Предварительный просмотр презентации
Простое осложненное предложение Подготовила: Мария Николаевна Станкевич, учитель русского языка и литературы
Введение Цели занятия : 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями; 2. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях;
Простое осложненное предложение – это предложение, в которое включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы. Простое осложненное предложение – это предложение, в которое включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы.
Чем может быть осложнено простое предложение: -однородными членами предложения; -обособленными членами предложения; -вводными словами; -обращениями
Предложения с однородными членами Предложения с однородными членами Однородные члены предложения — это такие члены, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и объединены одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (главные и второстепенные) выступают как ряд синтаксически равноправных словоформ, соединённых сочинительной связью
Не являются однородными членами: Не являются однородными членами: 1) ряд повторов, имеющих усилительный оттенок: А снег шёл и шёл; 2) фразеологизмы с повторяющимися союзами: ни то ни сё, ни рыба ни мясо и др.; 3) простые осложнённые сказуемые: сказал так сказал, пойду проверю;
Средствами связи однородных членов являются интонация и сочинительные союзы: 1) соединительные и, да(=и), ни…ни: Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдалённых пожарищ(Гоголь Н.В.) 2) противительные союзы а, но, да(=но), однако, зато, а то, не то, а не то, хотя, хотя и не, однако: Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей(Пушкин А.С.)
3) разделительные или, либо, ли…ли, или…или, то…то, не то… не то, то ли… то ли: Теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, остановить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности(Лермонтов М.Ю.) 4) градационные: не только…но и, как…так и, хотя и…но, не столько…сколько, настолько…насколько, не то что…а, не то чтобы…а, если не…то: В эту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел; Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь(Салтыков-Щедрин М.Е.)
Обобщающие слова при однородных членах предложения Обобщающие слова при однородных членах предложения (словосочетания, синтаксические объединения) обозначают понятия, которые являются родовыми либо общими по отношению к элементам ряда однородных членов: В зале, кроме множества родных и гостей, стояло духовенство: священник, дьякон и два дьячка (Лесков Н.С.). Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены. Море, порт, город, гора - всё превратилось в глухую, прерывистую от ветра тьму (К.Паустовский).
Определения Однородные (допускается вставка союза и) На лугу росли красные, желтые, синие цветы. Неоднородные (характеризуют предмет с разных сторон) Кругом всей поляны стояли густые высокие ели.
Задание 1.Он родился в бедной крестьянской семье. 2.Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3.Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4.Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5.Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6.Я видел женщину молодую добрую прекрасную интеллигентную. 7.В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8.Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9.Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10.У него были большие рыбьи глаза. 11.Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12.Послышался звонкий детский смех.
Задание 1.Он родился в бедной крестьянской семье. 2.Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3.Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4.Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5.Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6.Я видел женщину молодую добрую прекрасную интеллигентную. 7.В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8.Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9.Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10.У него были большие рыбьи глаза. 11.Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12.Послышался звонкий детский смех.
Вводные слова-слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова не являются членами предложения.
Запятые при вводных предложениях и вводных словах
В качестве вводных слов чаще всего употребляются: – слова и выражения, обозначающие уверенность / неуверенность говорящего в достоверности информации: без сомнения, вероятно, видимо, возможно, естественно, конечно, разумеется и др.; – слова и выражения, указывающие на источник информации: говорят, по выражению (кого), по словам (кого), как говорит (кто), по-моему, по моему мнению и др.; – слова и выражения, обозначающие чувства и эмоции: к сожалению, к счастью и др.;
В качестве вводных слов чаще всего употребляются: – слова и выражения, структурирующие речь: итак, таким образом, во-первых, в конце концов, например и др.; – слова и выражения, демонстрирующие выбор точного слова или формы: иначе (говоря), короче (говоря), кстати (сказать), между прочим и др.; – слова и выражения, позволяющие привлекать и удерживать внимание собеседника: понимаешь (ли), признаться, признаюсь, слышь, видите ли и др.
Слова, которые не являются вводными Авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы .
Внимание! От вводных слов нужно отличать обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы как? каким образом? когда? и т. п., например: Эти слова сказаны кстати. Но: Захватите с собой, кстати, наши книги. Эта фраза была сказана между прочим. Но: Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.
Внимание! Следует различать употребление одних и тех же слов и оборотов то в качестве вводных (и, следовательно, выделяемых запятыми), то в качестве усилительных (и запятыми не выделяемых), например: Вы все это понимаете, конечно? (конечно – вводное слово). Вы-то конечно приедете раньше меня (конечно, произносимое тоном уверенности, – усилительное слово). Что ты, в самом деле, еще надумал! (в самом деле – вводное выражение). А ведь он в самом деле тут ни при чем (в самом деле, произносимое тоном убежденности, – усилительный оборот).
Внимание! Если например, скажем, положим, допустим и т. п. стоят перед словом или группой слов, уточняющих предшествующие слова, то после них не ставится никакого знака препинания.
Внимание! Союзы а и, реже, но, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, не отделяются от последнего запятой, например: а значит, а впрочем, а следовательно, но стало быть, но конечно и т. п.
Обособленные члены предложения-члены предложения, которые выделяются в предложении по смыслу, и интонационно.Обособленные второстепенные члены предложения делятся на следующие виды: обособленные определения,обособленные приложения, обособленные обстоятельства,обособленные дополнения, а также обособленные уточняющие члены предложения.
Что влияет на обособление второстепенных членов? 1)распространенность или нераспространенность того или иного члена предложения (наличие при них зависимых слов); 2)порядок слов(положение второстепенного слова по отношению к слову, к которому он относится); 3)наличие определенных предлогов при существительном, которое выполняет роль второстепенного члена предложения; 4)уточняющее значение одного члена предложения по отношению к другому.
1. Причастия и прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного: Несколько смежных горных вершин, покрытых снегом, пламенели в лучах восходящего солнца (Салтыков-Щедрин). Недвижны стояли леса, полные мрака (Гоголь). Запятыми выделяются:
Определения (причастия и прилагательные, существительные с предлогом и без), поставленные после определяемого существительного с целью придать им более самостоятельное значение и не имеющие при себе пояснительных слов, особенно в тех случаях, когда перед существительным уже есть определяющее слово, например: Mаша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу (Пушкин). Завтра увижу Сережу и Алексея Александровича, и пойдет моя жизнь, хорошая и привычная, по-старому (Л. Толстой). Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина (Пушкин). Талия ее, очень тонкая, казалась еще тоньше (Л. Толстой).
2. Причастия и прилагательные, если они относятся к личному местоимению, обособляются независимо от позиции: Как, бедной, мне не горевать! (Крылов). В мае после экзаменов она, здоровая, веселая, поехала домой и на пути остановилась в Москве, чтобы повидаться с Сашей (Чехов). С меня лил градом пот, но, возбужденный криком Маслова, я махал вилами во всю мочь (М. Горький).
3. Причастия и прилагательные, как с пояснительными словами, так и без них, относящиеся к существительному (преимущественно к подлежащему) и поставленные перед ним, но отделенные от него другими членами предложения, например: Дальше, вечно чуждый тени, моет желтый Нил раскаленные ступени царственных могил (Лермонтов).
4. Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу (Лермонтов). Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана (Лермонтов).
Внимание! Не выделяются запятыми деепричастия с пояснительными словами, представляющие собой цельные выражения, как-то: сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и т. п.
Обособленные приложения
Обособленные приложения являются особым видом определения и могут быть выражены: именем существительным: Хозяин мой, доктор, вечно занятый,молчаливый человек (Ю.Казаков) именем существительным с зависимыми словами: Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых разбойников… (И.Соколов-Микитов) именем собственным: Со старшей, Верочкой, меня связывала долгая дружба(И.Бунин) словосочетаниями, включающими слова по фамилии, по имени, по прозвищу, а также союз как, если он имеет оттенок причинности: Пьер, как законный сын, получил всё(Л.Толстой)
Обращение Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью. Всегда обособляется (О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.)
Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.
Всегда выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или, иначе, а именно и т.д. -Впереди, у самой дороги, горел костер. Гроза началась вечером, часу в десятом. Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели. Уточняющие члены предложения
Задания (1) Укажите простое предложение, осложнённое только однородными членами предложения? 1. И, как вы знаете, утешение это не фиктивное, а настоящее (Л. Толстой). 2. Начали, господа, за здравие, а оканчиваете за упокой (А. Чехов). 3. Говори мало, слушай много, а думай ещё больше (Пословица). 4. Ваша работа не помешает, а, скорее, поможет (Л. Толстой).
Задания (1) Укажите простое предложение, осложнённое только однородными членами предложения? 1. И, как вы знаете, утешение это не фиктивное, а настоящее (Л. Толстой). 2. Начали, господа, за здравие, а оканчиваете за упокой (А. Чехов). 3. Говори мало, слушай много, а думай ещё больше (Пословица). 4. Ваша работа не помешает, а, скорее, поможет (Л. Толстой).
Задания (2) Укажите простое предложение, осложнённое обособленным определением? 1. И плакать, и смеяться хотелось в одно время, слушая его (М. Горький). 2. Этот метод, как мы видим, сложен (К. Чуковский). 3. Но и там Толстой всё равно остаётся великим мастером реалистического языка, позволяющего выразить и общее и индивидуальное (А. Илюшин). 4. И такой порядок, очевидно, нужен (А. Чехов).
Задания (2) Укажите простое предложение, осложнённое обособленным определением? 1. И плакать, и смеяться хотелось в одно время, слушая его (М. Горький). 2. Этот метод, как мы видим, сложе (К. Чуковский). 3. Но и там Толстой всё равно остаётся великим мастером реалистического языка, позволяющего выразить и общее и индивидуальное (А. Илюшин). 4. И такой порядок, очевидно, нужен (А. Чехов).
Задания (3) Укажите простое предложение, осложнённое только обособленным обстоятельством? 1. Её сутулые широкие плечи в драповом пальто то поднимались, то опускались, вздрагивая от рыданий (М. Горький). 2. Затем, овладев собой, он на цыпочках идёт к трубе, смотрит в неё (Л. Толстой). 3. По лесу катились незнакомые звуки, приближаясь и отдаляясь, и внезапно наполнили лес (И. Соколов-Микитов). 4. Но, невзирая на все гонения, поэма не умирает (В. Инбер).
Задания (3) Укажите простое предложение, осложнённое только обособленным обстоятельством? 1. Её сутулые широкие плечи в драповом пальто то поднимались, то опускались, вздрагивая от рыданий (М. Горький). 2. Затем, овладев собой, он на цыпочках идёт к трубе, смотрит в неё (Л. Толстой). 3. По лесу катились незнакомые звуки, приближаясь и отдаляясь, и внезапно наполнили лес (И. Соколов-Микитов). 4. Но, невзирая на все гонения, поэма не умирает (В. Инбер).
Задания (5) Укажите простое предложение, осложнённое распространённым приложением? 1. К чаю, единственному нашему блюду в это утро, полагалась горсть сухарей на троих (Г. Федосеев). 2. Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь, невольно вспоминая давние, навсегда отжитые времена (И. Соколов-Микитов). 3. Анна, умевшая хорошо читать радости и горести в душах других, решила прервать беседу (Г. Марков). 4. Болото, похоже, в самом деле было бесконечным (В. Быков).
Задания (5) Укажите простое предложение, осложнённое распространённым приложением? 1. К чаю, единственному нашему блюду в это утро, полагалась горсть сухарей на троих (Г. Федосеев). 2. Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь, невольно вспоминая давние, навсегда отжитые времена (И. Соколов-Микитов). 3. Анна, умевшая хорошо читать радости и горести в душах других, решила прервать беседу (Г. Марков). 4. Болото, похоже, в самом деле было бесконечным (В. Быков).
Задания (6) Укажите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами? 1. Счастливый, взволнованный новыми впечатлениями, я возвращался из этих прогулок (И. Соколов-Микитов). 2. Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево (М. Шолохов). 3. Пушка поднималась и опускалась, нацелившись на амбразуру (К. Симонов). 4. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М. Горький).
Задания (6) Укажите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами? Счастливый, взволнованный новыми впечатлениями, я возвращался из этих прогулок (И. Соколов-Микитов). 2. Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево (М. Шолохов). 3. Пушка поднималась и опускалась, нацелившись на амбразуу (К. Симонов). 4. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М. Горький).
Задания (7) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Небо было тёмным и низким, нам оно (3) казалось (4) полотном, сотканным из звёзд. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 2 4) 1, 2, 4
Задания (7) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Небо было тёмным и низким, нам оно (3) казалось (4) полотном, сотканным из звёзд. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 2 4) 1, 2, 4
Задания (8) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поёт. 1) 1, 2, 4 2) 2, 1 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4
Задания (8) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поёт. 1) 1, 2, 4 2) 2, 1 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4
Задания (9) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? «Ваше приказание (1) может быть (2) исполнено только утром», — доложили ему. В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и (3) может быть (4) не без причины. 1) 1, 2, 2) 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Задания (9) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? «Ваше приказание (1) может быть (2) исполнено только утром», — доложили ему. В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и (3) может быть (4) не без причины. 1) 1, 2, 2) 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Задания (10) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок? Вы (3) верно (4) переведены сюда из России. 1) 1, 2, 2) 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4
Задания (10) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок? Вы (3) верно (4) переведены сюда из России. 1) 1, 2, 2) 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4
Заключение Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения заявляется как осложнение. Действительно, простое предложение, включающее в себя обособленный оборот, "утяжеляет" предложение, т. е. по значению они аналогичны сложным. Однако отправной точкой рассуждений должно быть определение грамматического центра предложения, т. е. подлежащего и сказуемого.
Заключение Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы, а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.