12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
irina196617
0

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль: «Основы православной культуры». Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»

t1709570867aa.jpg



Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль: «Основы православной культуры».

Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»

4 класс







Конспект урока разработала:

Байкова Ирина Борисовна







Лотошино 2024 год







Тема: «Как христианство пришло на Русь»

Дисциплина: ОРКСЭ ОПК

Преподаватель: Байкова И.Б.

Класс: 4

Дата: 20.09.2023 г.

Тема занятия: «Как христианство пришло на Русь».

Вид занятия: Комбинированный урок, с применением средств мультимедиа.

Тип занятия: усвоение новых знаний

Продолжительность занятия: 45 мин

Цель урока: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.

Задачи урока:

образовательные: формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о подвиге равноапостольного князя Владимира, о значении Крещения в жизни отдельного человека и целой страны;

развивающие: развивать эмоциональность, обучать умению вести диалог, слушать собеседника, аргументированно излагать собственное мнение, развивать навыки сотрудничества в группе;

воспитательные: воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси - это представление о России, стремящейся к святости;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

осмысление факта Крещения Руси как основы развития её культуры, быта, системы жизненных ценностей.

Предметные:

иметь представление о том, как пришло христианство на Русь;  почему Русь называют Святой, значение понятия «крещение».

Метапредметные:

регулятивные:

формулировать учебные задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

познавательные:

объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря; соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

коммуникативные:

участвовать в беседе;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Глоссарий к уроку: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Межпредметные связи: русский язык (термины), история, литературное чтение, окружающий мир, искусство.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для работы на уроке, карточки для д/з.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, проектно – поисковый, репродуктивный. Проектирование, эвристическая беседа, работа в группе, самостоятельная работа.

Хронологическая карта занятия

п/п

Этапы и содержание занятия

Время

1

Организационный этап

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности обучающихся и аудитории к занятию

Постановка темы задач и целей занятия

2 мин

2

Этап актуализации знаний

5 мин

3

Самоопределение к деятельности.

2 мин

4

Этап проблемного поиска новых знаний.

21 мин

5

Этап самостоятельной работы:

4 мин

6

Исследовательская работа с текстом.

3 мин

7

Физкультминутка

2 мин

8

Закрепление нового материала

2 мин

9

Этап рефлексии – Оценка работы обучающихся на занятии

2 мин

10

Заключительная часть занятия Домашнее задание.

2 мин





Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

- Начнём скорей урок!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным.

Вы будете работать в группах, а для этого давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд1- 2) - Вы должны:

уметь договариваться;

не мешать другим;

решить кто будет представлять результат работы группы.

В качестве сигнала о том, что группа готова дать ответ, я предлагаю вам встать всей группой.

2.Актуализация знаний.

Сегодня у нас очень интересная тема урока, а вот как она звучит – я предлагаю ответить вам.

У каждой группы на столе лежит кроссворд, вам нужно его отгадать и назвать по горизонтали ключевое слово.

Произведение живописи, которое показывает сокровенный мир души святого человека.

Название нашей страны в древние времена.

Культовое сооружение, в котором собираются христиане, совершаются богослужения и религиозные обряды.

Что чаще всего просит верующий, когда обращается к Богу?

Внутренний голос человека, который звучит в душе и предостерегает от недобрых поступков, заставляет работать над собой.

Знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей.

То, что Бог дал Моисею на горе Синай.

Назовите ключевое слово кроссворда. ( слайд 3)

t1709570867ab.png

3.Самоопределение к деятельности.

Что значит в вашем понимании слово «Крещение»? ( слайд 4)

Перед вами высказывание советского и российского учёного, историкаэтнолога, доктора исторических и географических наук Льва Николаевича Гумилева: « Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос: «Какое отношение эти строки могут иметь к нашему занятию?»

( слайд 5)

Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? ( Русь) - Правильно, а как вы думаете, что такое Русь?

(Русь - так называли нашу страну в очень давние времена.)

Знаете ли вы, из какой страны и в какое время христианство пришло на Русь?

Кто был тот человек или правитель, который решил установить православною веру в нашем государстве?

-Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?

Какова тема нашего урока? ( слайд 6)

Исходя из темы урока скажите, какую цель можно поставить?

(Узнать, как христианство пришло на Русь).

4.Этап проблемного поиска новых знаний.

Для начала я прошу вас открыть учебники на стр. 20 прочитать и ответить на вопрос: «Какая главная мысль прозвучала в данном отрывке?»

( Люди должны научаться от людей.) ( слайд 7)

Вот и сегодня на уроке я предлагаю вам поучиться друг у друга. Для этого посмотрите на экран и прочитайте вопрос под номером 1, прочтите текст и ответьте на вопрос: Отчего зависело название того или иного племени?

( слайд 8)

Напоминаю, та группа, которая будет готова дать ответ на данный вопрос, должна встать.

- Молодцы, ребята! Вы очень внимательны!

- А теперь посмотрите на экран вопрос под номером 2 и найдите ответы на вопросы, которые вы там увидите. Кто готов ответить на вопрос? (Какая религия была на Руси до принятия христианства?) ( слайд 9)

(Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам.) ( слайд 10)

- Хорошо.

- На 2 вопрос нашли ответ? (А как проявлялось язычество?) ( слайд 11)

(Они воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятв. Устраивали ритуальные пиршества.) ( слайд 12)

- Правильно.

- Кто нашёл ответ на 3 вопрос? (А как славяне узнавали о жизни и религии других стран?) ( слайд 13)

(Свои первые знания о других верованиях они черпали от заморских купцов, в военных и торговых походах. В соседней процветающей Византии государственной религией было христианство.) ( слайд 14)

- Молодцы! Кто может дать ответ на 4 вопрос? (Как изменились границы русского государство во времена правления князя Владимира?) ( слайд 15)

(Во времена правления князя Владимира, границы русского государства значительно расширились. Он понимал, что удержать завоеванные земли одной силой не удастся. Владимир стал искать идею, которая бы объединяла людей).

Умнички!

А 5 вопрос? Кто может осветить? (А что предпринимал князь Владимир для объединения славян?) ( слайд 16)

(В первые годы своего княжения Владимир попробовал реформировать языческую религию. Главным богом он «назначил» грозного Перуна, бога молнии и грома, но многие славяне, не приняв Перуна как главного бога, попрежнему продолжали поклоняться своим богам.)

Правильно! ( слайд 17)

Ребята, в соседних государствах с юга болгары и греки - к тому времени уже стали православными христианами. (слайд 18)

Именно в греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил своих послов.

А сейчас откройте учебники на стр. 22, прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: «Что означает слово «София» в переводе с греческого языка? (слайд 19)

(«София» в переводе с греческого языка означает «мудрость».)

Правильно. Так в честь кого был назван храм?

(В честь Христа.)

Русские послы посетили службу в храме Святой Софии. Посмотрите на свод купола этого величественного храма! А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь внутри храма. Послушайте, какая необыкновенно красивая музыка здесь звучит!

(слайд 20-21) + музыка на слайде

Какими словами они описали увиденное? Ответ найдите в тексе учебника и зачитайте его.

(Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!) ( слайд 22)

А сейчас я вновь прошу вас найти ответы на вопросы из файла №3. Кто нашёл ответ на первый вопрос? (Что предпринял князь Владимир для принятия христианства?)

( слайд 23)

(Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием.

Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.)

На 2 вопрос нашли ответ? Как отреагировала византийская царевна Анна узнав, что ей предстоит выйти замуж на неверующего варвара? ( слайд 24)

(Царевна Анна была в ужасе от того, что ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.)

Правильно! Кто готов ответить на 3 вопрос? (Какое несчастье постигло князя

Владимира?) ( слайд25)

(Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.)

Молодцы! Кто может ответь на 4 вопрос? (Какое чудо произошло с князем

Владимиром во время крещения?) ( слайд 26)

(Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», - с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения)

Правильно! Кто нашёл ответ на 5 вопрос? (А как это восприняли дружина князя и бояре?) ( слайд 27)

(Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

( слайд 28)

Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.)

По древнему преданию, князь Владимир принял крещение в церкви Святого Василия в греческом городе Корсунь. Так в те времена назывался Херсонес, развалины которого и сейчас можно увидеть рядом с крымским городом Севастополь. ( слайд 29)

Византийские священники окрестили вначале князя и его дружину, а потом уже сам Владимир осуществил массовое крещение в Киеве.

( слайд 30)

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

А сейчас достаньте пожалуйста карточки из файла с номером 3 и соберите кластер, распределив понятия по столбцам.

( слайд 31) учащиеся собирают кластер.

А сейчас давайте проверим, как вы справились с этой непростой задачей. - Теперь из собранного кластера выделите термин, который указывает на одно из главных значений принятия христианства для Руси. ( слайд 32)Русь объединилась.

Правильно. Но вместе с этим на Русь пришла письменность, стала развиваться культура. ( слайд 33)

6.Исследовательская работа с текстом.

В чём смысл обряда Крещения? (размышления детей).

Найдите ответ на этот вопрос в тексте и запишите его в тетрадь.

Крещение – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель) с призыванием Бога и надеждой на его помощь. После крещения в человеке обновляется совесть. Нередко при крещении человек меняет имя.

(проверка) ( слайд 34)

- Что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения? Какой праздник отмечают православные христиане 19 января? Расскажите о

традициях праздника Крещение. Как встречают этот праздник в ваших семьях?

7. Закрепление.

Игра «Лови ошибку»

Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.)

Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир)

С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот)

Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает)

9.Рефлексия

В начале занятия мы с вами определили, что тема и цель урока совпадают.

(Слайд 18)

Как вы читаете, вы достигли поставленной цели?

А какая историческая информация вам запомнилась больше всего?

Вы все работали активно, вы много знаете и с вами очень интересно работать.

Спасибо вам большое.

До свидания!

Выберите и закончите одно из предложений: ( слайд 35)

Сегодня я узнал…

На уроке было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу …

Урок дал мне для жизни…

- Оцените свою работу на уроке (словесная и смайловая самооценка).

10. Домашнее задание:

Стр.20-29 прочитать.

Карточка

Задание 1. Подчеркни тех, кто по твоему мнению является членом Церкви.

Христос, звезды и планеты, животные, ангелы, все люди на Земле, христиане, голуби.

Задание 2. Найди лишнее слово.

Крещение, Владимир, Днепр, Москва

Задание 3. Подбери пары к словам и объясни свой выбор. София , Владимир, Константинополь

Слова-помощники: река, «Мудрость», жизнь, Стамбул, Василий, икона.

Выучить или подготовить выразительное чтение стихотворения.

( слайд 36)

Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

При нём блеснул над нею Христианства первый луч…

О Ты! Страны родной, великий Просветитель,

Владимир-Солнышко! Её отцом ты был, Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель, Крещением святым грехи её омыл.

Спасибо за урок!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.