Урок окружающего мира в 4 классе «Основной закон России и права человека»

3
0
Материал опубликован 7 December 2023



Тема урока

Основной закон России и права человека

Цель

сформировать представления о своей стране и её законах; узнать о правах школьника

Задачи

Образовательные:

- формирование представления учащихся о жизни страны в послевоенное время, ознакомить с правами и законами

Развивающие:

-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

Воспитательные:

 -воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

-воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.


Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные:

-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;  

- иметь представление о своей стране, её законах и своих правах;

           знать даты принятия Конституции и Всеобщей Декларации прав человека;

           знать состав Российской Федерации;

Личностные:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять заданную учебную цель,

учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

адекватно понимать оценку взрослого, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные:

Школьник учится:

осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

обобщать полученные знания,

осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Школьник учится:

слушать собеседника,

задавать вопросы,

контролировать действия партнёра,

эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс А.А. Плешаков , интернет ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

26.04.23

Ход урока


Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1. Организационный момент – 1мин.

--Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Приветствуют учителя

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;


Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Ребята, перед тем как мы начнем новую тему, давайте проверим, как вы запомнили прошлый материал


- Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который я вам сейчас раздам. После выполнения вы проверите себя.

- 1. В каком году на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник?


2. Как звали первого космонавта?


3. Когда Юрий Гагарин полетел на орбиту?


4. Сколько минут космонавт провел на орбите?


5. Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин был на орбите?
6. В каком году на орбиту Земли была выведена космическая станция "Мир"?

7. Когда к власти СССР пришло новое руководство?


8. В каком году Советский Союз прекратил своё существование?

Давайте проверять! Какой ответ будет в 1 вопросе?

Во 2? 3? 4? 5? 6? 7? 8?

- Хорошо, теперь оцените себя

Если у вас ни одной ошибки-поставьте себе 5!

Если у вас 1-2 ошибки – поставьте 4!

Если у вас 3-5 ошибок – поставьте себе 3, стоит более внимательно изучать материал

Если больше 5 ошибок, то, к сожалению, вы не усвоили прошлую тему, и нужно будет ее прочитать еще раз


-Страна, открывшая путь в космос










1957г



-Юрий Алексеевич Гагарин


-12 апреля 1961




-108 минут




-Восток




-1986



- В середине 1980-х годов


-1991




Несколько учеников отвечают






Познавательные: развитие мышления


Регулятивные: овладевать умением прогнозирования


Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3.Самоопределение к деятельности

- сейчас я вам предлагают определить о чём мы сегодня будем говорить.

Поиграем в поле чудес!

Итак, на доске вы видите пустые клетки. Ваша задача, отгадать какое слово здесь зашифровано. Для этого вы будете называть буквы алфавита и те, которые входят в состав слова, я буду вписывать

Сначала, по цепочке буквы называет первый ряд.

Теперь второй ряд предлагает свои варианты.

Переходим к третьему. (игра продолжается до тех пор, пока ученики не составят слово)

Итак, какое слово мы получили?

Хорошо, молодцы. Что вам известно о Конституции?

Что это такое?



Ребята, коротко Конституция – это основной закон государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина



Итак, мы отгадали слово КОНСТИТУЦИЯ и сказали, что это основной закон государства

Как думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Тема нашего урока будет звучать так: Основной закон России и права человека.








Дети отгадывают слово, называя буквы













Конституция



Дети называют определение слова Конституция














Познавательные: ориентироваться в системе знаний


Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.


4.Работа по теме урока


Итак, ребята, как мы знаем, все мы живем в России. По-другому нашу страну называют «Российская Федерация». Какая она, наша Россия?


Российская Федерация состоит из территорий. Ими

являются республики, края, области.

- Давайте посмотрим на карту на стр.154-155 (также на слайде). Рассмотрите ее внимательно.

У вас на партах есть листочки с табличкой. Ваша задача, вписать примеры территорий РФ. На выполнение задания 2 минуты.


А сейчас некоторые из вас подойдут, возьмут у меня карточку с заданием и на карте покажут примеры республик, областей, краёв, автономных кругов.

1 карточка: республики

2 карточка: автономные круга

3 карточка: области

4 карточка: края

Хорошо, молодцы

Теперь откройте стр.156-157 и прочитайте внимательно текст.


Итак,

Что с латинского языка значит федерация?

Сколько субъектов образуют Российскую федерацию?







Верно, всего в Россию входит 83 субъекта.

Наверняка вы знаете, что Россия считается многонациональной страной. Давайте прочитаем какие народы проживают на территории РФ.




Да, ребята, все мы являемся гражданами одной из ведущих стран мира.

Мы должны уважительно относиться к каждому народу, ведь не зря в гимне России звучит строчка «наше Отечество - Братских народов союз вековой» (на слайде фото)

Ребята, мы с вами все равноправны. Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации.


Теперь давайте прочитаем полное определение слова Конституция


Конституция – (в переводе с латинского означает устройство, постановление) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

(Читаю я) Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.


Теперь прочитайте на стр. 158 что такое законы







Большая, великая, просторная, родная











Выполняют задание







Показывают указкой на карте















В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение»

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов





В России живет 160 народов.

Это русские, татары, якуты, башкиры, калмыки, удмурты, аварцы, ингуши и многие другие.





























Один ученик читает со слайда









Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.

Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.


5.Физкультминутка

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и провести небольшую физкультминутку.

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Выполняют движения за учителем.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


6.Включение нового знания в систему знаний

Теперь мы поговорим о правах.

Во времена второй мировой войны произошло много преступлений, много кровопролития и люди решили, что так жить невозможно. Поэтому, после войны, были приняты документы, защищающие права человека. 10 декабря 1948 года на общем собрании Организации Объединенных Наций была принята Всемирная Декларация защиты прав человека.

Знаете ли вы что значит ООН? (на слайде)

Организация Объединённых Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Главная их задача: Мир во всем мире

В этом документе указаны слова “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”

Что вам известно о правах? Какие права вам известны?

Вот некоторые из них

- Право на жизнь.

- Право на свободу.

- Право на личную неприкосновенность.

- Право на труд.

- Право на отдых.

- Право на свободу слова.

- Право на образование.

- Право на медицинское обслуживание.

А давайте вспомним некоторые сказки из детства, где нарушались некоторые из прав.

В сказке «Колобок» какое право было нарушено из перечисленных?

В сказке «Волк и семеро козлят» какое право нарушается?

А в сказке «Золушка»?

В сказке «Дюймовочка»?





А в сказке «Гуси-лебеди»?





Ребята, мы имеем право на безопасность, защиту, свободу.

- Как вы думаете, что в нашей жизни является самым дорогим, самым ценным?

- Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

- Чтобы мы были счастливы и не болели, что еще является не менее ценным?

- Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41.

Все равны перед законом и имеют право на защиту законом.

Особую заботу и права имеете вы - дети. 1 июня отмечается Международный день защиты детей.
Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

- Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Давайте прочитаем текст на стр.161-162

Итак, какая важная мысль Конвенции о правах ребенка?

Когда она была принята?



Итак, сейчас для вас будет задание на слайде. Здесь перечислены права ребенка, однако некоторые окошки остались пустым, а значит здесь некоторых не хватает. Посмотрите внимательно и назовите, какие права отсутствуют

Хорошо, молодцы!

У вас на партах лежат пустые листочки. Сейчас на слайде вы увидите права гражданина и права ребенка. Все они будут вместе. Ваша задача выписать на листочек права, которые не относятся к детским


































называют


















Право на жизнь, потому что лиса съела колобка


Тоже на жизнь, так как волк хотел съесть козлят



Право на свободу, право на отдых

Право на свободу, так как крот хотел заточить ее в «подземелье» и не отпускать


Право на личную неприкосновенность, так как гуси-лебеди похитили мальчика





жизнь











здоровье







































Один ученик читает



Дети имеют право на особую заботу и помощь


Она была принята 20 ноября 1989 года









Право на заботу родителей

Право на имя





Право на свободу слова

Право на неприкосновенность жилища

Право на личную неприкосновенность

Право на труд

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные: умение работать в группе



7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Настало врем подвести итог


Давайте скажем, о чем вы

сегодня узнали?


1.Что такое Конституция?


2. А что такое законы?




3. Где прописаны все права человека?



4. Когда отмечается День защиты детей?


5. Какой документ защищает права детей?



Посмотрите на слайд. На ней изображена лестница достижений. На какую ступень вы себя поставите?


Нижняя ступень: тема сегодняшнего урока осталась мне не понятной.


Средняя ступень: усвоил новые знания, но еще нужна помощь.


Верхняя ступень: усвоил новое знание, научился его применять.








Основной закон страны


Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны.

Во Всемирной Декларации защиты прав человека.


1 июня



Конвенция о правах ребенка



Оценивают себя

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации