12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алена Валерьевна161
Россия, Красноярский край, Норильск











Методическая рекомендация

«Организация проектной деятельности в творческих объединениях»











Составитель:

Педагог дополнительного образования

Ильина А. В.














Содержание:



Организация проектной деятельности в творческих объединениях_______________________________________3 стр.

Из истории метода проектов___________________________3 стр.

Классификация проектов_____________________________ 5 стр.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов__________________________________________ 5 стр.

Классификация проектов по продолжительности_________ 6стр.

Основные требования к проекту_______________________ 7 стр.

Структура учебного проекта__________________________ 8 стр.

Этапы работы______________________________________ 10 стр.

Проект «Таймыр наш общий дом»_____________________11 стр.

Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание____________________________________11 стр.

Запуск проекта_____________________________________ 12 стр.

План работы______________________________________ 13 стр.

Презентация________________________________________13 стр.

Оценка результатов_________________________________ 14 стр.






















I. Организация проектной деятельности в творческих объединениях

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


II. Из истории метода проектов


Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психо­лог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» .применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опы­том человеческого общества. Все это — признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно попу­лярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали Метод проектов —- « наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью, которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­влечения и т. д.);

2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб­разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­щественной жизнью;

3) «повествовательные проекты» — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет­ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. . В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шес­тьюстами проектами единственная учительница этой школы.

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику оте­чественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колеба­лись оценки метода проектов в официальной педагогике.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обуче­ния. В качестве причин этого явления выделяют:

1) отсутствие подготовленных педагогических кадров, способ­ных работать с проектами;

2) слабая разработанность методики проектной деятельности;

3) гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обу­чения;

4) сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».







III. Классификация проектов


По доминирующей деятельности учащихся учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име­ет большое количество видов и разновидностей..

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и зак­лючен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.


IV. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты, проводятся, как правило, в рамках одного пред­мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­мацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме «Таймыр наш общий дом» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками. Они могут быть:

внутриклассными;

внутришкольными;

региональными (разного масштаба);

межрегиональными (в рамках одного государства);

международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Рамками регионального проекта может быть, например, муниципальный район Кайеркан г. Норильска, а может — Сибирский федеральный округ Российской Федерации.


V. Классификация проектов по продолжительности


Мини-проекты могут укладываться в одно занятие. Например: экологическая сказка «Без растений жизнь невозможна. А почему?» На эту тему можно написать сочинение, связав с местностью, где вы проживаете или использовать данную тему на уроках ИЗО.


Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий..

Экологическую тему можно продолжить. Например: проект «Как поспорили растения», связать эту тему тоже непременно с местностью, где вы проживаете. Почему одни растения цветут раньше другие позже? Какие лекарственные растения своего края вы знаете и как используете в своей жизни? Какие растения лучше и почему вы так думаете? И т.д.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде образовательных учреждениях эта работа традиционно проводится в рамках учени­ческих научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты).



VI. Основные требования к проекту


Работа по методу проектов — это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту — совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам педагог (проект по подготовке методических пособий для кабинета), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение какого-то праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать педагогу-ру­ководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.


VII. Структура учебного проекта


Этапы деятельности:

постановка проблемы;

выдвижение гипотез – путей решения проблемы;

планирование деятельности по реализации проекта;

сбор информации

структурирование информации;

изготовление продукта;

оформление продукта;

выбор формы презентации;

презентация;

самооценка и самоанализ.


5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор­мации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!







VIII. Этапы работы

п/п

этапы

содержание

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с педагогом и получают при необходимости информацию, устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

2

Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) разделение задач, (обязанностей между членами команды)

Вырабатывают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения.

3

исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

4

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает и советует

5.

Представление , презентация

Возможные формы представления результатов: устный отчет, слайд презентация, защита творческого проекта, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают результаты




Слушает, задает целенаправленные вопросы, в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса в целом


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждение и самооценки.

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета

IX. Проект «Таймыр наш общий дом»


Тип проекта: информационно- практико-ориентированный;

Вид проекта: групповой, творческий.


Цель проекта

: Формирование творческой личности, умеющей ценить и охранять социокультурные ценности, проектирующей и художественно преобразующей действительность, способной к самореализации и саморазвитию.

Краткая формулировка задачи:

- оформить композицию, дающую представление о сегодняшней долганской тундре;

- создать справочный и иллюстративный материал о Таймыре, для желающих изучать краеведение, культурологию и историю родного края.

-познакомить детей с разнообразием оформления различных композиций.

- научить планировать работу.

- научить рассчитывать стоимость материалов для выполнения данной работы


X. Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание.


Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать внимание



- расширить образные представления на базе поисково-исследовательской работы с окружающим пространством;

- научить самостоятельно, создавать художественный образ через постижение языка различных видов декоративно-прикладного творчества;

- формировать связь между коренными жителями и промышленным освоением тундры;

- воспитывать интерес к этнокультуре, ощущение необходимости в сохранении наследии прошлого, бережное отношение к родному краю;

- формировать готовность к сотрудничеству, коллективному творчеству, уважение к высказыванию других детей;

- научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.











XI. Запуск проекта


Анализ детских работ, эскизирование, замер площади, на которой будет вестись работа.


Интеграция разделов


Материалы и технология, основы изобразительной грамотности и композиции, творчество детей.


Новые термины:


Экология, экономика, промышленность, долганская тундра.


Материалы и оборудование:


ДВП, краска акриловая, клей ПВА, «Мастер», клеющий пистолет, мох, ветки, грибы сушенные, кожа разноцветная, проволока для создания каркаса куклы и оленей, проволока для плетения бисером, бисер разноцветный, сукно, мех искусственный, мех натуральный олений и отделочный, кисти.


Расчет стоимости материалов для выполнения работы.


п/п

Наименование материала

количество

Стоимость

(в руб)

1


Бисер, разноцветный

5х20

100

2.


Лист ДВП

1 лист

150

3

Клей ПВА

1 флакон

20

4

Клей «Мастер»

1 банка

100

5

Стержень для пистолета

2 шт

40

6

Краска акриловая

1 банка

50


7

Клеящий пистолет


1 шт


300

8

Кисти

комплект

100

9

Кожа, мех, проволока, сукно, природный материал


Вторичное сырье


итого


860

XII.План работы


- знакомство с созданием таких композиций по журналам, фотографиям и музейным экспозициям;

- выполнение эскиза;

- обсуждение и выбор лучших эскизов;

- соединение выбранных эскизов в один;

- выбор материалов и оптимальных технологий изготовления;

- консультации со специалистами;

- распределение обязанностей по выполнению различных элементов композиций между участниками;

- изготовление элементов и деталей композиции;

- оформление работы и окончательная отделка.



XIII. Презентация.


Результаты работы были представлены на обсуждение в виде творческого проекта, включающей историческую справку, собственные творческие разработки, технологические карты выполнения отдельных деталей проекта. А также компьютерная слайд-презентация самого проекта.

Имя существительное Таймыр с эвенкийского языка переводится как щедрый, богатый, удивительный. С другой страны Таймыр это суровый край овеянный легендами и сказками, в которых рассказывается о хрустальных водах рек, мириадах водопадов, падающих со склонов "столовых" гор, ярких красках северных цветов на фоне камней и снега, о несметных богатствах Таймырской земле. И все же самое главное богатство этой земли это его люди. Испокон веков проживают здесь малочисленные народности: долганы, ненцы, нганасаны, звенки, энцы. Эти народности не просто выживали в суровых условиях заполярья, но и сумели создать свой образный художественный мир. У ненцев существует легенда о пяти тундровых лепестках. Через эти пять легенд нам хотелось бы познакомить вас нашим щедрым, богатым, удивительным Таймыром.

Цель проекта:

- сохранение и развитие культуры малочисленных народности Таймыра, приобщение сверстников к истории родного края.

Задача проекта:

- создание справочного и иллюстративного

материала о Таймыре,

для желающих изучать краеведение,

культурологию и историю родного края.

В первой легенде, используя устное народное творчество, мы попытались ознакомить с малочисленными народностями Таймыра. Подробнее описываются долганы, так как именно долганский стилизованной костюм, изготовлен в практической части проекта. Во второй легенде рассказывается о животном мире Таймыра. В практической части проекта животный мир представлен северным оленем. В третьей легенде раскрывается растительность Таймыра. А в практической части изготовили северных жарков и цветы незабудки. В четвертой легенде рассказывается о сказке, которая рядом, т.е. о несметных богатствах Таймырской земли. А в практической части мы попытались воссоздать участок газопровода с техникой. В пятой легенде мы хотели показать богатство красок и самобытность декоративно-прикладного творчества малочисленных народностей Таймыра. И так перед вами творческий проект «Таймыр наш общий дом».


XIV. Оценка результатов.


Выполненная работа получилась именно такой, какой она и была задумана. Ребята с удовольствием приняли участие в этом проекте. В процессе работы возникали разные идеи оформления композиции. Например: показать тундру в разные времена года. Но такая работа потребовала бы дополнительных денежных средств. Работа была сделана за короткое время и получилась сравнительно дешевой, потому что для основных материалов использовано вторичное сырье.








9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.