Статья на тему «Организация межведомственного взаимодействия в процессе профилактики суицидального поведения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 11» Изобильненского ГОРОДСКОГО ОКРУГА Ставропольского края
Выступление на РМО
«Организация межведомственного взаимодействия
в процессе профилактики суицидального поведения»
Выступила: учитель высшей категории
истории и обществознания
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Бодрая Е.А.
п.Рыздвяный, 2022 г.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год.
Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида».
Детский суицид – это, сложная, страшная и, надо признать рационально до конца не объяснимая проблема. Детство, отрочество – это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и очень хочется жить. К тому же в человеке заложен потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения.
И только действие очень мощного, противоестественного, духовно противостоящего человеку метафизического фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому важно понять, что ослабевает, обезоруживает человека под давлением этой силы, а что укрепляет и защищает его.
Попытки самоубийства действуют как сигналы тревоги и, по сути, являются призывом о помощи, даже если не было осознанного намерения этого призыва.
В результате сложившейся ситуации в настоящее время, коллективом МБОУ «СОШ №11» ИГОСК состоящим из: директора, социального педагога, педагога-психолога, уполномоченного по делам несовершеннолетних, классными руководителями была разработана модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся. Модель стоит из: цели; принципов; уровней; ожидаемого результата; основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у учащихся, находящихся в системе образования.
Такая работа позволяет осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избегать суицидальных попыток.
Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды.
Хотя сегодня трудно и самой школе. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, чем располагает далеко не каждое образовательное учреждение, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности - формирование безопасного образовательного пространства.
Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников образовательного пространства.
Для обеспечения более эффективной и целенаправленной работы в рамках поставленной задачи при расширении социальных контактов образовательного учреждения целесообразно разработать схему и план деятельности в этом направлении.
По каждому направлению предполагается деятельность с различными структурами и в различных формах:
Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образования в учреждениях повышения их квалификации;
- Организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей и подростков (Рыздвяненская детская школа искусств, поселковая библиотека;)
- Дворец культуры и спорта п. Рыздвяный специализирующимися на физкультурно-оздоровительной работе, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании;
- Защиту прав обучающихся с помощью омбудсмена;
Взаимодействие образовательного учреждения в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с Рыздвяненской больницей;
- Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического и физического здоровья среди обучающихся;
Администрация поселка Рыздвяного содействуют организации и проведению досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий.
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия;
Храм Рождества Христова оказывает духовно-нравственное воспитание учащимся, при Храме открыта Воскресная школа, в которой детям преподают «Основы православной культуры»;
Отдел внутренних дел взаимодействует с образовательным учреждением через отделы профилактики правонарушений, территориальные отделы полиции, охранные предприятия;
Пожарная часть № 61 п. Рыздвяный участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности, организуя учения и тренировки, содействует организации работы кружка «Юный пожарный»;
Отдельная рота дорожно-постовой службы г. Изобильный содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию городков, соревнований «Законы дорог уважай», отряд юных инспекторов дорожного движения «ЮИД»;
Военный комиссариат организует работу призывных комиссий, содействуют организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе пятидневных сборов юношей 10-х классов, участвуют в профессиональной ориентации учащихся;
Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи детям через работу служб социальной защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильной работы с малоимущими семьями;
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением основных законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области защиты прав детства.
Таким образом, можно сказать, что наше образовательное учреждение взяло на себя миссию сплочения общества в воспитании подрастающего поколения.
В качестве вывода хотелось бы отметить две основные особенности межведомственных взаимоотношений:
- Они объективно необходимы для полноценной профилактической работы для решения общих задач предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних в современных условиях;
- Эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, государственные организации видят в школе наиболее приспособленную структуру, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, школа получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.