Олимпиада
Познавательно - речевая олимпиада: «Играем, речь развиваем!»
для детей подготовительной группы.
Цель: Развивать речь, коммуникативные навыки, память, внимание, логическое мышление, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Задачи:
Способствовать развитию всех составляющих функций устной речи детей: грамматического строя речи, фонематического слуха, связной речи – диалогической и монологической; формированию словаря;
Закреплять знания полученные на занятиях по развитию речи;
Упражнять в чётком произношении скороговорок;
Закрепить умение подбирать антонимы к словам;
Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность, умение слушать и проявлять корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: указка; фишки, картинки с изображением профессий и орудий труда, ребусы, игрушки диких и домашних животных, два набора - серии сюжетных картинок, мяч.
Ход:
1 ведущий: Ребята, сегодня мы приглашаем вас на познавательно - речевую олимпиаду: «Играем, речь развиваем !»
Перед началом игры я представлю жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.
Представление жюри: Амосова О.Н, Шишкина Н.Н. Сейчас мы познакомимся с командами-участниками.
Представляю первую команду
Дети: «Знайки».
Капитан команды – Вахрушев Егор.
Вторая команда
Дети: «Умники».
Капитан команды – Петров Рома.
2 ведущий. Ребята, на каждом этапе олимпиады будут задания, которые нужно выполнить. Если задание выполнено правильно, игрок или вся команда получает 1 очко, если нет – 0 очков. Чем больше у команды правильных ответов, тем больше у нее очков. Очками у нас будут фишки, которые жюри будут опускать в коробочки ( у « Знаек» синяя, у «Умников» красная). В конце игры жюри подведет итог: у кого больше фишек, та команда и побеждает.
1 ведущий: Первый этап олимпиады: Разминка (без баллов).
Вопросы задаются каждой команде по очереди. Отвечает любой игрок команды.
Задание 1. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Задание для команды № 1
1. сок из винограда (какой?) – виноградный;
2. кровать из дерева (какая?) – деревянная;
3. ваза из стекла (какая?) – стеклянная;
4. кольцо из золота (какое?) – золотое;
5. мяч из резины (какой?) – резиновый;
Задание для команды № 2
1.снеговик из снега (какой?) – снежный;
2. дом из кирпича (какой?) – кирпичный;
3. варежки из шерсти (какие?) – шерстяные;
4. каша из риса (какая?) – рисовая.
5. игрушка из пластмассы (какая?) – пластмассовая.
2 ведущий:
Второй этап олимпиады:
Задание 2.Игра с мячом «Кто что делает?». (Игра на закрепление знаний о профессиях).
Ведущий: А теперь я предлагаю немного поиграть со мной в игру с мячом «Кто что делает?». Я буду называть профессии, а вы возвращаете мне мяч и называете действия которые выполняет человек той или иной профессии.
Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды №1
1. повар – готовит, варит еду;
2. художник — пишет картины;
3. летчик — управляет самолетом;
4. строитель — строит;
5. доктор — лечит.
Задание для команды № 2
1. учитель — учит;
2. полицейский – ловит преступников;
3. парикмахер – стрижет, делает прически;
4.швея – шьёт;
5. пожарный – тушит пожар;
1 ведущий.
Третий этап олимпиады:
Задание 3. Игра «Кому что нужно?».
Логопед предлагает каждому участнику рассмотреть на доске предметные картинки с изображением людей разных профессий. На столах для каждой команды разложены картинки с изображением орудий труда. Каждый ребенок должен выбрать на доске картинку той профессии, для которой необходимы соответствующие орудия труда. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
2 ведущий: Четвертый этап олимпиады:
Задание 4. Игра «Пропал звук». Дети добавляют звук в начало слова. «Знайкам» такие слова : …амок, … убы, …онтик,…агадка, …айка, …има (добавляют звук –З--); «Умники» добавляют ( звук –У-) в следующие слова: …литка, …хо, …тята, …дочка, …тюг, …рок;
1 ведущий.
Пятый этап олимпиады: игра «Скажи наоборот».
Слова для команды « Знайки». ( Используется мяч).
Веселый – грустный
Быстро – медленно
Начало – конец
Молодой - пожилой
Мокрый – сухой
Тихо – громко
Белый – чёрный
Широкий – узкий
Твердый – мягкий
Ленивый – трудолюбивый
Слова для команды «Умники».
Ночь – день
Умный – глупый
Хорошо – плохо
Твёрдый – мягкий
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Горячий – холодный
Больной – здоровый
Сладкий – горький
Маленький – большой
Молодцы ребята!
2 ведущий: Шестой этап олимпиады.
Задание 6 (Конкурс капитанов): Задание «Прочитай ребусы».
Побеждает тот, кто быстро и правильно прочитает слова. Каждому ребенку предлагается по 4 карточки. На карточках изображено по 4-5 предметов. Капитаны определяют первый звук с которого начинается название предметов и по ним читают получившиеся слова: лиса, коза, школа, молоко и т.д.
Подвижная игра «Кто быстрей» (на дифференциацию диких и домашних животных; команды выстраиваются в две колонны и соревнуются между собой – переносят игрушки с одного места на другое). « Знайки» выбирают диких животных, а «Умники» домашних животных.
В корзине лежат пластмассовые игрушки: домашние животные, дикие животные, утка, курица и сова.
1 ведущий. Седьмой этап олимпиады.
Задание 7: Конкурс «Скороговорки».
Команды называют друг другу скороговорки. Участники должны говорить быстро и правильно.
Команда № 1
1. Шапка, да шубка вот и весь мишутка.
2. За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.
3. Щуку я тащу, тащу да боюсь что выпущу.
4.От топота копыт пыль по полю летит.
5.На дворе трава, на траве - дрова.
Команда № 2 1.У репки и редьки корень крепкий.
2.Филип к печке прилип.
3.Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
4.Стеша спешила рубашку шила, шила спешила рукав не дошила.
5.Наш Полкан попал в капкан.
Восьмой этап олимпиады:
Игра: «Цепочка слов».
Первое слово для каждой команды называет ведущий.
Каждый игрок придумывает слово, которое начинается на последний звук слова придуманного предыдущим игроком. (н-р :сыр – ракета- автобус-самокат и т.д. ).
Девятый этап олимпиады: Задание 9: Составление рассказов. У каждой команды на мольберте серия разрезных сюжетных картинок – по 5 штук. У команд разные сюжеты.
2 ведущий: Ребята, мы подошли к последнему конкурсу. Сейчас нужно разложить сюжетные картинки в логической последовательности, самостоятельно составить рассказ и придумать название.
Критерии оценивания рассказа:
название рассказа
правильная последовательность картинок;
понимание смысла рассказа;
отсутствие аграмматизмов;
начало и конец рассказа;
умение договариваться друг с другом.
Подведение итогов. Вручение детям грамот.