Методические рекомендации на тему «Особенности исполнения музыкального материала на занятиях народно сценического танца»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Приняты» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Заместитель директора
СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № _____ от __________2023г ___________ Фидарова Б.И.
_____ ___________ 2023г
Особенности исполнения музыкального материала на занятиях народно сценического танца
Исполнила:
концертмейстер Баскаева Ф.Ю.
Владикавказ, 2023г
Особенности исполнения музыкального материала на занятиях народно сценического танца
Хореография и сопутствующая ей музыка выполняют важную миссию в формировании гармонически, разносторонне развитой личности. Специфика их участия в этом важном социальном процессе обусловлена природой, выразительными средствами музыки и танца, их функциями в общественной жизни, особенностями развития общества на нынешнем этапе. Оптимальное развитие хореографического искусства во многом зависит от характера и качества воспитания и образования подрастающего поколения.
Обучение хореографии, в первую очередь народной – одно из важнейших и наиболее востребованных направлений работы многопрофильных учреждений дополнительного образования.
Задачей занятий по хореографии является формирование у учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения программного материала. Через «призму» музыкальных и хореографических образов в процессе овладения языком музыки и пластики, выразительными средствами музыкального и танцевального исполнительства учащихся обучают умению видеть и ценить красоту в человеке, обществе, природе. Придерживаясь содержания программы, руководитель может творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе. Выбирая произведение, педагог определяет его содержание, жанр, стиль, форму, структуру, эмоциональную насыщенность, силу психологического воздействия на детей. Помимо оценки и анализа каждого отдельного народного танца, важно соотношение их с музыкальным сопровождением. Учащимся следует давать для ознакомления и освоения художественные произведения различных жанров, народностей, стилей и т.д. Рекомендуется также воспроизводить подлинный популярный народный танец, доступный для детей разного возраста. Учащиеся во время обучения должны получить представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Для достижения цели и задач, указанных выше, педагог и концертмейстер (далее гармонист) должны действовать согласно учебной программе, подбирая соответственный музыкальный материал. Концертмейстер должен быть технически подготовленным гармонистом и помощником педагога. Навыки владения инструментом охватывают очень много различных сторон исполнительства. Техника – это не только беглость пальцев и подвижность кистей рук, но и умение пользоваться самыми различными движениями меха, владение всевозможными средствами музыкальной выразительности, штрихами, нюансами, танцевальными оттенками, различными ритмическими рисунками и т.д. Умение играть двойными нотами и аккордами, умение правильно исполнять мелодию и аккомпанемент. Все выше перечисленные навыки присущи гармонисту-исполнителю. У концертмейстера стоят свои задачи игры. В первую очередь концертмейстер хореографии должен отлично знать и чувствовать расположение клавиш на клавиатуре, навык различных приемов игры, беглость пальцев, свободу движения кистей, свободно работать мехом, не меняя ритмического рисунка. Движения меха имеют огромное значение в аккомпанементе народного танца. Сила, красочность и характер звука не могут быть переданы правильно, если концертмейстер не владеет различными навыками движения меха.
Владение мехом – это один из важнейших видов техники игры на осетинской гармошке. В народном танце техника движения мехом – это извлечение красивого звука, выделение ритмического рисунка, характера и манеры исполнения, акцентирование на сильной доле каждого такта (горский танец, сольные проходки, дагестанский и др), плавное звуковедение в симде и хонга.
Тремолирование мехом украшает энергичные мелодии (лезгинка, горский, молдавский танцы).Также необходимо овладеть различными движениями меха, связанными с выполнением динамических оттенков. В нотах не всегда подробно указываются динамические оттенки. В танцевальной музыке выставляются нюансы лишь в начале произведения, указывающие только общую силу движения танца. Но это не значит, что весь танец нужно играть ровным звуком. Для выразительного исполнения тех или иных движений танца, необходимо в образ той или иной народности, выразить характер, национальный колорит, прибегая к определённым нюансам, ярко выявляя кульминацию. В то же время нужно помнить и о тех границах в изменениях звучания, которые определены нюансом, выставленным в начале музыкальной фразы. Например, если общее звучание тихое, то изменения в громкости допускаются в пределах pp-mf. Если общее звучание громкое, то изменения в силе звука могут быть в рамках mf-ff.
Гармонисту весьма необходимо умение внезапно изменять силу звучания. Контрастная смена силы звука применяется при сопоставлении «мажор-минор», различных по характеру мотивов и фраз. Авторы многих обработок народных танцев широко используют приемы движения мхом, что придает оригинальную окраску народному творчеству.
Следующим звеном аккомпанемента народного танца является беглость пальцев. При игре на осетинской гармонике в быстром темпе, где по 16-32 тактах звучат шестнадцатые ноты с аккордами на сильной доле, следует подобрать нужную и правильную пальцовку. При исполнении быстрого темпа неправильно подобранная аппликация приведет к техническому сбою, ошибкам, срывам ритма. Нельзя доверять исполнение только пальцам. Необходимо приучить себя к мысленному контролю. Нужно помнить порядок чередования клавиш хотя бы в наиболее трудных местах, знать ноты, помнить о пальцах, которые заняты в том или ином пассаже.
Во время занятий народными танцами концертмейстер сосредотачивает свое внимание не только на содержании музыкального сопровождения, но и на движениях танцующих. В процессе репетиций концертмейстер должен уметь контролировать различные танцевальные движения, помнить ноты, аппликатуру, клавиши. Только при этом условии любая случайная ошибка не приведет концертмейстера в замешательство. Гармонист не остановится, он будет уверенно продолжать играть.
На каждом занятии народного танца отрабатываются отдельно взятые упражнения, движения различных «па», поэтому концертмейстер обязан уметь играть музыкальное сочинение с любой музыкальной фразы. Для этого необходимо проверять свою память играть, не глядя в ноты, на клавиатуру, внимательно следить за движением ног танцующих.
Нередко авторы обработок народного танца для разнообразия используют одну и ту же тему в разных тональностях, обогащая ее различными обработками. Поэтому концертмейстер должен уметь играть танцевальный материал в разных позициях. Термин «позиция» применительно к гармошке означает особенности аппликатуры определенного круга тональностей.
Начинающие концертмейстеры-гармонисты предпочитают играть сочинения в одной удобной для них позиции. Такой подход к овладению инструментом отрицательно сказывается на общем развитии исполнительной техники. Поэтому концертмейстеру-гармонисту необходимо хорошо освоить игру во всех трех позициях.
Свободное чтение нот с листа – это умение исполнить произведение по нотам с первого раза без ошибок в нужном темпе и характере. Этот навык необходим всем музыкантам и особенно аккомпаниаторам, ансамблистам или оркестрантам. Для успешного развития навыки чтения нот с листа необходимы следующие условия:
1. Отличное знание звуков и их запись на нотоносце.
2. Отличное знание клавиатуры осетинской гармошки.
3. Необходимый запас «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание и чувствование ритмов танцевальной музыки и.т.д.
4. Умение пользоваться средствами музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма – все это поможет концертмейстеру лучше передать характер музыки той или иной народности. Правильно со вкусом подобранные музыкальные произведения вместе с выше перечисленными навыками исполнительской техники сумеют правдиво раскрыть содержание танца, его характер, эмоциональную насыщенность, национальный колорит.
Педагогическая обработка танцевального номера должна как можно правдивее раскрыть учащимся основную идею постановки.
Хореографическую работу на занятиях, выступлениях различных конкурсах должны отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между детьми – учащимися, детьми и педагогами.