Организационно - методические указания для тренера-преподавателя по лёгкой атлетике
Организационно - методические указания для тренера-преподавателя по лёгкой атлетике.
В технической подготовке предусматривается изучение техники лёгкой атлетики. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Специальная физическая подготовка представлена средствами, принадлежащими лёгкой атлетики, общая - средствами других видов деятельности.
Для достижения физического и нравственного совершенства необходимо решить три группы задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Группа образовательных задач состоит из усвоения теоретических и методических основ лёгкой атлетики, овладения техникой различных видов лёгкой атлетики включая подготовку к соревнованиям.
Решение воспитательных задач предусматривает воспитание ряда качеств свойственных спортсменам высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, настойчивость, сознательность, общительность, а так же волевые качества. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье.
На теоретических занятиях легкоатлет овладевает историческим опытом и элементами культуры лёгкой атлетики, осваивает методические основы (планирования, методов обучения), овладевает способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных. Занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, контрольные и модельные, а соревнования - на главные, основные, отборочные и контрольные.
На учебных занятиях изучают различные элементы техники, закрепляют их варианты в условиях различного объёма и интенсивности их выполнения. Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий, объединяющий учебные и тренировочные занятия. В них осваивают новый учебный материал и закрепляют пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности легкоатлета по разделам подготовки.Модельные занятия предусматривают соответствие содержания занятий с программой предстоящих соревнований, их регламентом и контингентом участников.
В практических занятиях важное значение имеет разминка. В разминку включают различные упражнения - большая часть времени должна отводиться мышцам и суставам, которые участвуют в основной тренировке. Стоит уделить внимание плечевым и тазобедренным суставам, активнее проработать колени, мышцы бедер, голеностоп. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств планируются с небольшим приростом показателей.
Интеграция видов обучения позволит в большей мере индивидуализировать подготовку юных легкоатлетов.
Тренер готовит конкретный учебный материал для освоения тренировочного плана.
Ознакомление с двигательным действием происходит в соответствии с принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации и практического опробования (в целом и по частям), что позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте спортсмена готовые элементы и подсистемы координации, которые будут служить предпосылкой для построения движения и созданию у него целостного представления о движении, выполнение его.
Обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания системы движений входящих в состав конкретного действия, и закономерности связей между ними. Это относится как к форме, так и содержанию двигательных действий.
На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчленённое разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями.
На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. Зная механизм образования тренер восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ученика последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности.