Литературно-музыкальная композиция для 9 класса на тему: «Остались лишь воспоминания, но сколько их о той войне...»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Углича
Литературно-музыкальная композиция для 9 класса на тему:
«Остались лишь воспоминания, но сколько их о той войне…»
Автор: Васильева Лариса Николаевна,
учитель изобразительного искусства и технологии МОУ СОШ №3.
Углич, 2015
Цель: воспитывать заинтересованную позицию к историческому прошлому семьи и страны.
Задачи:
- Знать историю семьи в ВОВ, хранить и передавать память о ней из поколения в поколение;
- Учиться рассуждать, взвешивать разные суждения, оценивать, анализировать, высказывать своё мнение;
- Формировать активную гражданскую позицию;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за солдат-победителей, уважительное отношение к ветеранам.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентации, видеофрагменты (см. приложение).
Конспект урока.
1 этап. Демонстрация видео клипа о войне с последующим обсуждением.
-О чём этот сюжет? Я выбрала его для сегодняшней нашей беседы неслучайно…Он не только о войне, но и о нас, таких, какими мы стали спустя 70 лет после Победы…
2 этап. Рассказ о ветеранах Великой Отечественной.
-У каждого из нас есть родные и близкие люди, которые связаны с войной не понаслышке…Наши деды и прадеды прошли войну, испытали на себе и горечь утраты и боль расставаний и, конечно, все трудности и тяготы военного быта…Я хочу сегодня рассказать про своего деда-Зайцева Павла Петровича-который прошёл и войну и плен и прожил достойную жизнь после войны. Мой рассказ связан с обычной ..ложкой.
Но эта ложка – не сувенир, а память для человека и о человеке, который испытал на себе всю тяжесть первых месяцев Великой Отечественной войны. Ложка – это память о Зайцеве Павле Петровиче – участнике Финской и Великой Отечественной войнах. Получил он эту ложку, находясь в плену. Каждый пленный носил свою ложку в кармане на груди. Так и Павел Петрович носил её всё время нахождения в плену. А после освобождения она так и осталась у него. И всю дальнейшую жизнь в память о пережитом, он с ней так и не расставался до самой смерти.
Наши войска, обороняясь, с боями отступали от западных границ страны, в сторону Ленинграда. И снова - в окружении…
Уже не было ни снарядов, ни патронов, ни средств для переправы! Позади озеро. А впереди - враг! Он наступает, притесняя солдат, оставшихся в живых, к воде. Сверху атакуют немецкие самолёты… Только два выхода: топиться…, или сдаваться. Он выбирает жизнь. А дальше - немецкий плен...
Под городом Гдов именно так война встретила моего деда, Зайцева Павла Петровича. И всё ещё только в самом начале - кровь, смерть, жестокость… Лагеря для пленных - это не фронт, казалось бы…Но и там легче не было. Каждую минуту человек там находится на волоске от смерти. А само существование там немыслимо, непостижимо рассудку. Ты, который ещё мыслит себя человеком, оказываешься в условиях диких и безжалостных. И вот уже тебе, как животному, бросают объедки…Тебе, слабому, едва дышащему, наносят побои… И сколько ещё нужно вынести? И возможно ли это?
Впереди - дорога в Германию, на работы… Когда гнали пленных по Литве, местные жители старались облить кипятком, кидали камни и грязь.
Фермер, у которого работал Павел Петрович, звал их “русские свиньи”. Кормил так, чтоб с голоду не умерли. После освобождения мой прадед весил меньше 50 кг!
В огромном зернохранилище, куда загнали пленных на ночь, с голода ели сырое зерно, некоторые наполнили карманы. Павел Петрович остался жив, потому что он поел, но не запасся зерном. Все, кто запаслись зерном, были расстреляны.
В лагере набирали определённое число пленных. Павел Петрович оказался 101. Удар прикладом и снова в лагерь. Число “101” cпасло ему жизнь, т. к. односельчан и знакомых он больше не видел.
В конце апреля 1945 года Павел Петрович был освобождён американскими войсками. Пройдя проверку, был направлен для прохождения дальнейшей службы. Демобилизован из рядов армии в конце 1945 года. После мобилизации, как “врага народа”( таковыми считали людей, которые попали в плен), был направлен на лесоповал. Репрессирован в 1947 году…Вот такую историю хранит самая обычная ложка. Ложка, прошедшая со своим владельцем ВОЙНУ.
Он был награждён “Орденом Великой Отечественной войне 2 степени”, медалью “ За победу над Германией” 30.09.1948 года.
Мой дед прожил долгую жизнь - он умер 17 октября 2005 года в возрасте 93лет. Много всего было - хорошего и плохого. Были радости, счастье, было и много боли…
И наверное, никто из нас не знает, какой на вкус будет очередная ложка жизни…Так и Павел Петрович до дна пробовал жизнь на вкус своей ложкой, помогавшей пережить в далёком 41-м военные тяготы.
И вот эта ложка перед нами… Странное чувство. Кажется , самый обычный, неприметный предмет. А мне кажется - она помнит всю жизнь моего деда…И хранит в себе не только память, но и боль пережитого. В нашей семье её хранят как реликвию. Я думаю, не зря. Ведь это частичка прошлого, связывающая нашу семью с той войной -Великой и страшной…
-У вас есть семейные реликвии, связанные с войной?
-А у кого из вас в семьях хранят память о родственниках-ветеранах?
-Я рада, что все помнят своих героев-солдат, прошедших Великую Отечественную…
3 этап. Муза на войне…
Много произведений искусства связано с войной. Они хранят её память, заставляют задумываться нас о жизни, которую дали нам солдаты-защитники. И среди нас есть неравнодушные к этой теме люди.
-Предоставим слово Ире Киселёвой. Она написала стихи в память о войне и о своём дедушке.
(Ученица 9 класса читает стихи о войне.)
Не забудем!
Мы говорим: « Спасибо деду за победу!»,
А сами ведь не знаем, каково
Идти по следу, кровавому следу,
Друга лучшего своего…
Мы говорим, что помнить будем,
Пусть это только лишь слова…
Но подвига не позабудем,
История для нас жива!
Не мы на фронте воевали
За будущее и за жизнь,
Не мы всю тяжесть испытали,
Пронзает память как ножи.
Живот сводило этой болью-
За пулей – пуля, и обстрел…
Сидеть в окопах, даже ночью
Атаки испытать накал,
И бомбы , танки напролом -
Взрывается земля кругом!
И после войны было горе…
Но силы хватило родным!
И спины срывали на поле
«Мы были всего лишены…»,-
Сказал как-то дедушка Толя.
Война всех затронула судьбы,
У многих и жизнь забрала…
А мы говорим: «Не забудем!»-
И это не просто слова…
(Ира Киселёва) 16.05.2014
Звучит песня « На безымянной высоте».
-Алёна Ардошина подготовила своё выступление со стихотворением Мусы Джалиля.
Задумайтесь, насколько проникновенны строки, мысли, направленные к сердцу ЧЕЛОВЕКА…И как важно во все времена оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, чтобы понять боль людей, побывавших на войне, потерявших там своих близких…(Ученица 9 класса читает стихи)
Варварство. Муса Джалиль.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз… Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? –
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
Вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
4 этап. Документальные хроники войны.
Минута молчания.
-Нам нужно гордиться своими победителями! Но и стараться не забывать их подвиг. Человек без прошлого – не имеет будущего. Поэтому давайте хранить в сердцах память о своих дедах и прадедах. А вот так, с помощью презентации сегодняшние мальчишки и девчонки берегут дорогие для семьи воспоминания. И какое чувство гордости переполняет сердце, когда слушаешь эту песню в сопровождении фотографий семейного архива автора…
5 этап. Презентация « Прадедушка»
-Не забывайте ветеранов! Храните память о них навсегда! Пусть сегодняшняя наша встреча заставит вас ещё раз задуматься о простом СОЛДАТЕ, который шёл к Победе, и о той силе, которая есть в каждом из вас, чтобы жить, побеждать, верить в свой народ, свою страну.
Приложение
1.Клип о войне
2.Военные песни
3.Клип перед минутой молчания
4.Презентация «Прадедушка»
5.Презентация « Ложка с войны»
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458645904.mp4 (Клип о войне)
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1458645955.mp4 (Клип перед минутой молчания)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458645987.pptx (Презентация)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1458646035.mp4 (презентация)
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1458646079.mp4 (презентация)