Особенность феномена зависти межличностных отношений в подростковом возрасте
Особенность феномена зависти межличностных отношений в подростковом возрасте
Зависть представляет собой феномен, являющийся частью социальной реальности, который преследует человека вне зависимости от времени и эпохи его рождения. Упоминание о ней можно встретить в самых древнейших текстах, а описанием ее деструктивных последствий наполнены все трактаты основных мировых религий. Однако, несмотря на универсальность и традиционность зависти, современный мир, характеризующийся радикальными трансформациями социума, культурными травмами и социальными увечьями, когда в одночасье теряется весь накопленный жизненный капитал, способен усиливать зависть к более успешным другим.
Согласно нашему пониманию, зависть является отношением личности, сопровождающимся комплексом негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения, желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство, которое реализуется в последовательном социальном поведении.
Зависть детерминируется как внешними, так и внутренними условиями и факторами. Внешние детерминанты зависти представляют собой комплекс макро-, мезо- и микросоциальных условий, способствующих ее формированию. К мезосоциальным детерминантам, в первую очередь, относятся социально-демографические характеристики человека (пол, возраст, место жительства, семейное положение, национальность, профессия и др.).
Подростковый период - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Для подростка наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В самом общем виде под межличностными отношениями в психологии принято понимать совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Значимость межличностных отношений для каждого конкретного человека базируется на взаимодействии с другими людьми, выступает необходимым условием и является способом удовлетворения важных, фундаментальных потребностей личности: в самоидентичности и самоценности, реализация которых невозможна без подтверждения бытия, осознания своей определенности, своего «Я».
Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, захватывая новые интересы, виды деятельности, отношения, приобретая признаки самостоятельной и очень важной для подростка сферы жизни. Как видим, в подростковом возрасте иначе расставляются акценты между семьей (взрослыми), сверстниками и школой. Главное место среди мотивов позитивного отношения к школе занимает мотив общения со сверстниками. Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, то есть межличностное общение с ними.
Школа становится местом самоутверждения. Если в школе не находится сверстников или учителей, перед которыми подросток может себя показать, завоевать престиж и признание как личность (хоть в положительном, хоть в негативном плане), то привлекательность школы неизбежно падает. Даже знания для подростков становятся ценностью, если позволяют занять определенный статус среди сверстников.
Итак, общение со сверстниками выделяется в относительно самостоятельную сферу жизни. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым». Общение с товарищами в этом возрасте приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план и обучение, а также отношения с родными. Так, среди причин снижения успеваемости и нарушений поведения, различных аффективных переживаний одно из главных мест занимает недовольство подростков своими отношениями сверстниками. Существенно меняются мотивы общения с товарищами и обусловленные им переживания в течение подросткового возраста. Взрослые представляют мотивы общения подростков со сверстниками обычно достаточно примитивно - как стремление просто быть вместе, в обычной комфортной среде.
Действительно в 10-11 лет детей объединяет простое желание быть в среде сверстников, играть с ними, что-то вместе делать. Однако для младших подростков ведущей становится потребность приобрести определенный статус. Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе. При этом упрямство, своеволие и т.д. имеют целью завоевать и укрепить положение ребенка в группе, коллективе сверстников.
В 12-13 лет для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы соответствовало их притязаниям. Для одних это желание быть лидером, для других - пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга. Начиная с 6-го класса дети осознают, что основные конфликты, трудности и проблемы общения со сверстниками вызваны прежде всего особенностями их собственной персоны.
В 14-15 лет усиливается желание признания ценности собственной личности. Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания. У старших подростков оказывается индивидуалистическая акцентуация личности как направленность активности на удовлетворение, прежде всего, собственных нужд, на личное самоутверждение.
Актуальным становится сравнение со сверстниками, когда подросток видит себя со стороны, сравнивает свои возможности, испытывает различные социальные роли, формирует и совершенствует себя. Взрослый пример желателен, но практически не реален для достижения, поэтому подростку лучше равняться на сверстника, видеть свои достоинства и недостатки. Идентификация себя со сверстниками является этапом формирования Я-образа.
По сути, зависть - глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть - нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.
Зависть - некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. При сравнении себя со сверстником, оказываются жизненно важные проблемы:
1. Утверждение собственных возможностей.
2. Приобретение качеств взрослого через подражание «более взрослому» товарищу.
3. Стремление к дружбе, желание быть признанным.
4. Взаимоотношения с противоположным полом.
5. Защита собственного достоинства.
Внимательно наблюдая за другими и постоянно сравнивая себя с ними, подросток часто преувеличивает свои настоящие физические недостатки. Появляется заниженная самооценка, переживания по поводу надуманных недостатков образа физического «Я». С годами также меняются критерии оценки сверстников.
Если в младших классах они, прежде всего, связаны с тем, как ребенок выполняет требования взрослого (успеваемость, поведение, общественная активность и т.д.), то у подростков на первый план выходят личные качества, важнейшие среди которых - общительность, смелость, умение управлять собой, знания (а не просто успешность).
Итак, особенностями взаимоотношений и общения подростков со сверстниками являются: приоритет подросткового сообщества над взрослым, становление автономности и независимости; ведущая роль референтной группы сверстников в процессе социализации, рост доверия к группе сверстников, стремление иметь статусное положение в группе сверстников; актуальность сравнения подростком себя со сверстниками, взаимный интерес ребят.
В подростковом возрасте симпатия, дружба, любовь являются формами взаимодействия. На становление этих форм влияют ощущение индивидуальности, система убеждений, предоставляющих смысл жизни, система мотивов, аффилиация, сходство установок и представлений, индивидуальные свойства, в частности коммуникативность, социальная активность, уровень интеллекта, эмпатия, степень взаимности, общая деятельность, референтная группа.
5