Выступление «Организация дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей»
Защита концепции
«Организация дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей».
Преподаватель
Степановой Светланы Юрьевны
Билибино, 2024 год.
В современном мире существует тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети в силу своих особенностей в течение жизни вынужденно сталкиваются с целым рядом проблем.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем и близким окружением, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, им мешает неравенство возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.
Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи обучающихся, а в худшем случае оставит его позади тех, кто обучается с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все дети сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.
Формы дистанционной поддержки обучающихся.
Формы дистанционной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей известны и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.
Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью и открытостью.
Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся.
Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности обучающихся, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс дополнительного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, - мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть должен быть создан ресурс, в котором мы сможем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат. На первый взгляд эта задача кажется невыполнимой. Не может педагог каждую свободную минуту быть в центре внимания обучающегося с его запросами и отвечать на них оперативно и грамотно. На самом деле, роль педагога здесь – организаторская, консультативная. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно. Поэтому у педагога и всех участников образовательного процесса должна быть заведена личная почта для связи. И как пример страница сайта образовательной организации, на которой будет содержаться практические материалы, график выполнения заданий, электронный банк проектов, алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы. Материал и инструкции разрабатываются более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. обучающийся должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Интернет консультирование через электронную почту проводится на всех этапах совместной исследовательской деятельности.
Мультимедийная редакция как пример дистанционной формы поддержки обучающихся.
Если говорить более предметно о формах дистанционной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нужно перейти к конкретным примерам использования информационных технологий и технологий модерации в процессе дополнительного образования.
Примером, наиболее полно иллюстрирующим эффективность дистанционной работы и поддержки, является мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования. Редакция может быть создана на основе своего печатного издания (газеты) как редакция СМИ. Сегодня мультимедийная направленность свойственна большинству известных и крупных СМИ, использующих возможности контента для самых разных групп потребителей.
Мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования позволяет размещать мультимедийные публикации (видеоролики, созданные обучающимися, печатные статьи на основе видео-фотоматериалов, фотографии и слайд-шоу, анимацию, интерактивную графику, карты и другое). Разумеется, к созданию подобных материалов должны быть привлечены не только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, изучающие современные компьютерные технологии, обучающихся творческих студий и другие.
Иными словами, в отличие от мультимедийных СМИ, где основным продуктом является мультимедийное видео, статья, опрос и любая другая форма журналистского произведения, в мультимедийной редакции могут публиковаться и другие продукты творческой деятельности. Их можно «конвергировать» связать с журналисткой работой, чтобы не терять смысл и суть объединения «мультимедийная редакция». При этом журналисты получают непрерывный поток материалов для анализа и творческой переработки, учатся операторской, репортерской работе, постигают азы фотографии, верстки, получают возможность присылать в редакцию и размещать самостоятельно отснятые и написанные материалы, получать отзывы о своей работе.
Очная работа с педагогом, обсуждение публикаций, новостей, интерактивное групповое обучение, тренинги и мастер-классы дополняются работой в мультимедийной редакции и участием в выпуске печатного издания. Обучающиеся получают возможность публиковаться в интернет-СМИ и видеть материальное воплощение своей работы – газету. Мультимедийная редакция связывает все этапы работы педагога и обучающихся: от первых фотографий с тренинга знакомств, до материалов, подготовленных на конкурсы (репортажей, интервью, статей, мультфильмов и фильмов). Существование единого информационного пространства – мультимедийной редакции, позволяет объединять обучающихся разных направленностей, интегрировать знания, получать метапредметные результаты образовательной деятельности. Редакция может предоставить пространство творческому продукту любого обучающегося, который через эту публикацию получает возможность интерактивной оценки, анализа, критики и опыта.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал для ребенка. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.
В МАУО ДОД БР ЦДТ разрабатывается образовательная программа «Мир творчества» и является программой дистанционного обучения. Поскольку для нашего учреждения это новое направление, мне хотелось бы рассказать подробнее об этой программе. Данная программа разработана для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и другими множественными нарушениями в развитии. Это способ обучения будет происходит дистанционно, т.е. по интернету на электронный адрес обучающегося отправляется разработка занятия, и презентация с теоретической и практической частью, где подробно показывается все этапы выполнения задания. Дается определённый срок его выполнения. После проведения занятия нужно будет отправить отчёт о проведённой работе. В отчёте описывается сложность выполнения, проблемы и трудности, т. е. что ребёнку удалось сделать самому и на коком этапе педагог помогал учащемуся выполнять работу, к отчёту прилагаются фотографии всех этапов выполнения поделки и фото готовой работы.
Для работы по образовательной программе «Мир творчества» обязательно должны учитываться:
желание ребенка и его родителей;
возможности ребенка, состояние его здоровья;
возможности образовательного учреждения и педагога (материальная база, опыт педагога и его квалификация).
С родителями учащихся (законными представителями) должны быть заключены договоры о совместной деятельности на бесплатной основе.
Велика роль родителей в организации образовательного процесса, без их активного участия трудно добиться положительных устойчивых результатов. В работе с родителями необходимо найти взаимопонимание в том, что ребенок не только должен научиться определенным умениям и навыкам, но и использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни. В процессе обучения возможен обмен информацией родителей и педагога. Родители должны познакомить педагога с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей могут организовать проведение для них индивидуальных консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется специальная литература, и та, которая указана в образовательной программе, и по вопросам воспитания детей.
Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности:
создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми;
выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий,
снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение,
обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Формирование навыков различных видов деятельности средствами изобразительного искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в системе работы по коррекции дефектов развития ребенка. Занятия по программе «Мир творчества» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник.
В программе дистанционного обучения «Мир творчества» – используются нетрадиционные приемы и техники:
в рисовании - пальчиковая живопись, рисование мыльными пузырями, ватными палочками, методом набрызга, методом штриховки, методом сухой кисти;
в аппликации – техника картонное кружево, трикотажная крошка;
в лепке – мозаика из пластилина и т.д.
В художественном конструировании для изготовления поделок применяются нетрадиционные материалы – поролон, ракушки, плоды растений.
Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности. Для повышения мотивации можно организовать участие учащихся в конкурсах и выставках.
В процессе обучения необходимо осуществлять педагогическую диагностику показателей развития обучающихся. Система мониторинга данной программы разработана по видам диагностики.
Предварительная – осуществляется в начале учебного года.
Цель предварительной диагностики – зафиксировать начальный уровень развития обучающихся.
В процессе диагностики осуществляется выявление сформированности отдельных составляющих психофизического развития обучающихся, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому, так как для одних детей достаточно помощи в виде показа и направляющих действий, для других даже совместное выполнение со взрослым непосильно. Кто-то уже может пользоваться кистью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш.
Промежуточная диагностика предполагает выявление преобладающих способов деятельности по разделам программы.
Для проведения диагностик применяются методы - наблюдение в практической деятельности, анализ продуктов деятельности, сравнение. Результаты предварительной и итоговой диагностики обучающихся заносятся разработанные таблицы.
Если ребёнок любит рисовать, лепить, вырезать, клеить то программа «Мир творчества» актуальна для обучения и развития психофизических способностей. Такое образное познание действительности имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Виды деятельности, представленные в программе, способствуют этому.
Программа разработана так, что процесс обучения происходит от простого к сложному, что позволяет ребёнку развиваться постепенно в соответствии со своими возможностями.
На первом году обучения на занятиях могут использоваться простейшие методики (рисование ватными палочками, рисование соской, метод набрызга), все эти методы в определенной степени способствуют развитию тех или иных качеств.
На втором году обучения используются различные материалы для выполнения работы (нитки, картон, поролон и т.д.) Работа с различными по структуре материалами, с различными инструментами влияет на развитие сенсорных качеств, тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики и является важнейшим средством коррекции физического и психического развития ребёнка.
Дистанционное обучение по программе «Мир творчества» предоставляет детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Такое обучение позволяет также расширить возможности социокультурной реабилитации детей с ОВЗ. Успех реализации программы напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации учреждения дополнительного образования, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц.