12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зорькина Светлана Валентиновна16










Творческий отчёт по теме:


«Особенности адаптации младших школьников.

Профилактика дезадаптации младших школьников».






Работу выполнил: учитель

начальных классов

Зорькина Светлана Валентиновна.








Особенности адаптации младших школьников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания, добиваться хороших результатов.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Я считаю, что переживание ребёнком своего социального статуса связано с появлением « внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Наша задача сделать учебный процесс наиболее интересным.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушёнными в учебных занятиях ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка




элемент новизны.

Тем не менее начало школьного процесса является для каждого ребёнка

сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами

радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе

испытывают тревогу, растерянность, напряжение. В первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, быстро устают.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребёнка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Внимание первоклассников ещё слабоорганизованно, имеет небольшой объём, плохо распределено, неустойчиво. У них хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приёмов и средств запоминания, в том числе приёмов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока ещё не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Моторные навыки, мелкие движения рук ещё очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения,




анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока ещё с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё обеспечивает проявление этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что ещё должно быть сформировано.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботясь о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более





зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые

контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Схематически это можно отобразить в виде треугольника.




Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, физических сил. Приспособление (адаптация) к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик», готовность к




выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий и т. д. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учениками как общественно значимые и неизбежные. Однако учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Поэтому для успешной адаптации первоклассника к школе целесообразно проводить серию уроков под общим названием «Давайте познакомимся». Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчают адаптацию к школе.

Однако желание малыша не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Ребёнку нужно помочь понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе.

Каковы же признаки успешной адаптации?

Первый – удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится





в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй – насколько легко ребёнок справляется с программой. Если ребёнок испытывает затруднения при обучении, то необходимо его поддержать, не критиковать и не сравнивать с другими. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться

унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придётся очень долго.

Третий признак успешной адаптации – степень самостоятельности ребёнка

при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребёнку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их. Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями.

Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет своё место в детской среде. И ему необходимо помочь в этом.

Особо хочется остановиться на отношениях с учителем. Первый учитель – важный человек не только в жизни ребёнка, но и всей семьи. Родителям, как и учителю, нужно установить тесный контакт. Это можно сделать через проведение различных праздников и общих дел. Любое участие родителей в школьной жизни пойдёт на пользу ребёнку. Тогда дети будут гордиться своими родителями. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться





взаимоотношения «учитель – ученик». В дальнейшем эти отношения определяют в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные. Но ещё много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих»,

«послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В

каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят до всего дойти сами, один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит, у одних - быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид

деятельности трудно.

Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, различны внимание, память. Поэтому, чтобы выявить особенности каждого ребёнка, учитель до начала учебного года должен провести анкетирование родителей. Оно помогает построить будущий учебный процесс с учётом состояния здоровья детей, социального благополучия и социальной адаптированности будущего ученика. А это, в свою очередь, способствует мягкой адаптации каждого первоклассника. Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребёнок будет самоутверждаться и самореализироваться как личность. А задача учителя как педагога сделать этот процесс успешным для ребёнка, таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения. Именно в этом случае учебная мотивация будет формироваться у ребёнка как следствие его самореализации в успешной и значимой для него





деятельности. С другой стороны, так построенный учебный процесс позволяет решать приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в концепции:

- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

- Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности.

- Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Учитель не должен давать чрезмерную нагрузку тогда, когда с ней сложнее всего справиться, учитывать особенности функционального развития и состояния организма и динамики работоспособности, возможно, снять дополнительную нагрузку – всё это облегчит не только процесс адаптации к школе, но позволит сделать более рациональным и эффективным весь учебный процесс.

Школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту. Только хорошо зная и понимая способности и возможности ученика, зная, как и чем можно ему помочь, мы не навредим его здоровью.

В начале школьного обучения цена его успешности зависит от степени

сформированности у него возрастных функций, на которых строится школьное обучение.





От учителя зависит и то, какой сосед по парте достанется ребёнку. Это

немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Учитель должен вовремя увидеть, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе. Учащимся в 1 классе в начале учебного года просидеть 35 минут урока очень тяжело. Для этого учителю необходимо включать в каждый урок 2 физкультминутки.

В своей деятельности каждый учитель должен проводить беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает; должен стимулировать детей помогать друг другу. Именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогут ребёнку в трудный момент.

Состояние здоровья, уровень развития психофизиологических возможностей мозга младшего школьника входит в противоречие с

возрастающим уровнем требований, объёмом, характером учебной программы.

Известно, что для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учёба. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических

процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребёнок ежедневно делает то, что требует роль ученика: слушает объяснения, записывает, решает примеры, задачи и т.д. Таким образом, школьники учатся управлять своим поведением (в той или иной степени).

Другое важное новообразование – рефлексия. Учитель требует от ребёнка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует у ребёнка способность осознавать, отдавать отчёт в том, что он делает, что сделал, оценить, правильно ли он сделал и почему он

считает, что правильно.





В начальный период обучения первоклассникам требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов.

Развитие указанных особенностей психики школьников идёт в неразрывной связи с овладением ими различными видами познавательной деятельности. Так при поступлении в школу дети не способны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются названием цвета и формы. В школе ребёнок учится целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель даёт внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребёнок учится составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение.

Учение постоянно требует нового вида запоминания, при котором вначале происходит анализ запоминаемого, выделение главного. Постепенно формируются приёмы произвольного, осмысленного запоминания.

Непроизвольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запоминаемого

материала.

Итак, в этом возрасте происходит перестройка познавательных процессов:

формирование произвольности, продуктивности и устойчивости, т.е. развитие произвольного внимания, восприятия и памяти.

Основными формами проявления адаптационных затруднений являются нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в социальных контактах и учебно-познавательной деятельности, нарушения поведения и ухудшение

общего самочувствия ребёнка.





Адаптация представляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации взаимодействия индивида и среды. Изменения, происходящие в личности, можно отследить на трёх уровнях: эмоциональном, мотивационном, поведенческом.

Эмоциональный компонент описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации.

Мотивационный компонент определяет степень потребностей личности, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях.

На поведенческом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а может выступать в форме активности, направленной на преобразование собственной личности.

Чем успешнее пройдёт адаптация в первый год обучения по двум причинам: 1) приспособлению к содержанию роли ученика и нормам, регулирующим его ролевое поведение; 2) выработке норм, действующих во внеролевых межличностных отношениях учеников, тем вероятнее, что школьные занятия, занимающие большое место в жизни учеников, во времени будут играть и большую развивающую роль, притом что потребность в общении со сверстниками постепенно превращается в одну из главных. Поэтому такое общение становится одним из основных источников разнообразных эмоций.

Если до того времени, когда взаимоотношения со сверстниками стали для школьника столь эмоционально значимыми, в классе не сложилось нормального коллектива и здорового общественного мнения, могут произойти серьёзные осложнения и в учебной деятельности, и в дисциплине, и в общем эмоциональном настрое не только отдельных учеников, но и целого класса.



Профилактика дезадаптации младших школьников.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети находились в состоянии

школьной дезадаптации. Дезадаптация – психическое состояние,

возникающее в результате несоответствия социально-психологического или психофизиологического статуса человека требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную.

Патогенная дезадаптация – психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС.

Дезадаптация психическая – психические состояния, связанные с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

Дезадаптация социальная – нарушение детьми норм морали (девиантное поведение), деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. Это тогда может привести к низкой способности обучения, снижению учебной мотивации.

Некоторые учёные выделяют следующие школьные факторы снижения адаптации школьников: интенсификация учебного процесса; стрессовые последствия авторитарной педагогики; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

По мнению специалистов, в контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие учащихся. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности





обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер

личности.

В. Ф. Базарный классифицировал истоки «истощающего развития», считая базовыми истоками утомляемости и истощающего развития детей в современной школьной среде следующие факторы:

1) Комплекс факторов закрытых помещений (обеднение природными

стимулами среды обитания).

2) Информационно-психогенные факторы (возрастающее воздействие потоков абстрактной информации на фоне беднеющей образной (воображение).

3) Комплекс факторов телесной атонии (возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия). Начало обучения в школе совпадает с одним из критических периодов развития – кризисом семи лет.

По мнению нейропсихолога И. А. Скворцова, важнейшей чертой критических периодов развития является не только развитие приоритетных функций, но и, как правило, некоторая декомпенсация других функций, не только относящихся к той же среде, что приоритетные функции, но и относительно далёких от неё. Также он указывает, что в критические периоды программа развития мозга и его функций реализуется лишь при обеспечении адекватных средовых воздействий и отсутствия препятствующих факторов при условии правильного и своевременного

развития на предыдущих этапах. А. В. Семенович уточняет эту ситуацию: с точки зрения нейропсихологии любая произвольная, проговорённая (про себя и вслух), развёрнутая операция чрезвычайно энергоёмка, но мозг располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии, которая




расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счёта, мышления), тем больше вероятность

«обкрадывания» основных структур психики.

Младший школьный возраст является одним из наиболее сенситивных периодов детства в связи с резкой перестройкой реактивности, изменением физиологического равновесия в организме, т. е. имеются благоприятные

условия как для развития, так и для воздействия патогенных факторов. Естественно, что вначале будут страдать молодые, несформированные до конца функции и системы, к которым относится в первую очередь внимание.

Большое значение имеет профилактическая работа по выявлению на школьном старте детей с низким уровнем школьной зрелости. Они только приступают к новой деятельности, у них нет опыта неуспешности, их нельзя назвать детьми с трудностями обучения, «трудными детьми».

Формирование психики ребёнка непосредственно связано с темпами роста и созревания мозга. Однако нарушения, отклонения психического развития, хотя и возникает вследствие анатомо-физиологических дефектов, не являются фатальными.











Разработка совместных планов психолога и учителя.


Первым этапом нашей деятельности было проведение консилиума по итогам обследования адаптации учащихся 1 класса, в ходе которого были намечены действия по профилактике дезадаптации учащихся.

Следующим шагом явилось проведение родительского собрания по итогам тестирования по адаптированности учащихся к начальной школе, на котором присутствовали учитель и психолог.

В ходе собрания родителям были предложены практические советы по адаптации ребёнка в школе:

- ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями;

- соблюдение режима младшего школьника;

- индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики (учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи);

- тренинг для родителей «Как общаться с ребёнком».

Деятельность педагога.

Деятельность психолога.

1) Были увеличены валеологические паузы на каждом уроке;

2) К тревожным детям применяется конструктивная похвала;

4) Проявляется толерантность к медлительным детям, выслушивается их ответ до конца;

5) На уроках происходило развитие внимания: подмена или пропуск слов в предложении, в слове, применялись упражнения для увеличения объёма внимания и кратковременной памяти, основанной на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд, по мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивалось; для распределения внимания ребёнку предлагалось одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий, заучивались стишки, скороговорки, чистоговорки, придумывали ассоциативные цепочки.

6) Гиперактивный ребёнок не лишался движений, лишь оставлялось ему на парте минимум предметов;

7) Оказывалась необходимая помощь при выполнении заданий, а именно: с помощью речевого анализа представлялось то, что будет изображено графически, применялись алгоритмы с помощью схем, выделялись и акцентрировался сам принцип действия, последовательность связей.

8) Для развития абстрактного мышления применялись на уроках математики задания развивающего характера;

9) На уроках использовался наглядный материал;

10) Постоянно учитывались индивидуальные возможности каждого ребёнка. Работа планировалась с учётом учебной нагрузки и темпа выполнения учебных заданий в классе.

Первым шагом деятельности было выявление отношения ребёнка к школе в целом. В связи с этим были проведены следующие методики.

1) Методика 1. Изучение отношения первоклассников к школе.

Цель: определить наличие мотивации к школе.

Методика 2. Изучение отношения учащихся к учебной деятельности.

Цель: определить наличие положительной мотивации учения первоклассников.

Методика 3. Изучение самооценки первоклассников.

Цель: выявить особенности самооценки детей в начале обучения в школе сравнительно с оценкой, которую ученик даёт своему однокласснику.

Методика 4. Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников.

2) Велось психолого-педагогическое наблюдение за учащимися 1 класса во время учебных занятий и вне уроков.

3) Проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

4) Организовывается индивидуальная работа по снятию затруднений в обучении.

5)Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам организации учебной деятельности.

6)Индивидуальное консультирование

родителей по вопросам затруднений детей в учебной деятельности.

7)Психолого-педагогический практикум «Как преодолеть трудности в обучении»(для педагогов).

8) Проводится работа по снятию тревожности у учащихся в процессе обучения.















школе.

Цель: определить наличие мотивации к школе.

Учащимся было предложено нарисовать рисунки на тему «Я в школе». Проанализировав работы детей, я пришла к выводу: детям в школе нравится. Один учащийся нарисовал себя на перемене, остальные в классе, несколько учеников себя на уроке.

Методика 2. Изучение отношения учащихся к учебной деятельности.

Цель: определить наличие положительной мотивации учения первоклассников.

Ребятам был предложен список занятий. Они должны были подчеркнуть любимые.

Занятия:

- смотреть телевизор;

- заниматься спортом;

- делать домашние задания;

- читать книги;

- ходить в школу;

- играть с ребятами на улице;

- решать разные задачи;

- работать на уроке;

- рисовать;

- играть в настольные игры;




- писать в тетради;

- участвовать в различных мероприятиях.

Анализ результатов.

Обработав анализы методики, получились следующие показатели. Матвеев Андрей, Малинин Юра, Петров Максим, Шаталович Полина любят читать книги, работать на уроке, рисовать.

Денежникова Даша, Барыбина Катя, Петров Денис любят писать в тетрадях, играть с ребятами на улице, смотреть телевизор.

Яковлев Витя, Данча Стефания, Гусев Валера любят выполнять домашние задания (поручения).

Петров Паша, Ятченко Саша, Васильев Саша, Пудова Люба любят смотреть мультфильмы, писать в тетради.

Из ответов ребят можно сделать вывод, что большое значение в изучении мотивации играют различные виды творческих работ, к которым можно отнести рисунки, различные поделки.

Методика 3. Изучение самооценки первоклассников.

Цель: выявить особенности самооценки детей в начале обучения в школе сравнительно с оценкой, которую ученик даёт своему однокласснику.

Каждому ребёнку предлагался листочек с кружочками. Ребёнку было предложено провести черту. Длина линии соответствовала тому, насколько умны его одноклассники и он сам. Результаты методики показали, что у некоторых детей очень низкая самооценка. Это очень отрицательно сказывалось на учебном процессе. Мне пришлось переубеждать этих детей. Их постоянными фразами были: «Я не умею», «У меня ничего не получится». К этому пришлось подключать и родителей. Родители должны были дома использовать чаще похвалу, слушать своих детей, эмоционально поддерживать. Всё это способно заметно повысить самооценку ребёнка и его




интеллектуальные достижения.

Методика 4. Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников.

Насколько тебе нравится в школе?

- нравится;

- не очень нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- иду с радостью;

- бывает по-разному;

- чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра необязательно приходить в школу всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошёл в школу или остался дома?

- не знаю точно;

- остался бы дома;

- пошёл в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

- доволен;

- бывает по-разному;

- не доволен.

5. Часто ли рассказываешь своим родителям о школе?

- часто;

- иногда;

- почти никогда не рассказываю.



Методика 5. Выявление межличностных предпочтений.

Ф. И. ученика.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Количество выборов, которые сделал ученик.





+

+




+


+

+



5




+



+

+


+

+

+



+

7



+

+



+


+





+

+

6


+




+

+

+




+

+

+


7


+


+

+

+


+



+

+

+

+


9



+

+




+

+

+

+

+

+



8



+


+

+


+

+

+

+

+

+



9



+

+

+

+

+

+



+



+

+

9





+

+

+



+

+

+

+


+

8



+

+

+

+

+





+

+

+

+

9


+


+

+

+

+




+


+

+

+

9


+

+

+

+



+

+

+

+

+




9


+

+


+

+






+

+


+

7


+

+

+




+

+

+


+

+

+


9


6

8

9

9

9

7

8

5

7

8

11

10

7

7




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.