Статья на тему «Особенности организации образовательного процесса "Кэскил" в физико-математических классах с якутским языком обучения» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 28 March 2024

Особенности организации образовательного процесса «Кэскил» в физико-математических классах с якутским языком обучения в МОУ СОШ №17.

Кононова О.П. – автор – составитель

инновационного проекта ГЭП,

Ильина А.В. – автор – составитель

инновационного проекта ГЭП,

 

Разрешите ознакомить вас с судьбоносными периодами в становлении классов и рассказать об основных итогах за десять лет. Десять лет в колесе истории - это кажется не очень много лет, но десять лет в становлении специализированных классов в системе инновационных образовательных проектов – это ощутимо много. Перед вами хронология развития классов с якутским языком обучения:

2002 год

Открыты физико-математические классы с якутским языком обучения в СОШ № 17 г.Якутска (1-9 классы)

2004 год

Разработан инновационный проект по теме «Особенности организации образовательного процесса «Кэскил» в физико-математических классах с якутским языком обучения в СОШ №17» (научный руководитель – Петрова Р.И. к.т.н., доцент кафедры МПФ ЯГУ, авторы-составители – Кононова О.П., Ильина А.В.)

Проект получил статус городской экспериментальной площадки

2005 год

Создан Благотворительный фонд развития физико-математических классов с якутским языком обучения «Кэскил»

2006 год

Школе присвоен статус « Городская экспериментальная площадка по формированию экологической культуры в условиях городской школы»

Установлены связи и начато сотрудничество с профессорско-преподавательским составом ИМИ ЯГУ , ФТИ ЯГУ и научными институтами

Открыт лагерь «Интеллект» – победитель республиканского смотра-конкурса организации летнего отдыха (МОУ СОШ № 17)

2007 год

Школа признана Ресурсным центром ИПКРО РС(Я)

Школе присвоен статус «Республиканская экспериментальная площадка по учебно-методическому обеспечению математического образования в классах с якутским языком обучения»

Проведены городские семинары по математике, физике и информатике на базе физико-математических классов с якутским языком обучения

2008 год

Проведены республиканские курсы по математике и физике на базе физико-математических классов с якутским языком обучения

2012 год

На базе школы проведен I республиканский математический праздник РС(Я) по эгидой МЦНМО (г. Москва), МО РС(Я), ИРО и ПК РС(Я) и ФМФ « Ленский край»

Школа переименована в «МОБУ СОШ №17 г. Якутска»

2013 год

Школа получила новое наименование – «МОБУ СОШ №17 г. Якутска (с углубленным изучением отдельных предметов)»

В столице всегда не хватало и не хватает классов и школ с родным (якутским) языком обучения. Общественность десятилетиями добивается решения проблем образования детей на родном(якутском) языке. Родители хотят видеть своих детей людьми, знающими родной язык, культуру и традиции своего народа, высокообразованными, высококвалифицированными. Но, в целом, проблема, несмотря на некоторые положительные решения, остается неизменной. Сегодня в городе Якутска остро стоит проблема образования учащихся на родном языке. В последние годы усилился приток якутского сельского населения в город, в связи с чем потребность в классах с родным языком обучения в столице еще возросла.

Десять лет назад, в 2002 году в результате плодотворного сотрудничества администрации СОШ №17 г. Якутска (дир. Максимова Л. Н.), администрации Республиканского колледжа (дир. Шамаев И. И.), объединения педагогической общественности и учителей г. Якутска «Айылгы» (руководители: к.п.н Петрова А. И, Степанова С. С. – директор ИНШ РС(Я), Шамаева Л.П.), по предложению Совета родителей (председатель Попов С. С.), желающих обучать детей на родном языке с ранней специализацией по физико-математическому направлению, были открыты классы с якутским языком обучения с 1-го по 9-й классы, что явилось совершенно новым подходом в решении проблемы обучения на родном языке в школах г. Якутска.

Средняя школа №17 г. Якутска была основана в 1920 году, с 1993 года работает в статусе средней школы. Она является традиционно стабильной школой с сильным педагогическим коллективом и активной родительской общественностью. Школа является одной из крупных школ Октябрьского округа и имеет хорошие традиции. В разные годы в ней обучались Соломонов Н. Г. – академик АН РС(Я), Алексеев А. Н. – видный государственный деятель, Трапезникова Н. С. – заслуженная артистка РС(Я), Август Муран – поэт, философ и многие другие. В семнадцатой школе обучалась дочь основоположника государственности нашей республики Платона Ойунского - С.П. Ойунская.

С 2011/ 12 учебного года школой руководит Афонская Лена Петровна - Почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС(Я), обладатель гранта президента РС(Я) «Учитель –исследователь», профессионального приза «Хрустальный глобус», знака «Учитель – методист РС(Я)». Административный состав школы высококвалифицированный..

Приоритетными направлениями школы являются следующие направления: 1) углубленное изучение физики, математики, информатики; 2) информатизация образовательного процесса; 3) развитие содержания образования на принципах этнопедагогики в классах с якутским языком обучения; 4) формирование экологической культуры в условиях городской школы.

В 2004 году на городском Экспертном Совете успешно был защищен инновационный проект «Особенности организации образовательного процесса «Кэскил» в физико - математических классах с якутским языком обучения в СОШ №17 г. Якутска» (научный руководитель Петрова Р.И. – к.т.н., доцент кафедры МПФ ФТИ ЯГУ, авторы- составители Кононова О.П. – учитель математики, Ильина А.В. – учитель физики). По данному проекту была создана городская экспериментальная площадка. На сегодняшний день-это единственная городская билингвальная школа с городской экспериментальной площадкой по образованию учащихся на родном (якутском ) языке.

Целью разработки проекта является решение проблем обучения учащихся на родном языке с ранней специализацией, достижение необходимого и достаточного уровней качества обучения, воспитания и развития учащихся с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики.

Основные концептуальные идеи экспериментальной площадки: обучение и воспитание учащихся в билингвальной среде городской школы, обучение учащихся по способностям и склонностям на родном языке с ранней специализацией, сотрудничество педагогов и учащихся - наиболее эффективный способ раскрытия потенциала учащихся, обучение и воспитание учащихся на традициях народной педагогики, экологическое воспитание учащихся в условиях городской школы.

Особенностями образования в данных классах являются обучение на родном языке, который формирует национальное самосознание, стиль мышления и ранняя специализация, что является определяющим фактором для развития гармонично развитой личности.

Параметры билингвальной среды: из 42 классов школы 16 являются физико-математическими классами с якутским языком обучения. Обучаясь и воспитываясь в билингвальной среде, учащийся учится видеть мир во всем его многобразии, учится понимать и воспринимать других людей, другую культуру, учится быть готовым к жизни в реальном мире. Физико-математические классы имеют три ступени: I ступень – классы начального звена с якутским языком обучения (1-4 кл.); II ступень – классы среднего звена с якутским языком обучения (5-7 кл.); III ступень – специализированные физико-математические классы (8 – 11 кл.).

Обучение на родном языке в 1-2 ступени (1-7 кл.) физико-математических классов служит средством развития мышления и воспитания. Практика подтверждает справедливость этого положения: где дети хорошо владеют родным языком, они лучше и быстрее усваивают другие языки. В специализированных классах (8-11 кл.) преподавание ведется на родном и русском языках, что обеспечивает нашим учащимся «выход» в открытое информационное пространство, которое служит определяющим фактором для саморазвития личности человека.

Само содержание образования на современном этапе направлено на подготовку выпускника школы, способного войти в высокотехнологичное общество, готового к непрерывному самообразованию, выявлению собственных потребностей, умеющего самостоятельно находить, усваивать и активно применять в практической деятельности полученные теоретические знания, адаптироваться в использовании новой техники, технологии.

Учебный план был утвержден Экспертным Советом ГУО мэрии г. Якутска. Учебный план предусматривает выполнение стандартов образования (базовая часть) и углубленного изучения предметов (вариативная часть). В связи с экспериментальной работой за счёт вариативной части были введены новые предметы, предусматривающие специфику этих классов: развивающая математика (с 1 по 7 классы), раннее обучение физики (с 5 по 6 классы). Национально-региональный компонент был введен в образовательные программы инвариативной части учебного плана. Компонент представлен предметами «родной (якутский) язык», «родная (якутская) литература» и «национальная культура». Реализация учебного плана была обеспечена необходимыми программно- методическими комплексами. Авторами – составителями были разработаны и введены в учебный процесс спецкурсы «Нестандартные задачи по математике» (5-7 кл.), «Задачи повышенной трудности по математике» (8-9 кл.), «Конкурсные задачи по математике» (10 -11 кл.); «Физические приборы» (5 кл.), «Учимся измерять физические величины» (6 кл), «Задачи повышенной сложности по физике » (7-11 кл.).

Для системы отслеживания результатов обучения была введена система аттестации, включающая полугодовые экзамены по одному профилирующему и по одному непрофилирующему предмету с 5-го по 8-е классы и в 10-м классе, что позволяет осуществлять дифференцированное и индивидуальное обучение. В выпускных классах результаты отслеживаются в соответствии с положением об аттестации учащихся. Осуществляется многофакторный мониторинг качества школьного образования, включающий в себя, в первую очередь, такие компоненты, как: отслеживание уровня комфортности образовательного процесса, отслеживание уровня учебных достижений учащихся, отслеживание уровня развития личности учащихся, отслеживание качества содержания и реализации используемых образовательных программ. Был создан банк данных учащихся классов с якутским языком обучения.

Традиционными показателями являются успеваемость и качество знаний учащихся. При обучении учащихся по данной программе повышенного уровня в течение десяти лет отмечается общая положительная динамика: успеваемость – 100%, выявлены высокий процент качества и уровня обученности. На протяжении десяти лет учебно-методическую работу по обеспечению образовательного процесса успешно осуществляли в разные года заместители директора Горнакова Л.П., Семенова С.С., Пшенникова Е.Д., Ефимова К.А., Ильина А.В.

С 2003 года для учащихся данных классов проводятся практические и экспериментальные части предметов углубления с привлечением профессорско – преподавательского состава СВФУ и исследовательских институтов города, ими было организовано кураторство исследовательскими работами учащихся. Спецкурс по подготовке к ЕГЭ по математике вел доктор физико-математических наук, профессор ИМИ ЯГУ Попов Сергей Вячеславович, опытно-экспериментальную часть по физике вела старший преподаватель кафедры методики преподавания физики ФТИ ЯГУ Тарасова Надежда Михайловна, также вел спецкурс Марков Виктор Гаврильевич – преподаватель ИМИ ЯГУ, являющийся в школьные годы призером Всероссийской олимпиады по математике. Ежегодно студенты ИМИ ЯГУ, ФТИ ЯГУ, ФЯФНК ЯГУ и СГПА проходили педагогическую практику на базе данных классов. В 2006 году лагерь «Интеллект» стал победителем республиканского смотра-конкурса организации летнего отдыха (руководитель – Ильина А.В.).

В школе системно и планово проводились различные всевозможные мероприятия по физико-математическому образованию учащихся: это ежегодные школьные Декады математики и физики, классные учебно-исследовательские конференции, различные матбои, физбои, физматбои, участие на различных олимпиадах, предметных конкурсах, встречи с ведущими учеными, экскурсии в научные институты, на промышленные объекты города. На протяжении десяти лет в разное время куратором физико – математических классов и руководителями методобьединения учителей физико – математического цикла и технологии плодотворно работали Кононова Ольга Петровна и Колесова Пелагея Михайловна. Третий год методобьединением умело руководит Макарова Любовь Гаврильевна, продолжая и приумножая традиции физико – математических классов. Недавно в рамках юбилейных мероприятий школа выступила инициатором 1 городской устной олимпиады по математике среди учащихся 6-7 классов. Мероприятие было успешно проведено.

В 2005/2006 учебном году был создан благотворительный фонд «Кэскил» родителей учащихся физико-математических классов с якутским языком обучения ( учредители Григорьев А.Я., Григорьева Л.Т.). При содействии фонда «Кэскил» оснащались и обновлялись кабинеты физики, математики, информатики, якутского языка и литературы, биологии, начальных классов, был создан библиотечный фонд физико-математической литературы. На сегодняшний день в школе по обеспечению физико – математического образования работают три оборудованных кабинета информатики, действует оснащенный кабинет физики – победитель смотра-конкурса учебных кабинетов школ г. Якутска, обеспечен учебно – методическим комплексом и новой мебелью кабинет математики, для полноценной работы кабинета закуплен мобильный класс, также в полную силу работают кабинеты технически оснащенные кабинеты начальных классов, гуманитарного и естественного циклов. Ведется целенаправленная системная работа по укреплению взаимодействия школы, семьи и социума. Родительский комитет физико-математических классов активно участвует во всех мероприятиях, включая школьные, окружные и городские.

Ключевая фигура в школе – учитель. От его профессиональной, гражданской позиции зависит воспитание и уровень образования учащихся. Сегодня в данных классах работают 59 учителей школы. Состав учителей высококвалифицированный, работоспособный. Среди них Почетный работник общего образования РФ – 4 ; Отличник народного просвещения РФ – 1; Отличник образования РС(Я) – 4; Обладатель Гранта «Лучший учитель РФ» – 4; Педагог-стипендиат фонда «Дети Саха-Азия» – 1 ; Обладатель Гранта Президента РС(Я) – 3; Учитель-методист – 1; Обладатель знака «Учитель XXI века» – 1; Соискатель ученой степени – 2. Среди учителей – 7 победителей конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО: Попова Мария Матвеевна- учитель якутского языка и литературы, Егорова Ирина Васильевна – учитель русского языка и литературы, Кононова Ольга Петровна – учитель математики, Заровняева Любовь Святославовна – учитель начальных классов, Ильина Айталина Васильевна – учитель физики, Петрова Галина Михайловна – учитель начальных классов, Попова Ольга Прокопьевна – учитель начальных классов, победитель конкурса лучших учителей Республики Саха (Якутия) Керемясова Саскылана Петровна. Среди учителей есть победители и призеры профессиональных конкурсов, олимпиад учителей города и республики: Ильина Айталина Васильевна - 1 место на олимпиаде по физике среди учителей на портале МГТУ им. Н.Э.Баумана в ФМФ «Ленский край» ( 2012 г.) , ) 2 место на I республиканской олимпиаде учителей физики при ИПКРО и РЛИ ( 2008 г.); Алексеева Валентина Васильевна – 1 место на I республиканской олимпиаде учителей математики при ИПКРО и РЛИ ( 2008 г.); Сивцева Саргылана Дмитриевна – обладатель знака «Учительская слава», обладатель гранта Главы г. Якутска « Учитель столицы», финалистка городского конкурса «Учитель года – 2009»; Уйгуров Михаил Васильевич - победитель и призер III - V I профессиональных конкурсов учителей информатики г. .Якутска; Софронеев С.А. – 3 место на республиканском конкурсе « Лучший учитель истории и обществознания».

Наши учителя являются авторами, составителями учебника, учебных пособий на родном языке, переводчиками федеральных учебников. Попова М.М. является одним из авторов учебника «Саха тыла»; Кононова О.П. – автор и составитель трех учебных пособий по нестандартной математике для учащихся 1-2, 3-4 и 5-7 классов на родном языке (2002 г., 2003 г., 2009 г.); автор-составитель учебной программы «Развивающая математика», один из авторов регионального учебного пособия «Математика – 5»; Рожина П.К. – составитель сборника по изобразительному искусству РС(Я); Чирикова А.В. – один из авторов регионального учебного пособия «Математика – 5». Учителя начальных классов Гаврильева Г.С., Заровняева Л.С. – составители дневника для внеклассного чтения «Аа±ааччы дневнигэ» (2011 г.), книги для чтения для учащихся 1 класса «Үрүйэчээн» (2012 г.); Попова О.П. – соавтор учебного пособия по русскому языку для учащихся начальных классов (2012 г.); Керемясова С.П., Петрова Г.М. – переводчики федерального учебника по математике для учащихся начальных классов (автор – Демидов, 2012 г.).

Физико-математические классы также являются республиканской экспериментальной площадкой по теме: «Учебно-методическое обеспечение математического образования в классах с якутским языком обучения» (с 2007 года). С 2007 года школа является ресурсным центром ИПКРО РС(Я). Ежегодно учителями проводятся открытые уроки, мастер-классы, различные конференции и педагогические мероприятия для учителей и педагогических работников республики на базе этих классов. Опыт работы учителей математики, физики, информатики и черчения Кононовой О.П., Алексеевой В.В., Ефимовой К.А., Макаровой Л.Г., Чириковой А.В., Керемясовой А.Г., Ильиной А.В., Уйгурова М.В., Слепцовой С.И., Ринчиновой Н.Ч., Ильиной А.А., Рожиной П.К., учителей гуманитарного цикла Поповой М.М., Тарабукиной И.Е., Егоровой И.В., Сивцевой С.Д., Парфеновой П.С., Чичаховой З.А., учителей естественного цикла Слепцовой Л.В., Ивановой Е.С., Муфтафутдиновой М.Я., учителей начальных классов Петровой Г.М., Заровняевой Л.С., Поповой О.П., Керемясовой С.П., Гаврильевой Г.С., Сидоровой М.П. распространен на республиканских курсах учителей, городских педагогических мероприятиях, творческих слетах, различных научно-практических конференциях республики и Российской Федерации. Авторы-составители инновационного проекта ГЭП Кононова О.П. и Ильина А.В. – участники международной научно-практической конференции по билингвизму (г. Пятигорск, 2009 г.). За десять лет учителями реализованы различные новые модели обучения: уроки-конференции, семинары-практикумы, дискуссионные формы уроков, проектная деятельность, проведение мастерских, интегрированные уроки и др. Учителя широко внедряют в практику работы здоровьесберегающие, развивающие, проектные и информационные технологии, технологии интегрированного обучения и обучения на коммуникативно-познавательной основе. В течение нескольких лет плодотворно работала творческая группа учителей по этновалеологии в составе Кононовой О.П. (руководителя группы), Ильиной А.В., Слепцовой Л.В., Тарабукиной И.Е. по теме «Здоровый образ жизни – залог процветания народа». Проводились тематические уроки, классные часы, встречи с учеными, экскурсии по сохранению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни. Творческое объединение «Сайдыс» учителей начальных классов в составе Заровняевой Л. С.(руководитель), Гаврильевой Г. С., Заровняевой Л. С., Керемясовой С. П., Петровой Г. М., Поповой О. П., Сидоровой М.П. проводит огромную плодотворную деятельность по этнокультурному образованию учащихся. Учителя успешно выступили на республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа. Образовательная марка-2012», став лауреатами-победителями в секции «Педагогический мастерские» среди педагогов образовательных учреждений; дипломантами в номинации «Творчество – качество образования»; дипломантами 2 степени в номинации «Педагог образовательного учреждения» в конкурсе «Авторские разработки и пособия». Учителями классов с родным языком обучения опубликовано более 20 методологических и публицистических статей в журналах «Народное образование», «Бастакы үктэл», «Вестник Республиканского колледжа», газетах «Саха сирэ», «Учуутал аргыhа», «Юность Севера».

Многофакторные психолого-педагогический мониторинг по образованию, который проводится в данных классах, результаты образования учащихся этих классов подтверждают правильность выбора направлений экспериментальной работы, способствующих всестороннему гармоничному развитию личности учащихся. Среди учащихся есть лауреаты, дипломанты и участники городских, республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференций, победители и призеры олимпиад разного уровня. Мы гордимся яркими достижениями наших учащихся: Федорова Надежда - диплом II степени XI Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», г.Москва, 2004 (рук. Ильина А.В.); член – корреспондент Российского Молодежного Политехнического общества, лауреат Евразийского молодежного фестиваля «Байкал - 2004»; Местников Василий лауреат городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» , 2007 г.( рук. Кононова О.П.); участник Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» , 2008 г. ( рук. Кононова О.П.),серебряный призер IX Российских чтений – конкурсов памяти С.А. Каплана, г.Нижний – Новгород ,2006 (рук. Уйгуров М.В.); Оготоев Ариан серебряный призер IX Российских Чтений – конкурсов памяти С.А. Каплана, г.Нижний – Новгород 2006 (рук. Уйгуров М.В.; Попов Степа- диплом III степени Российской IX Поволжской научной конференции школьников имени Н.И.Лобачевского г.Казань , 2008 г. (рук. Ефимова К.А.); Иванов Саша- лауреат республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее», участник Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» , 2008 г. (рук. Ильина А.В.) г. Москва, 2008 г.; Васильева Сардана -лауреат республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее», участник всероссийского молодёжного научного форума «Шаг в будущее» и II этапа Российской научно – образовательной олимпиады программы «Шаг в будущее» г. Москва, 2008 г.(рук. Ефимова К.А.); Адамов Никита лауреат республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее», диплом II степени Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное возрождение», 2010 г., г. Санкт – Петербург (рук. Ефимова К.А.); Яковлева Ольга, Федотов Бэргэн - диплом II степени республиканской НПК «Исследуем и проектируем», 2011 г. ( рук. Кононова О.П.); Яковлева Ольга – участница международной студенческой научно-практической конференции, 2011г., г. Новосибирск (рук. Кононова О.П.); Уйгурова Люба - диплом II степени Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников «Возрождение», 2012 г., г. Санкт – Петербург; Сидоров Стёпа - 3 место на городской олимпиаде по математике, 2003 г. (учитель Кононова О.П.); Николаева Маша – 3 место на городской олимпиаде по математике . 2006 г. ( учитель Алексеева В.В.); Говорова Айыына - 3 место по якутскому языку республиканской олимпиаде, 2007 г. ( учитель Попова М.М.); Буркин Сергей – 4 место по астрономии на республиканской олимпиаде, 2008 г. (учитель Ильина А.В.); Яковлев Петя - 6 место по астрономии на республиканской олимпиаде, 2008 г. ( учитель Ильина А.В.); Местников Вася - 7-8 место по астрономии на республиканской олимпиаде, 2008 г. (учитель Ильина А.В.); Петрова Сардана2 место по архитектуре и 2 место по черчению на республиканской олимпиаде, 2009 г. Попов Женя 3 место по ОБЖ на республиканской олимпиаде, 2009 г. (учителя Егорова И.Н., Устинов Н.Г.) Платонова Гелена – 1 место по якутской литературе на республиканской олимпиаде, 2009 г. ( учитель Попова М.М.) Петрова Саргылана – 3 место по якутской литературе на республиканской олимпиаде, 2009 г. (учитель Попова М.М.) Яковлева Оля 6 место по якутскому языку на республиканской олимпиаде, 2009г. (учитель Попова М.М.). Высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи учителями Ефимовой К.А., Кононовой О.П., Ильиной А.В. был отмечен свидетельствами Экспертного совета научно-социальной программы «Шаг в будущее»» (2008 г., г. Москва). Учителя Слепцова Л.В., Попова М.М., Тарабукина И.Е., Петрова Г.М., Парфенова П.С., Рожина П.К. активно ведут системную, целенаправленную исследовательскую работу с учащимися. Ежегодно их учащиеся занимают призовые места на различных городских и республиканских конференциях.

В этом учебном году наши учащиеся преподнесли значимый подарок к 10- летнему юбилею на городской олимпиаде по математике: командное 1 место по математике среди общеобразовательных школ г. Якутска, общий рейтинг – 2 место по математике по г. Якутску, командное 5 место по геометрии среди общеобразовательных школ г. Якутска, на республиканской олимпиаде Петров Георгий (9 кл.) отмечен дипломом 3 степени. Благодарим наших учителей по математике Чирикову А.В., Алексееву В.В., Макарову Л.Г., Керемясову А.Г. за высокие результаты и плодотворный труд.

Важную роль в удовлетворении индивидуальных запросов учащихся играет система дополнительного образования. В школе работают 13 кружков и секций, где занимаются 54% учащихся. Всей воспитательной работой в течение всех этих десяти лет умело и плодотворно руководит заместитель директора по воспитательной работе Борисова Оксана Ивановна. Традиционно по всей школе проходят такие мероприятия, как коллективно-трудовые дела «Здравствуй, школа!», «Учитель, перед именем твоим…», «День хомуса», посвящения в первоклассники и выпускники, ежегодная ярмарка «Осенины», новогодние балы, встречи с выпускниками, «День земли», смотр строя и песни, конкурсы «Мистер школы», «Мисс школы», уроки мужества, встречи с ветеранами, турслеты и походы. Жизнь самих классных коллективов очень интересная, познавательная, активная: проводятся проекты «Мин – айыл5а о5отобун», «Чөл туруктаныы», большое количество тематических классных часов по этнопедагогике, познавательных экскурсий в музеи и галереи, встреч с интересными людьми и многое другое. Отдельно хочется сказать о проведении ежегодного традиционного Ыһыаха – яркого красивого праздника сохранения и продолжения национальных традиций и обычаев, культурных, исторических и духовных ценностей народа саха: начиная с церемонии Алгыса, этот праздник пронизан духом единения с природой, символизируя сплочение и согласие людей, демонстрируя гостеприимство и дружбу. Естественно, эти мероприятия формируют чувство патриотизма и гражданственности, воспитывают морально-нравственные качества. Среди учащихся есть лауреаты и дипломанты республиканских конкурсов «Полярная звезда», российских, международных конкурсов песни и танца, международных конкурсов красоты и таланта.

Большую целенаправленную, значимую и плодотворную работу по повышению физической культуры учащихся проводят учителя Устинов Н.Г., Федоров А.Д., Прудецкий В.В. Ежегодно учащиеся успешно участвуют на городских и республиканских культурных и спортивных мероприятиях. У нас учились и учатся известные спортсмены А. Узнаева (лёгкая атлетика), П. Самсонов (бокс), А. Иннокентьев (шашки), более пятнадцати победителей и призёров городских соревнований по лёгкой атлетике, дзюдо, боксу и тхэквондо.

Значимый вклад в становлении физико-математических классов внесли шефы школы: это предприятия «Швея Севера», «Сахаполиграфиздат», и Театр Оперы и Балета, и хореографическое училище им. А. и Н. Посельских. Неоценимую помощь оказывал наш выпускник В.П. Федоров – генеральный директор НПК компании «ЭПЛ-Даймонд». Ежегодно вручаются стипендии «Лучший классный руководитель», «Лучший классный коллектив», «Лучший ученик», классные коллективы активно посещают премьеры детских спектаклей, воспитанники хореографического училища украшают своим выступлением торжественные события нашей школы. Предприятие «Швея Севера» оказывало посильную помощь в материально-техническом оснащении школы.

С каждым годом приумножаются традиции специализированных классов с якутским языком обучения: это реализация этнопедагогических основ развития учащихся в соответствии возрастными особенностями (обучение на родном языке с 1-го по 7-ой классы); сотрудничество с профессорско-преподавательским составом ИМИ СВФУ, ФТИ СВФУ, ФЯФИК ЯГУ; сотрудничество со школами сети президентских школ, институтами (Республиканский лицей-интернат, МОУ СОШ №14, ГНПШ №2, ИПКРО МО РС(Я), ИНШ РС(Я), СО РАН РФ и др.) и ФМФ «Ленский край»; общешкольные мероприятия, отражающие уклад школы и создающие творческую атмосферу; воспитание экологической культуры в условиях городской школы (экскурсии на природу, интегрированные уроки по этновалеологии, спецкурс по валеологии, проектная деятельность по экологии); приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям народа саха (национальный праздник Ыhыах, тематические классные часы и мероприятия с этнопедагогическим аспектом); подготовка детей к жизни и труду в реальной действительности.

Одним из важных параметров обучения и функционирования системы образования является данные о поступлении в учреждения профессионального образования. С года создания классов состоялось девять выпусков: 93% выпускников поступили в высшие учебные заведения, десять выпускников окончили школу золотыми и серебряными медалями, 84% выпускников поступили в вузы на бюджетные места, 81% выпускников выбрали физико-математические, технические и экономические специальности. Сегодня наши выпускники обучаются в ведущих вузах страны: в РГУНГ им Губкина, МИСИС, МГАГА, МГГУ, МГУП, СПГЭИ (ЛЭТИ), НГТУ, НГАУ, НГАСА, НАВТ, ТПУ (г. Томск), УАГА (г. Ульяновск), СГУПС (г. Новосибирск), ДВГУПС (г. Хабаровск) и т. д. Также важным показателем является трудоустройство выпускников. На слайде представлено трудоустройство 1 выпуска физико –математических классов.

Физико-математические классы внесли значимую лепту для создания имиджа школы. Сегодня общеобразовательная школа №17 входит в число лучших школ города Якутска. И в этом большая заслуга директора школы Лидии Николаевны Максимовой – заслуженного учителя школ ЯАССР, почетного работника общего образования Российской Федерации, главы педагогической династии №1 Республики Саха (Якутия), Учителя с большой буквы, профессионала своего дела, патриота своей родины, человека с многогранной душой и руководителя школы, который решил проблему образования учащихся на родном языке.

Сегодня в школе накоплены определенные результаты в таких направлениях дальнейшего развития школы, как:

- билингвальное обучение предметов физико-математического цикла;

-внедрение принципов этнопедагогики в классах с якутским языком обучения в образовательной деятельности;

- внедрение экологического компонента в содержание учебных предметов;

- мониторинг качества обученности и воспитания;

-интеграция предметов естественнонаучного и физико-математического цикла.

Специализированное образование на родном языке прошло проверку временем и показало конкурентоспособность на рынке сбыта образовательных услуг.

К 2013 году физико-математические классы с якутским языком обучения являются звеном государственного общеобразовательного учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по математике, физике и информатике в билингвальной среде городской школы.

На дворе сегодня высокотехнологичный информационный век. Сегодня мир меняется намного быстрее, чем мы думаем. Компьютеры, новые модели компьютерной техники, высокоскоростной интернет, сотовые телефоны, принтеры, сканеры, спутниковое телевидение, плееры, скоростные автомобили, поезда, самолёты и многое другое – это наш сегодняшний день. Нужны новые подходы к организации образовательного процесса с использованием накопленного опыта в образовательной деятельности по физико –математическим классам с родным языком обучения , сохраняя и приумножая вековые традиции народа саха.

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации