Методическая разработка урока ОПК в 4 классе на тему «Пасха»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа
«Пасха»
Методическая разработка по ОПК
(Основы православной культуры)
Срок реализации: учебный урок
Возраст детей:9- 10 лет
Разработала :
Питенина Е.В.учитель начальных классов,
МОУ «Архангельская СШ»
Стаж работы: 33 года
с.Архангельское
2021г
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество | Питенина Елена Владимировна |
Место работы | МОУ «Архангельская СШ» |
Должность | Учитель начальных классов |
Модуль | Основы православной культуры |
УМК | А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение» |
Тип урока | Урок введения нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный |
Тема урока | Пасха |
Количество часов | 1 час |
Цель, задачи | В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества. В области формирования УУД: познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей. |
Основные термины, понятия | Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, Светлая Седмица, Жены-мироносицы |
Оборудование и инструментарий | Карточки, таблицы, , дополнительный материал. Учебник, экран, мультимедийный проектор, презентация |
Планируемые результаты урока | Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности. |
Предметные умения | Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни. |
Метапредметные умения | |
Познавательные УУД | Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы. Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, кейсов, текстов. |
Личностные УУД | Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним. Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами. |
Регулятивные УУД | Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников. Умение проговаривать последовательность действий на уроке; учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). |
Коммуникативные УУД | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока. Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание |
Формы работы | Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная. |
Методы | Словесный, наглядный, проблемно- диологический, кейс –метод,частично- поисковый, практический |
Ожидаемые результаты | - выделять отличительные признаки праздника Пасхи; использовать тексты с целью поиска и извлечения информации;проводить опрос и делать обобщение;фиксировать результаты в таблицу, анализировать текст, выделяя факты с учётом поставленных вопросов, выстраивать факты в определённой последовательности.собирать необходимую информацию, анализировать и систематизировать её. |
План урока
I.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
II.Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Самостоятельное изучение особенностей христианского праздника
V. Реализация построенного проекта.
VI . Продолжение работы по новой теме
( Первичное закрепление).
VII. Творческая мастерская . Роспись пасхальных яиц.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
IX. Подведение итогов урока.
X. Задание на дом
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД | ||||||||||
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | СЛАЙД 1. Вот опять звенит звонок Приглашает на урок. | Слушают учителя, настраиваются на урок. | Личностные УУД: проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость | ||||||||||
II.Проверка домашнего задания. | На прошлом уроке мы с вами говорили о Христе и Его кресте. СЛАЙД 2. 1.Как принял смерть Иисус Христос? 2.Крест- это орудие пыток и казни. Почему же мы его носим на теле? 3.Объясните каждую из составляющих его частей. | Ответы детей | Умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест». Оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы | ||||||||||
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - Что же произошло с Иисусом после распятия ? СЛАЙД 3. _-Сегодня на уроке мы поговорим о самом торжественном и радостном христианском празднике . -Как вы думаете, что это за праздник? СЛАЙД 4 Тема урока. ПАСХА (Христианская) светлое Христово Воскресенье. -Что вы уже знаете об этом празднике? СЛАЙД 5(зачитать) Учитель: -Что хотели бы узнать? | Ответы детей Иерусалиме Иисус был распят на кресте, в субботу погребен, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых.) Ответы детей Читают Ответы детей | Личностные УУД: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Формирование мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||||||||||
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме. Самостоятельное изучение особенностей христианского праздника | Работа в группах. Кейс-метод -Изучать особенности этих праздников, вам предстоит самостоятельно, работая в группе. Прошу подойти ко мне по одному представителю от группы и получить пакет с заданием. - Что такое Пасха. - Как празднуют Пасху. - Что такое пост. -Традиции, символы, атрибуты -Творческая мастерская -. Вам знакомо слово Пасха? Вспомните, в какое время года вы его слышали особенно часто? Какие воспоминания связаны для вас с этим словом? | Ученики составляют план работы на урок Отвечают на вопросы Рассказывают о своих воспоминаниях о Пасхе | Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебную задачу. Планирование учебной деятельности. Познавательные УУД: поиски способов решения проблемы. Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||||
V. Реализация построенного проекта. Удерживать учебную задачу в процессе работы. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; Ориентироваться в тексте учебника; Извлекать информацию из текстов. | История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает жить, сиять, сверкать. СЛАЙД 7 Карточка 1. Вопрос: «В чём суть праздника Пасхи у христиан?» Материалы кейса (кейс – материал подготовленный учителем) . Приложение 1 Воскресение- день возобновления жизни . В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день-воскресенье. Верующие в этот день ходят в церковь.
Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного приложения. Учебник - стр 28 СЛАЙД 8. -Каким вы видите Христа? -Что вы чувствуете , глядя на эти иконы? Чтение и обсуждение 4 абзаца на странице 29. - Какое же желание у каждого православного? -Как называют Иисуса Христа? - Имя Иисус значит Бог Спасает. -От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? -Что угрожало тогда людям? -Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего | Выступление представителей группы Дети рассматривают иконы под руководством учителя. Особое внимание обращается на лица и краски. Ответы (Сияет,излучает свет,сияние) Отвечают на вопросы. Спокойствие, умиротворенность, надежность, защиту Чтение текста Пройдя через кончину все же воскреснуть. Предположения детей -Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошел ради спасения людей. То же, что и сегодня: зло, потери. | Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте учебника; Извлекать информацию из текстов на карточке и в учебнике. Регулятивные УУД: отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного (самоконтроль) ,удерживать учебную задачу в процессе работы. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Ориентироваться в тексте учебника; Извлекать информацию из текстов. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы (работа в группе); умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||||
VI . Продолжение работы по новой теме ( Первичное закрепление). | В честь воскресения Христова русский народ в одно из весенних воскресных дней празднует ПАСХУ ХРИСТОВУ. -Сегодня мы и поговорим о праздновании Пасхи. -Как начинается празднование? Пасхальная служба происходит в ночь с субботы на воскресенье. Ровно в 12 часов начиналась пасхальная заутреня. Пасха отмечается в разные числа, месяца. Время празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. О Христовом воскрешение возвещает торжественный колокольный звон (благовест – хорошая, благая весть). В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое звучание, в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. СЛАЙД 9 Чтение стихотворения.А Майков. «Повсюду благовест звучит…» (стр.30) СЛАЙД 10 (Фонограмма звона колоколов.) А. Хомяков. Благовест. И мощный звон промчался над землёю. И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. -Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. СЛАЙД 11 СЛАЙД12(крестный ход) Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. -Что такое гимны.(прославляющие, хвалебные песни) Чтение гимна обучающимися (стр.30). -Каков главный смысл В храме зажигают свечи. Церковный хор начинает пасхальное песнопение. В церковном песнопении слышится радость, глубина. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах в нашей жизни. СЛАЙД 13 -Какие слова повторяются? -Почему? -Пасха –это великий праздник у православных, но этому празднику предшествует почти двухмесячный пост. СЛАЙД 14 -Что такое пост? -Для чего нужен пост? -Прочитайте о посте на стр. 31 (2 абзац «Почти два месяца…» и выделенные строки. Сделайте вывод по прочитанному. ПОСТ- это время покаяния и духовного очищения. - Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё название. -Вы познакомимся с отрывками из книги Ивана .С. Шмелёва «Лето Господне».В которых рассказывается о первом и последним дне страстной недели поста. Кейс –метод Беседа по отрывку. -Почему закрыли картину? СЛАЙД 16 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 -Что изменилось с приближением праздника в доме? -Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Зато на Пасху - пир горой! СЛАЙД 17 - Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола? СЛАЙД 18,19 - Вспомните рассказ Анастасии Цветаевой «Детство». - О каком же празднике рассказывает Анастасия Цветаева? (Светлый праздник Христово Воскресенье). -Опишите пасхальный стол - Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? - Какие слова говорят друг другу? СЛАЙД 20 Б.М. Кустодиев Пасхальная открытка.Христосование. Прочтите на стр 30.Со слов «На Пасху все…» - Какие традиции связаны с празднованием Пасхи у христиан? Кейс «Пасхальные традиции» Приложение 5 Вопросы кейса: 1. Как вы думаете, для чего окрашивают Пасхальные яйца? 2. Откуда пошла традиция выполнять действия трижды? Приведите примеры из литературы. 3 Почему принято говорить: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». Выступление представителей групп. | Чтение стихотворения Слушают .звон колоколов Чтение Самые главные слова Не едят мяса, яиц, молока, стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам Делают вывод Во время поста нужно больше времени уделять добрым делам, поступкам. Время отказа от желаний,благ.Верующие стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам Чтение Выступление представителей 1 группы. Сообщения о Великом посте перед Пасхой Выступление представителей 2 группы. Чистый понедельник Выступление представителей 3 группы. Великая суббота Ответы Чтение текста (Все целуют друг друга с приветственными словами: «Христос воскресе – воистину воскресе »). Ответы Выступление представителей групп | Познавательные УУД Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, самоконтроль Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание, участвовать в диалоге, умение слушать и слышать учителя. Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы (работа в группе); умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей, строить монологическое высказывание Коммуникативные УУД: умения выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы в группе | ||||||||||
VII. Творческая мастерская . Роспись пасхальных яиц. | - Какой главный символ пасхи. - Яйцо – символ жизни. -Почему же в этом отрывке у Андрюшки горел лоб? -Дети радуются празднику и играют в разные игры. Какие? СЛАЙД 21 Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа. – Вспомните прошедший Великий пост, вспомните прошедшую Пасху. – Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? -Что же дарят на пасху? СЛАЙД 22 Главный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. СЛАЙД 23,24(яйца Фаберже),25,26,27 Роспись пасхальных яиц. СЛАЙД 28,29 | 1 группа рассказывает о правилах игры «Чоканье яйцами». 2 группа рассказывает о правилах игры «Вертушка». 3 группа «Катанье яиц». Ответы детей Роспись пасхальных яиц. 1 группа- раскрасить яйцо по образцу. 2 группа-роспись яйца по предложенному эскизу. 3 группа – роспись яйца (самостоятельно составленная роспись) | Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы в группе Коммуникативные УУД: умения выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: формирование эстетических чувств и потребностей; РегулятивныеУУД: умение определять цель своей работы; Предметные: - умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, - осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений; - умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе, - умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач; | ||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности. | -С каким настроением он закончился для вас? -- Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в группах. Приложение 6
СЛАЙД 30 Если вы считаете, что ваша группа «отлично» потрудилась, то поднимите руку вверх. Если «хорошо»,то поднимите большой палец. Если чем то недовольны , то разведите руки в стороны. - Продолжите фразу: «Сегодня на уроке …» СЛАЙД 31 было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал… мне захотелось… я научился… урок дал мне для жизни… я смог… Раздаются смайлики. | Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. Заполнение таблицы Обучающиеся зачитывают свои работы (по группам) Самоанализ | Регулятивные УУД: Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала; Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме | ||||||||||
IX. Подведение итогов урока. | -Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания. Работа на интерактивной доске (контроль) 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? 3. В чем состоит христианский пост? 4.Традиции -Сравните с планом урока. (В начале урока). -Справились с поставленной задачей? - Чему учит праздник Пасха? Праздник Пасхи – составляет сердце Православия. Вот обычай, над которым следует задуматься всем людям. Верующие люди во все следующие за Пасхой дни занимались благотворительностью (раздавали одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес! -Воистину воскрес! | Контроль знаний Работа на интерактивной доске Ответы (.Милосердию, состраданию, добру, уважению, любви, смирению и т. д.) | Познавательные УУД: делать выводы Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения задания Личностные УУД: - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат. | ||||||||||
X. Задание на дом | 1.Предлагается обучающимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича. 2. Написать небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха». 3.Ответить на вопросы на странице 31 Рекомендовано прочитать. А. Майков. Христос Воскресе | Записывают домашнее задание в дневник. | ЛичностныеУУД: -умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала. . |
28