Методические рекомендации на тему «Организация проектной деятельности в творческих объединениях»
Методическая рекомендация
«Организация проектной деятельности в творческих объединениях»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Ильина А. В.
Содержание:
Организация проектной деятельности в творческих объединениях_______________________________________3 стр.
Из истории метода проектов___________________________3 стр.
Классификация проектов_____________________________ 5 стр.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов__________________________________________ 5 стр.
Классификация проектов по продолжительности_________ 6стр.
Основные требования к проекту_______________________ 7 стр.
Структура учебного проекта__________________________ 8 стр.
Этапы работы______________________________________ 10 стр.
Проект «Таймыр наш общий дом»_____________________11 стр.
Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание____________________________________11 стр.
Запуск проекта_____________________________________ 12 стр.
План работы______________________________________ 13 стр.
Презентация________________________________________13 стр.
Оценка результатов_________________________________ 14 стр.
I. Организация проектной деятельности в творческих объединениях
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
II. Из истории метода проектов
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» .применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это — признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали Метод проектов —- « наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
1) «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью, которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т. д.);
2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3) «повествовательные проекты» — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;
4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. . В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
1) отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
2) слабая разработанность методики проектной деятельности;
3) гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
4) сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
III. Классификация проектов
По доминирующей деятельности учащихся учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей..
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
IV. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
Монопроекты, проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме «Таймыр наш общий дом» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
• внутриклассными;
• внутришкольными;
• региональными (разного масштаба);
• межрегиональными (в рамках одного государства);
• международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Рамками регионального проекта может быть, например, муниципальный район Кайеркан г. Норильска, а может — Сибирский федеральный округ Российской Федерации.
V. Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие. Например: экологическая сказка «Без растений жизнь невозможна. А почему?» На эту тему можно написать сочинение, связав с местностью, где вы проживаете или использовать данную тему на уроках ИЗО.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий..
Экологическую тему можно продолжить. Например: проект «Как поспорили растения», связать эту тему тоже непременно с местностью, где вы проживаете. Почему одни растения цветут раньше другие позже? Какие лекарственные растения своего края вы знаете и как используете в своей жизни? Какие растения лучше и почему вы так думаете? И т.д.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В ряде образовательных учреждениях эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты).
VI. Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам педагог (проект по подготовке методических пособий для кабинета), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение какого-то праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
VII. Структура учебного проекта
Этапы деятельности:
постановка проблемы;
выдвижение гипотез – путей решения проблемы;
планирование деятельности по реализации проекта;
сбор информации
структурирование информации;
изготовление продукта;
оформление продукта;
выбор формы презентации;
презентация;
самооценка и самоанализ.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
VIII. Этапы работы
№п/п |
этапы |
содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
1 |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с педагогом и получают при необходимости информацию, устанавливают цели |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей |
2 |
Планирование |
а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) разделение задач, (обязанностей между членами команды) |
Вырабатывают план действий, формируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения. |
3 |
исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
4 |
Результаты и выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов |
Анализируют информацию |
Наблюдает и советует |
5. |
Представление , презентация |
Возможные формы представления результатов: устный отчет, слайд презентация, защита творческого проекта, письменный отчет |
Отчитываются, обсуждают результаты
|
Слушает, задает целенаправленные вопросы, в роли рядового участника |
6 |
Оценка результатов и процесса в целом |
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждение и самооценки. |
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета |
IX. Проект «Таймыр наш общий дом»
Тип проекта: информационно- практико-ориентированный;
Вид проекта: групповой, творческий.
Цель проекта
: Формирование творческой личности, умеющей ценить и охранять социокультурные ценности, проектирующей и художественно преобразующей действительность, способной к самореализации и саморазвитию.
Краткая формулировка задачи:
- оформить композицию, дающую представление о сегодняшней долганской тундре;
- создать справочный и иллюстративный материал о Таймыре, для желающих изучать краеведение, культурологию и историю родного края.
-познакомить детей с разнообразием оформления различных композиций.
- научить планировать работу.
- научить рассчитывать стоимость материалов для выполнения данной работы
X. Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание.
Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать внимание
- расширить образные представления на базе поисково-исследовательской работы с окружающим пространством;
- научить самостоятельно, создавать художественный образ через постижение языка различных видов декоративно-прикладного творчества;
- формировать связь между коренными жителями и промышленным освоением тундры;
- воспитывать интерес к этнокультуре, ощущение необходимости в сохранении наследии прошлого, бережное отношение к родному краю;
- формировать готовность к сотрудничеству, коллективному творчеству, уважение к высказыванию других детей;
- научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
XI. Запуск проекта
Анализ детских работ, эскизирование, замер площади, на которой будет вестись работа.
Интеграция разделов
Материалы и технология, основы изобразительной грамотности и композиции, творчество детей.
Новые термины:
Экология, экономика, промышленность, долганская тундра.
Материалы и оборудование:
ДВП, краска акриловая, клей ПВА, «Мастер», клеющий пистолет, мох, ветки, грибы сушенные, кожа разноцветная, проволока для создания каркаса куклы и оленей, проволока для плетения бисером, бисер разноцветный, сукно, мех искусственный, мех натуральный олений и отделочный, кисти.
Расчет стоимости материалов для выполнения работы.
№п/п |
Наименование материала |
количество |
Стоимость (в руб) |
1
|
Бисер, разноцветный |
5х20 |
100 |
2.
|
Лист ДВП |
1 лист |
150 |
3 |
Клей ПВА |
1 флакон |
20 |
4 |
Клей «Мастер» |
1 банка |
100 |
5 |
Стержень для пистолета |
2 шт |
40 |
6 |
Краска акриловая |
1 банка |
50
|
7 |
Клеящий пистолет
|
1 шт |
300 |
8 |
Кисти |
комплект |
100 |
9 |
Кожа, мех, проволока, сукно, природный материал |
|
Вторичное сырье |
|
итого |
|
860 |
XII.План работы
- знакомство с созданием таких композиций по журналам, фотографиям и музейным экспозициям;
- выполнение эскиза;
- обсуждение и выбор лучших эскизов;
- соединение выбранных эскизов в один;
- выбор материалов и оптимальных технологий изготовления;
- консультации со специалистами;
- распределение обязанностей по выполнению различных элементов композиций между участниками;
- изготовление элементов и деталей композиции;
- оформление работы и окончательная отделка.
XIII. Презентация.
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде творческого проекта, включающей историческую справку, собственные творческие разработки, технологические карты выполнения отдельных деталей проекта. А также компьютерная слайд-презентация самого проекта.
Имя существительное Таймыр с эвенкийского языка переводится как щедрый, богатый, удивительный. С другой страны Таймыр это суровый край овеянный легендами и сказками, в которых рассказывается о хрустальных водах рек, мириадах водопадов, падающих со склонов "столовых" гор, ярких красках северных цветов на фоне камней и снега, о несметных богатствах Таймырской земле. И все же самое главное богатство этой земли это его люди. Испокон веков проживают здесь малочисленные народности: долганы, ненцы, нганасаны, звенки, энцы. Эти народности не просто выживали в суровых условиях заполярья, но и сумели создать свой образный художественный мир. У ненцев существует легенда о пяти тундровых лепестках. Через эти пять легенд нам хотелось бы познакомить вас нашим щедрым, богатым, удивительным Таймыром.
Цель проекта:
- сохранение и развитие культуры малочисленных народности Таймыра, приобщение сверстников к истории родного края.
Задача проекта:
- создание справочного и иллюстративного
материала о Таймыре,
для желающих изучать краеведение,
культурологию и историю родного края.
В первой легенде, используя устное народное творчество, мы попытались ознакомить с малочисленными народностями Таймыра. Подробнее описываются долганы, так как именно долганский стилизованной костюм, изготовлен в практической части проекта. Во второй легенде рассказывается о животном мире Таймыра. В практической части проекта животный мир представлен северным оленем. В третьей легенде раскрывается растительность Таймыра. А в практической части изготовили северных жарков и цветы незабудки. В четвертой легенде рассказывается о сказке, которая рядом, т.е. о несметных богатствах Таймырской земли. А в практической части мы попытались воссоздать участок газопровода с техникой. В пятой легенде мы хотели показать богатство красок и самобытность декоративно-прикладного творчества малочисленных народностей Таймыра. И так перед вами творческий проект «Таймыр наш общий дом».
XIV. Оценка результатов.
Выполненная работа получилась именно такой, какой она и была задумана. Ребята с удовольствием приняли участие в этом проекте. В процессе работы возникали разные идеи оформления композиции. Например: показать тундру в разные времена года. Но такая работа потребовала бы дополнительных денежных средств. Работа была сделана за короткое время и получилась сравнительно дешевой, потому что для основных материалов использовано вторичное сырье.
9