Материал на проверке

Осень- тайны и открытия

0
0
Материал опубликован Вчера в 17:28


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19
(МБДОУ Д/С № 19)

t1763648867aa.gif

427971, Удмуртская Республика, г.Сарапул, Левиатова, 2

E-mail: detsad19sar@yandex.ru



познавательно-творческий

Проект

«Осень- тайны и открытия»


t1763648867ab.jpg




Подготовительная коррекционная группа для детей с ТНР № 10.





Воспитатели: Мельников Т.Л., Мухутдинова О.В.

Учитель-логопед: Третьякова И.И.




2025 год





Паспорт педагогического проекта

«Осень - тайны и открытия»


Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.

Продолжительность:2 недели.

Возрастная группа: Подготовительная коррекционная группа (дети 6-7 лет с ТНР).

Образовательная область: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.



1. Актуальность проекта (в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО)


Осень – яркое и динамичное время года, предоставляющее богатейшие возможности для сенсорного развития, обогащения словарного запаса и развития связной речи.

Для детей с ТНР особенно важно обучение, основанное на наглядности, практических действиях и живом эмоциональном опыте.

Проект «Осень - тайны и открытия» позволяет в интегрированной форме решать коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Овощи-фрукты», развивать фразовую речь, совершенствовать грамматический строй, развивать мелкую моторику и творческие способности.

Деятельность в рамках проекта строится с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого ребенка с ТНР, что является ключевым требованием ФАОП ДО.



2. Цель и задачи проекта


Цель: Создание условий для коррекции и развития речи детей с ТНР через ознакомление с сезонными изменениями в природе осенью и организацию разнообразных видов детской деятельности.


Коррекционно-образовательные задачи:


· Познавательное развитие: Формировать представления об осени как времени года, ее характерных признаках (похолодание, листопад, отлет птиц, уборка урожая).

Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (стало холодно – деревья сбросили листья).


· Речевое развитие: Активизировать и расширять словарь по теме (существительные: листопад, урожай, гербарий, сентябрь, октябрь, ноябрь; прилагательные: золотая, дождливая, хмурая, багряный, спелый, душистый; глаголы: желтеет, опадает, вянут, улетают, собирают).

Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных – клен – кленовый, употребление существительных в родительном падеже).

Развивать связную речь: учить составлять описательные и повествовательные рассказы с опорой на картину и личный опыт.


· Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с произведениями художественной литературы и живописи об осени. Развивать продуктивную деятельность: рисование, аппликацию, лепку. ​​​​​​​


Коррекционно-развивающие задачи:


· Развивать общую и мелкую моторику (собирание листьев, работа с пластилином, кисточкой, выполнение аппликаций).

· Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) через дидактические игры.

· Развивать фонематический слух и просодическую сторону речи (темп, ритм, интонацию).


Коррекционно-воспитательные задачи:


· Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту осенней природы.

· Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности в ходе коллективной и индивидуальной работы.

· Воспитывать бережное отношение к природе.


3. Предполагаемые результаты (целевые ориентиры)


Ребенок:


· Имеет представления: об основных признаках осени, названиях деревьев, овощей и фруктов.

· Активно использует в речи слова по лексической теме, умеет составлять простые распространенные предложения и короткий рассказ об осени с помощью взрослого.

· Умеет: классифицировать листья по форме и дереву, создавать простые творческие работы (рисунки, аппликации, поделки из природного материала).

· Проявляет: познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, навыки совместной деятельности.



4. Этапы реализации проекта


1. Подготовительный :1-2 дня


Деятельность педагога:


1. Формулировка цели и задач проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических игр по теме.

3. Разработка конспектов НОД и бесед.

4. Информирование родителей о проекте, привлечение к сбору природного материала.


Деятельность детей:

Рассматривание картин об осени, участие в первичной беседе, проявление интереса к теме.


2. Основной (практический) 10-12 дней

Реализация запланированных видов деятельности в совместной и самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и на специально организованных занятиях.


3. Итоговый 1-2 дня

Анализ и обобщение результатов.

Оформление продуктов проекта.

Презентация результатов (выставка для родителей и детей другой группы).




5. Содержание деятельности в ходе проекта (Система работы)


Образовательная область «Речевое развитие»:


· Беседы: «Что мы видели на экскурсии?», «Почему осень называют золотой?», «Как звери готовятся к зиме?», «Что выросло на огороде?».

· Чтение художественной литературы:

· А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

· И. Бунин «Листопад» (отрывок)

· И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

· В. Сутеев «Яблоко»

· Загадки и пословицы об осени, овощах и фруктах.

· Составление рассказов: по серии сюжетных картин «Осень в лесу», по пейзажным картинам И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень».

· Дидактические игры:

· «Разрезные картинки «Осенние листья» (развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса).

· «С какого дерева лист?» (активизация словаря, развитие классификации).

· «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты, развитие тактильного восприятия и активизация словаря).

· «Один-много» (лист – листья, дерево – деревья).

· «Назови ласково» (лист – листочек, дерево – деревце).


Образовательная область «Познавательное развитие»:


· Экскурсия в осенний парк/лес: наблюдение за изменениями в природе, сбор опавших листьев разной формы и цвета.

· Исследовательская деятельность: сравнение листьев по форме, размеру, цвету; эксперименты «Что тяжелее – сухой или мокрый лист?», «Тонет – не тонет».


· Создание гербария: совместная деятельность – размещение собранных листьев на полосе широкого скотча и аккуратное закрытие сверху другой полосой. Обсуждение, с какого дерева каждый лист.


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:


· Рисование: «Овощи в корзинке» (гуашь), «Осеннее дерево» (техника «печать листьями» или рисование кистью).

· Лепка (пластилинография/объемная лепка): «Дары осени» (овощи и фрукты).

· Аппликация: создание индивидуальных аппликаций из осенних листьев («Ёжик», «Птичка», «Дерево»).


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:


· Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

· Трудовые поручения: помощь в уборке листьев на участке, приведение в порядок рабочего места после творческой деятельности.


Образовательная область «Физическое развитие»:


· Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Раз, два, три – к дереву беги!».

· Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Листья», «Капуста».

· Физкультминутки на осеннюю тематику.


6. Продукты проекта:


1. Коллективная творческая работа «Осенний вернисаж»: большая общая композиция, созданная путем объединения индивидуальных детских аппликаций из осенних листьев на общем ватмане. Дополняется рисунками детей.

2. Гербарий «Осенние листья»: альбом или панно, где листья заламинированы с помощью широкого скотча, с подписями .


7. Взаимодействие с семьями воспитанников


· Консультация для родителей «Развиваем речь на осенней прогулке».

· Привлечение к совместному сбору природного материала (листья, шишки, каштаны).

· Приглашение на итоговую выставку творческих работ «Осенний вернисаж».



8. Список использованной литературы:


1. Основная образовательная программа дошкольного образования вашего ДОУ, разработанная на основе ФГОС ДО.

2. Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) – для учета особых образовательных потребностей детей с ТНР.

3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

4. Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе».

5. Хрестоматии для детского сада «Подготовительная группа».



Данный проект является комплексным и позволяет реализовать интегративный подход в обучении и развитии детей с ТНР, обеспечивая достижение планируемых результатов в соответствии с современными образовательными стандартами.

Проект полностью реализован.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.