Осень- тайны и открытия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19
(МБДОУ Д/С № 19)

427971, Удмуртская Республика, г.Сарапул, Левиатова, 2
E-mail: detsad19sar@yandex.ru
познавательно-творческий
Проект
«Осень- тайны и открытия»

Подготовительная коррекционная группа для детей с ТНР № 10.
Воспитатели: Мельников Т.Л., Мухутдинова О.В.
Учитель-логопед: Третьякова И.И.
2025 год
Паспорт педагогического проекта
«Осень - тайны и открытия»
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Продолжительность:2 недели.
Возрастная группа: Подготовительная коррекционная группа (дети 6-7 лет с ТНР).
Образовательная область: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
1. Актуальность проекта (в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО)
Осень – яркое и динамичное время года, предоставляющее богатейшие возможности для сенсорного развития, обогащения словарного запаса и развития связной речи.
Для детей с ТНР особенно важно обучение, основанное на наглядности, практических действиях и живом эмоциональном опыте.
Проект «Осень - тайны и открытия» позволяет в интегрированной форме решать коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Овощи-фрукты», развивать фразовую речь, совершенствовать грамматический строй, развивать мелкую моторику и творческие способности.
Деятельность в рамках проекта строится с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого ребенка с ТНР, что является ключевым требованием ФАОП ДО.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для коррекции и развития речи детей с ТНР через ознакомление с сезонными изменениями в природе осенью и организацию разнообразных видов детской деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи:
· Познавательное развитие: Формировать представления об осени как времени года, ее характерных признаках (похолодание, листопад, отлет птиц, уборка урожая).
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (стало холодно – деревья сбросили листья).
· Речевое развитие: Активизировать и расширять словарь по теме (существительные: листопад, урожай, гербарий, сентябрь, октябрь, ноябрь; прилагательные: золотая, дождливая, хмурая, багряный, спелый, душистый; глаголы: желтеет, опадает, вянут, улетают, собирают).
Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных – клен – кленовый, употребление существительных в родительном падеже).
Развивать связную речь: учить составлять описательные и повествовательные рассказы с опорой на картину и личный опыт.
· Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с произведениями художественной литературы и живописи об осени. Развивать продуктивную деятельность: рисование, аппликацию, лепку.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развивать общую и мелкую моторику (собирание листьев, работа с пластилином, кисточкой, выполнение аппликаций).
· Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) через дидактические игры.
· Развивать фонематический слух и просодическую сторону речи (темп, ритм, интонацию).
Коррекционно-воспитательные задачи:
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту осенней природы.
· Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности в ходе коллективной и индивидуальной работы.
· Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Предполагаемые результаты (целевые ориентиры)
Ребенок:
· Имеет представления: об основных признаках осени, названиях деревьев, овощей и фруктов.
· Активно использует в речи слова по лексической теме, умеет составлять простые распространенные предложения и короткий рассказ об осени с помощью взрослого.
· Умеет: классифицировать листья по форме и дереву, создавать простые творческие работы (рисунки, аппликации, поделки из природного материала).
· Проявляет: познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, навыки совместной деятельности.
4. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный :1-2 дня
Деятельность педагога:
1. Формулировка цели и задач проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических игр по теме.
3. Разработка конспектов НОД и бесед.
4. Информирование родителей о проекте, привлечение к сбору природного материала.
Деятельность детей:
Рассматривание картин об осени, участие в первичной беседе, проявление интереса к теме.
2. Основной (практический) 10-12 дней
Реализация запланированных видов деятельности в совместной и самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и на специально организованных занятиях.
3. Итоговый 1-2 дня
Анализ и обобщение результатов.
Оформление продуктов проекта.
Презентация результатов (выставка для родителей и детей другой группы).
5. Содержание деятельности в ходе проекта (Система работы)
Образовательная область «Речевое развитие»:
· Беседы: «Что мы видели на экскурсии?», «Почему осень называют золотой?», «Как звери готовятся к зиме?», «Что выросло на огороде?».
· Чтение художественной литературы:
· А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
· И. Бунин «Листопад» (отрывок)
· И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
· В. Сутеев «Яблоко»
· Загадки и пословицы об осени, овощах и фруктах.
· Составление рассказов: по серии сюжетных картин «Осень в лесу», по пейзажным картинам И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень».
· Дидактические игры:
· «Разрезные картинки «Осенние листья» (развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса).
· «С какого дерева лист?» (активизация словаря, развитие классификации).
· «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты, развитие тактильного восприятия и активизация словаря).
· «Один-много» (лист – листья, дерево – деревья).
· «Назови ласково» (лист – листочек, дерево – деревце).
Образовательная область «Познавательное развитие»:
· Экскурсия в осенний парк/лес: наблюдение за изменениями в природе, сбор опавших листьев разной формы и цвета.
· Исследовательская деятельность: сравнение листьев по форме, размеру, цвету; эксперименты «Что тяжелее – сухой или мокрый лист?», «Тонет – не тонет».
· Создание гербария: совместная деятельность – размещение собранных листьев на полосе широкого скотча и аккуратное закрытие сверху другой полосой. Обсуждение, с какого дерева каждый лист.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
· Рисование: «Овощи в корзинке» (гуашь), «Осеннее дерево» (техника «печать листьями» или рисование кистью).
· Лепка (пластилинография/объемная лепка): «Дары осени» (овощи и фрукты).
· Аппликация: создание индивидуальных аппликаций из осенних листьев («Ёжик», «Птичка», «Дерево»).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
· Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
· Трудовые поручения: помощь в уборке листьев на участке, приведение в порядок рабочего места после творческой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»:
· Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Раз, два, три – к дереву беги!».
· Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Листья», «Капуста».
· Физкультминутки на осеннюю тематику.
6. Продукты проекта:
1. Коллективная творческая работа «Осенний вернисаж»: большая общая композиция, созданная путем объединения индивидуальных детских аппликаций из осенних листьев на общем ватмане. Дополняется рисунками детей.
2. Гербарий «Осенние листья»: альбом или панно, где листья заламинированы с помощью широкого скотча, с подписями .
7. Взаимодействие с семьями воспитанников
· Консультация для родителей «Развиваем речь на осенней прогулке».
· Привлечение к совместному сбору природного материала (листья, шишки, каштаны).
· Приглашение на итоговую выставку творческих работ «Осенний вернисаж».
8. Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования вашего ДОУ, разработанная на основе ФГОС ДО.
2. Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) – для учета особых образовательных потребностей детей с ТНР.
3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».
4. Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе».
5. Хрестоматии для детского сада «Подготовительная группа».
Данный проект является комплексным и позволяет реализовать интегративный подход в обучении и развитии детей с ТНР, обеспечивая достижение планируемых результатов в соответствии с современными образовательными стандартами.
Проект полностью реализован.