Материал на проверке

Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников

0
0
Материал опубликован 9 December в группе

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

З.А. Проскурина


Сегодняшние условия образования в современных российских школах при увеличении объёма материалов и усложнении учебных программ требуют высокого уровня развития личности школьника. И в этой проблеме велик по значимости вопрос мотивации учащихся. Мотивация учебной деятельности является одним из ключевых условий, определяющих успешность обучения в школе. Мотивам присущи такие особенности, как изменчивость, подвижность, разнообразие, поэтому сложно представить определенную структуру и однозначно определить способы управления ими.

Божович Л.И., Маркова А.К., Матюхина М.В. считают, что младший школьный возраст имеет большие возможности для формирования мотивации обучения. Эту позицию разделяет и Акулина Н.Н., уточняя, что именно в период обучения ребенка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника [1],[3].

Если в дидактике есть область чистого искусства, то это, несомненно, область мотивов да еще связанных с ними методов обучения [2].

Под мотивацией обучения мы понимаем индивидуально-личностное отношение школьников к обучению и учебной деятельности, предполагающее сформированный комплекс мотивов, имеющих разную психологическую значимость. Можно предположить, что существуют факторы, способные сделать школьника более мотивированным в учебной деятельности. Однако такая взаимосвязь не была детально изучена.

Актуальность данного исследования обусловлена и некоторыми сложившимися противоречиями. Одновременно с требованиями современного общества в становлении активной и творческой личности с четкой позицией, способной ставить проблемные вопросы, находить на них ответы имеет место и недостаточность развития в образовательных учреждениях целенаправленной исследовательской деятельности. Уровень подготовленности учителей начальных классов не всегда соответствует новым задачам образования, требующим поиска новых форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности, направленным на развитие исследовательских умений учащихся (в том числе проектной деятельности). В педагогической психологии недостаточно освещен вопрос возрастающей потребности изучения роли исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников. А также недостаточно разработаны практические рекомендации для использования индивидуального подхода в обучении и развитии (в том числе одаренных учащихся).

Цель исследования состоит в изучении мотивации обучения младших школьников и выявлении взаимосвязей с использованием различных методов активного обучении. Мы предполагаем, что существуют особенности взаимосвязи уровня мотивации обучения младших школьников и использования различных способов активного обучения, т.е. включая в учебную программу разные методы активного обучения, мы получаем возможность повысить мотивацию.

Для выявления уровня мотивации использовались методика М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке», методика А.К. Дусавицкого «Выбор задачи-способа», методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбурга [4], [5], [6].

Данное исследование проводилось для выявления мотивации учебной деятельности младших школьников. В исследовании принимало участие сорок человек – два четвертых класса, в каждом из которых было выделено три группы детей: хорошо успевающие дети (высокий уровень мотивации), дети со средним уровнем успеваемости (средний уровень мотивации) и отстающие ученики, которые с трудом справляются с учебной программой (низкий уровень мотивации).

При исследовании были получены следующие результаты.

Согласно методике выбора любимых занятий на уроке 38,12 % выбранных младшими школьниками пунктов занимают те, которые отмечают занимательность на уроке, 10,62 % - пункты, свидетельствующие об интересе к фактам, 25,62 % - интересует суть явлений, 11,25 % - интересует сам процесс действий, 4,38 % - интересует поисково-исполнительская деятельность, 10,62 % - интересует творческая деятельность.

Согласно методике выбора задачи-способа 50% школьников отметили только занимательные задачи, 20% отметили задачи на интерес к способу решения, 5% отметили задачи на простое арифметическое действие, 7,5 % выбрали занимательные задачи вместе с задачами на интерес к способу решения, 5 % - занимательные задачи с задачами на простое арифметическое действие, 2,5 % - задачи на простое арифметическое действие и на интерес к способу решения, 10 % - все три типа задач одновременно.

Согласно методике изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние 77,5 % учащихся имеют высокий уровень мотивации, 10 % - средний уровень мотивации, 12,5 % - низкий уровень мотивации.

Среди выбора учащихся выделенных типов мотивов 11,46 % - учебный мотив, 15,42 % - социальный мотив, 52,5 % - познавательный мотив, 10,83 % - оценочный мотив, 5,42 % - игровой мотив, 4,37 % - внешний мотив.

Судя по преобладающим типам выбранных мотивов в данном исследовании можно сказать, что уровень успеха и эффективности образовательного процесса в нашем случае достаточно высок. Можно предположить, что высокий уровень мотивации связан с занимательностью, это можно объяснить появлением новых интересов к различным свойствам явлений, занимательным фактам, процессам, таким образом, ученики пытаются проявить свои индивидуальные способности в данной сфере. Однако особого внимания требуют ученики с низкой мотивацией и негативным отношением к обучению, игровой мотивацией и мотивацией отметки, возможно, это связано с несформированностью у них отношения к учебному процессу, низкой целенаправленностью и осознанностью.

В дальнейшей исследовательской деятельности для повышения уровня мотивации мы планируем осуществить включение в учебный процесс следующих различных методов обучения. На уроках математики будут использоваться методы нестандартной формулировки задания – например, при решении некоторых примеров будут совершенствоваться не только знания, но и параллельно развиваться устойчивость внимания (отметить подчеркиванием все числа из примеров, которые делятся на пять). А также будут использоваться задачи-шутки с веселыми и непринужденными, но требующими внимания условиями, задачи с решениями десятью разными способами. На уроках русского языка планируется использование методов подачи темы и целей урока не напрямую, а через обеспечение условий, позволяющих детям осуществить их самостоятельный прием, чем и повысить интерес к изучаемому. А также методы грамматической истории или стихотворения, при которых грамматические правила или процессы принимали бы облик «живой» истории («суффиксы слушались корня и стояли всегда после него, но когда приходили приставки, то они становились впереди, а корень двигался в середину, таким образом получались новые слова»), методы словарных игр и творческого диктанта и т.д.

После проведения указанных методов осуществиться повторный замер мотивации у младших школьников. Предполагаем, что активные методы обучения могут стать для каждого учителя вне зависимости от преподаваемого предмета тем инструментом, который будет способствовать повышению мотивации и формированию всесторонне развитой личности.

На основе полученных результатов исследования могут разрабатываться программы психологической помощи младшим школьникам, педагогам и родителям для развития учебно-познавательной активности и мотивации обучения школьников. Педагоги и психологи, работающие в начальной школе, в качестве рекомендаций могут применять конкретные методы и техники оценки качества условий, которые в то же время служат и инструментарием для формирования учебно - познавательного интереса к учебной деятельности младших школьников.































Список литературы

1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2010.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2009.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1990.

4. Матюхина М. В. Методика «Выбор любимых занятий на уроке»; - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/54976.html ; Дата доступа: 24.03.2018.

5. Дусавицкий А.К. Методика «Выбор задачи-способа» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wiki.ippk.ru/images/5/54/Набор_методик.doc ; Дата доступа: 24.03.2018.

6. Гинзбург М. Р. Методика «Изучение учебной мотивации школьников» / Сайт Практического психолога Детского развивающего центра "ЧебэбиS - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iemcko.ru/4332.html ; Дата доступа: 24.03.2018.







































Проскурина Злата Александровна - студентка 2 курса, направление подготовки 37.03.01 Психология, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.