Ошибки в работе с одарёнными учениками
Выявление, развитие и поддержка одарённых учеников — одна из приоритетных задач не только школы, но и государства. Как организовать работу по выявлению талантливых учеников, как поддерживать их мотивацию и развивать их таланты на протяжении всех 11 лет мы обсуждали ранее. Сегодня же поговорим об ошибках, которые учителя допускают в работе с одарёнными учениками.
1. Ученик-помощник
Способного ученика, чтобы тот не баловался на уроках, не отвлекал педагога и класс, назначают наставником над своими же одноклассниками. Во время урока на последних партах ученик объясняет другому ученику пройденный ранее материал или домашнее задание.
Часто отличников сажают проверять тетради. Если для неуспевающего ученика и учителя — наставничество и будет положительным моментом, для самого ученика — это зря потраченное время.
Гораздо эффективнее, использовать метод групповых проектов и предложить ученикам разного уровня знаний совместно поработать над поставленной задачей. Для одарённых учеников — это практика во взаимодействии со сверстниками, а для других — возможность набраться опыта и новых знаний.
2. Дифференцированный подход в обучении
Сформировать ситуацию успеха в учебной деятельности позволяет технология дифференцированного обучения. В основе такого подхода лежит самостоятельная работа по дифференцированным заданиям, которые разрабатываются педагогом с учётом индивидуальных особенностей одарённых учеников. Правда, дифференцированный подход не означает, что ребята должны постоянно заниматься самостоятельно. Введение большого количества задач без контроля или подотчётности может иметь и противоположный эффект.
На заметку! Конспекты дифференцированных уроков по разным классам и предметам можно найти в библиотеке УРОК.РФ:
- Дифференцированный подход на уроках русского языка
- Статья на тему «Дифференцированный подход в обучении математике» (5–8 классы)
- Статья на тему «Интегративно-дифференцированный подход при обучении физике» (7–11 классы)
- Статья «Дифференцированный подход в формировании ключевых компетенций у отдельных категорий обучающихся на уроках русского языка и литературы»
- Доклад «Дифференцированный подход к обучению на уроках географии через формирование УУД»
3. Талантливый человек талантлив во всём?
Талант, как правило, проявляется в одной области. Ошибочное убеждение, что ученик, одарённый в одной области, автоматически талантлив и в других.
Например, ученик может сочинять стихи, писать прекрасные сочинения, но делать кучу ошибок по русскому языку. Или же хорошо разбираться в решении нестандартных математических задач, но с трудом разбираться истории. Быть отличным спортсменом или талантливым художником, но учится средне в школе.
Важно оценить каждую предметную область в отдельности и не требовать высоких результатов во всех сферах.