Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Цель: активизировать и закрепить знания детей об осени, осенних явлениях природы, обогатить словарный запас детей, учить подбирать синонимы, развивать связную речь, умение описывать, формировать умение видеть красоту окружающего мира, прививать любовь к природе, родному краю.
Материалы: репродукции картин, книга, портрет В. Сухомлинского, осенний листочек, иллюстрация березы.
Предварительная работа: повторить стихи об осени, нарисовать осенние пейзажи, рассмотреть картинки с изображением осени, экскурсия к березе, провести беседы об осени.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Занятие проводится на прогулке. Дети рассаживаются на лавочках полукругом.
2.Мотивация.
Воспитатель:
Сегодня у нас необычное занятие, которое мы проведем на нашем участке, чтобы видеть красоту осени, которая нас окружает!
3.Рассказ воспитателя о В. Сухомлинском.
Василий Сухомлинский-известный писатель и учитель(показывает портрет писателя). Он написал множество рассказов для детей, которые описывают красоту природы, рассказывают нам о животных и растениях, семье, дружбе, учат доброте(показывает книгу)
Когда В. Сухомлинский был маленьким мальчиком, он был очень любознательным и наблюдательным, любил природу, любил рисовать, но в семье не было денег, чтобы купить альбом и краски. Но мальчик очень хотел рисовать, он целые дни проводил в лесу, собирал лекарственны е растения, чтобы обменять их на краски, а стакан семечек акации менял на тетрадь. Мальчик преодолевал огромный путь, чтобы добраться до города. А когда он вырос, то создал свою школу, которая называлась «Школой радости». Школа находилась возле реки и леса. Учитель проводил уроки на природе: дети гуляли, слушали рассказы учителя, сочиняли свои, рисовали, наблюдали за птицами и животными, насекомыми, рассматривали растения, любовались красотой окружающего мира, слушали звуки пения птиц, жужжания пчел.
4.Беседа:
- Ребята, а вы бы хотели проводить наши занятия на природе?
- Что нас окружает?
-Кого мы можем увидеть на прогулке?
- Какие осенние явления природы мы наблюдаем?
- Какая сегодня погода?
- Какого цвета осень? Какая она?
5.Речевая игра «Передай слово» (Дети передают друг другу листочек и описывают осень: теплая, солнечная, золотая, поздняя, холодная, дождливая, щедрая, богатая, красивая, волшебная, урожайная, яркая, чудесная, хмурая…)
6.Воспитатель:
Ребята, а теперь послушайте сказку Василия Сухомлинского « Осень принесла золотистые ленты». Можете закрыть глаза и представить себе ее.
Растут над прудом две березы. Стройные, высокие, белокорые. Опустили березы зеленые косы. Веет ветер, расчесывает косы. Тихо шепчут листья березы. Это они о чем-то разговаривают.
Однажды ночью похолодало. На траве заблестели белые кристаллики льда. Пришла к березам осень. Принесла им золотистые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы.
Взошло солнце. Растопило кристаллики льда. Посмотрело солнце на березы и не узнало их — в зеленых косах золотые ленты. Смеется солнышко, а березы грустят.
(Показать иллюстрацию березы)
7.Беседа:
- О каких деревьях рассказывает в сказке В. Сухомлинский?
- Где росли березы?
- Какого цвета были у них листья?
- Что случилось с березами ночью? Почему?
- Чем на самом деле были золотистые ленточки? Кто их заплел березкам?
- Почему они грустили?
- Что будет с листочками зимой, а весной, летом, осенью?
- Как называется явление природы, когда листья падают?
- Давайте и мы с вами сделаем настоящий листопад!
8.Физкультминутка( в кругу)
Ходит осень по дорожке (ходьба по кругу)
Промочила в лужках ножки (прыжки)
Ходит осень, бродит осень (ходьба в обратную сторону)
Ветер с клена листья сбросил (присесть)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклониться, поднять листочки)
Собирать их каждый рад (покружиться)
Просто чудный листопад! (бросить листочки вверх, хлопки в ладоши)
9. Воспитатель:
- Дети, а давайте вспомним стихотворения об осени, которые мы с вами выучили на занятиях.
Стихи об осени.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.А. Бунин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С. Пушкин
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Д. Бальмонт
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А.Н. Плещеев
10.Воспитатель:
Так в своих стихотворениях описывают осень русские поэты. А как еще можно показать осень? Нарисовать ее. Давайте рассмотрим репродукции картин осенних пейзажей известных русских художников.
Исаак Левитан , «Золотая осень»,1895
И. Шишкин, “Осень”, 1892
Василий Поленов , «Золотая осень», 1893
11.Воспитатель:
Очень красочная и живописная осень на картинах этих художников.
- Дети, а чем можно нарисовать осень?
- Вы тоже нарисовали осенние пейзажи, давайте их рассмотрим.
- А вот у маленького Василия Сухомлинского не было красок и карандашей, как еще можно нарисовать осень? Например, мелками на асфальте, а мы с вами сегодня нарисуем осенний пейзаж разноцветными листочками! Посмотрите, какие красивые листочки в нашем саду! Кленовые, дубовые, листья акации, сумаха, груши, абрикоса, ореха…Какого они цвета? Красные, оранжевые, желтые, коричневые, есть еще и зеленые. Давайте сейчас все вместе «нарисуем» осенний пейзаж из листьев!
12. Выкладывание пейзажа.
13.Итог.
Воспитатель:
- Вот какая красивая картина у нас получилась! А нарисовали мы ее листьями!