салата, редисе.
Чтение сказки «Веселый огород»
Аппликация «Овощи»
Подвижная игра «Вкусный обед»
Наблюдение за ростом растений в огороде. Полив растений в огороде. Анализ изменений.
Д\игра «Назовите растение»
Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная)
Чтение пословиц о овощах.
П\игра «Съедобное-несъедобное»
Д\игра «Угадай, что в руке»
Рассматривание схемы прорастания лука.
Раскрашивание красками.
Чтение сказки «Терапевтическая сказка о полезных овощах».
Беседа «Как растет растение»
Рассматривание изображений.
Д\игра «Где что зреет?»
Разгадывание загадок о природе.
Беседа о пользе витаминов, содержащихся в овощах.
Чтение сказки «Спор овощей»
Проведение эстафеты «Кого, чем угостим?»
Рассматривание схему прорастания лука.
Д\игра Игра «Хорошо – плохо»
Беседа «Полезные овощи в нашем рационе»
П\игра «Ходят капельки по кругу»
Беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада»
Изготовление родителями ящика для рассады
3 этап - заключительный
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Анализ результативности.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле.
Образовательная область «Речевое развитие»:
совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
Разучивание пословиц, загадок.
Чтение сказок, отгадывание загадок.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Формирование представлений о ЗОЖ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе;
воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развитие чувства цвета, формирование умения изображать предметы на бумаге.
Результат проекта:
Результат проекта:
В ходе реализации проекта, дети опытным путем получили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают. Посадив в землю семена, каждый ребенок наблюдал, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала, с помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно-огородных растений на подоконнике. Дети получили представление об этапах роста растений и получении конечного результата. Все участники проекта получили положительные эмоции от увиденных результатов.
Родители воспитанников ощутили, что интерес детей к растениям очень возрос. Поэтому они тоже стали активными участниками нашего проекта и помогли нам разнообразить наш огород новыми растениями.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Заключение
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Список литературы
• Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
• Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
• Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
• С.Н. Николаева «Юный эколог»,
• Н. А. Рыжова «Наш дом природа».
• Блог Марины Витальевны Орловой сайт «Кладовая развлечений»
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Изготовление родителями ящиков для рассады