Представление опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность учащихся 5–6 классах в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Представление опыта по теме
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся 5-6 классах в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
Владимирова Надежда Леонидовна , учитель биологии
Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из путей повышения качества образования учащихся является приобщение их к исследовательской и проектной деятельности
Известные слова слова А.Н. Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» подтверждают правильность направления деятельности учителя.
Проектно-исследовательская работа в нашей школе ведется с начальных классов. Каждый ребенок с малых лет вовлечен в мир поиска и открытий
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться, даже в младших классах.
Китайская пословица говорит: . «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму» еще раз доказывает практическую ценность знаний.
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Этим обусловлено внедрение исследовательской и проектной деятельности в образование ФГОС.
Актуальность опыта
Исследовать окружающий мир присуще каждому ребенку. Это одно из главных и естественных проявлений детской психики.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Раскрыть свои творческие способности, открыть перспективы для будущего развития личности, способной к успешному обучению, такой мотив я задаю своим учащимся в ходе исследовательско-проектной деятельности.
Поэтому главной идеей считаю вывести ученика на тропу поиска, научиться получать результаты.
Проектно- исследовательские работы делю на 3 этапа: 1 этап — подготовительный. 2 этап — технологический. 3 этап — заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как ребенок, так и учитель.
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся .Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Учащиеся определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентации.
Исследовательская работа для ребенка — это, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но незнакомых ребенку. Ища информацию дети сотрудничают с родителями. Учитель в этой деятельности — увлекает ребенка, показывает ему важность и значимость его деятельности, вселяет уверенность в свои силы.
На втором этапе (технологическом) - дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Затем выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) детьми оформляется работа и происходит защита проекта в форме представления проектов или изделий, которые дети создали. Представление работы обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Результаты проектной деятельности детей оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, лонгрида т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Все темы должны быть посильными пониманию детей.
Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные.
При исследованиях мы обязательно следуем основным этапам:
- постановка проблемы;
-изучение теории, посвящённой данной проблематике;
-подбор методик исследования;
-сбор материала, его анализ и обобщение;
-научный комментарий;
-собственные выводы.
В ходе работы над проектами обучаю правильному оформлению проекта:
- наличие титульного листа, где прописывается адрес школы , тема работы, автор, консультант, руководитель проекта, год выполнения.
- Введение. Чётко формулируем цель исследования (она должна быть отражена и в
названии проекта) и указываем проблему, на решение которой направлено исследование,
место, сроки и продолжительность его выполнения, состав группы.
- Отчет о проведенных исследованиях. Описываем объект исследования, методику
работы, полученные результаты. Результаты должны быть представлены в таблицах,
графиках, диаграммах, тезисах.
- Выводы и прогноз. Оцениваем состояние объекта на момент проведенного исследования.
Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном
будущем. Описываем мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
- Список использованной литературы. Указываем источники информации.
Для выполнения некоторых проектов требуется составление гербария, знание видовых названий и признаков растений. Поэтому ребята учатся основам гербаризации, осваивают методику работы с определителями. Так, например учащиеся 6 классов изучили виды кустарников и деревьев на пришкольном участке , создав электронную классификацию древесной растительности. Учащиеся 5кл. подготовили гербарии многолетних и однолетних культурных растений. Участвуя в проектной деятельности подготовили выставку в школьно-музейной экспозиции « Палитра осени», разработали мини-проекты по оформлению лучшей клумбы. Таким образом познакомились с основами ландшафтного дизайна.
На основе проектов младших школьников ,учащиеся старших классов выполнили проект оформления пришкольного участка с элементами декоративной деревянной скульптуры.
На биологических экскурсиях при изучении естественных и искусственных экосистем ребята выполнили исследовательский проект на тему « Антропогенное влияние на лесной массив «Карпаты». Работая над исследовательским проектом, школьники ответили на следующие вопросы:
° Являются ли окружающие леса устойчивыми экосистемами? Как повысить экологическую устойчивость экосистемы нашего леса? Как влияет процесс урбанизации на лесную экосистему?
Изучили признаки деградации данной экосистемы.
В младшем и среднем звене они уже самостоятельно работают над проектами и участвуют в городских конкурсах «Юный исследователь» и региональном фестивале проектных работ.
Так мои учащиеся выступали с темами следующих проектов:
Определение воздушного загрязнения методом лихеноиндикации на территории многопрофильного лицея;
Разнообразие видовых сообществ древесной и кустарниковой растительности пришкольного участка;
Анализ физического состояния почвы пришкольного участка;
Исследование свойств мела и изготовление его в домашних условиях;
Композиционное оформление ландшафта пришкольного участка
Биоиндикация чистоты воздуха по сосне обыкновенной на территории многопрофильного лицея .
Участвуя в городских конкурсах «Юный исследователь» и региональном фестивале проектных работ заняли призовые места.
Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?
Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой.
Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты.
В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс и повысить уровень активности школьников и качество знаний учащихся в предметных областях.
Литература
1.Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
2.Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.
3. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 200
4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.
7. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.