Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»
Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»
Автор: Жиделева Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 ГО Верхняя Тура Свердловской области.
Цели:
- воспитание чувства патриотизма;
- развитие познавательного интереса;
- формирование представлений учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершённых в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Прививать интерес к изучению истории родной страны, чтению книг.
- Прививать чувство ответственности за наследие своих предков.
- Развивать сценические навыки учащихся.
Назначение:
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся средних школ, возраст не ограничен. Постановка может быть приурочена к празднованию памятных дат: День окончания Сталинградской битвы, День снятия блокады Ленинграда, 23 февраля, 9 мая и других памятных событий. Для достижения эффекта более глубокого осмысления представляемого материала используются музыкальные произведения.
Ведущий.
Приближается один из самых волнующих праздников нашей страны – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прошло уже семь десятилетий с той победной поры. Но память о ратном и трудовом подвиге советских людей, не померкла и поныне.Нам надо знать и помнить о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла.
Год 1941. время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа… Дозоры советских пограничников заметили на западном крае неба зелёные и красные огни. Они плыли к востоку, и вместе с ними нарастал рокот. Сотни фашистских самолётов с зажжёнными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в тяжком, оглушительном грохоте.
22 июня 1941 года в 4 часа без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие.
(На экране первые минуты войны. Звучит фонограмма «Священная война» (музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача).
Ученик.
Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей.
Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось, кто прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящиках, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.
Ученик.
А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля и жёсткой и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Нам непростительно забывать о тех 12-13летних мальчиках и девочках в красных пионерских галстуках, которые ходили в разведку, расклеивали листовки, собирали и хранили в тайниках оружие, вместе со взрослыми смело шагали в бой. Их было немало.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод. И не согнулись они под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ведущий.
Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить –
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
(Звон колокола).
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом с отцами и старшими братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было в судьбах обыкновенных мальчишек и девчонок.
Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…
Так мало прожито лет.
А было им по одиннадцать,
И их уже больше нет.
С косичками и с веснушками,
Со ссадиной, с синяком,
Им в куклы играть с подружками,
С друзьями гонять в футбол.
За книжками и тетрадками
Сидеть бы до темноты,
В кино убежать украдкою,
Девчонкам дарить цветы…
Им время другое выпало,
За всё заплатили сполна
Те дети, которых окликнуло
То страшное слово – война!
Ведущий.
Что может быть страшнее смерти ребёнка?
Дети на войне…
Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Ученик
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Ведущий.
--Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая
группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов,
а сам крикнул «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орлёнок».
(Звучит фонограмма песни «Орлёнок» (музыка В.Белого, слова Я.Шведова).
Ведущий.
По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили её.
Писатель А.Сурков посвятил Люсе стихотворение:
Ученик.
Белая берёзонька у хаты
Наклонила ветви до земли.
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу вели.
Больно тело девичье томили,
И огнём пытали, и водой.
Никакие муки не сломили
Верность партизанки молодой.
Мать – Отчизну девушка любила,
Ей верна осталась до конца.
Не сломила вражеская сила
Молодые дерзкие сердца.
(Видеозапись: партизаны в годы войны).
Ведущий.
-- О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы
никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши
Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.
1-й ученик
Четвёртые сутки он в погребе тесном,
где темень и холод, где сырость и плесень.
Четвёртые сутки в одной рубашонке
Избитый, измученный русский мальчонка.
А там на свободе, где липа цветёт,
Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждёт
В боях уцелевший отряд патриотов.
А ты с темнотою один на один,
Так что же ты делаешь,
Миша Куприн!
2-й ученик.
Четвёртые сутки… А выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!» -
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один.
Куда же ведёшь ты их,
Миша Куприн?
3-й ученик.
Ведёт сквозь орешник и ельник.
Родное, знакомое место. Сюда
За клюквой ходили когда-то.
Ходили за клюквой…
Ну, вот и пора!
Прощайте! Держитесь ребята!
С врагами мальчишка один на один.
Так что же задумал ты,
Миша Куприн?
4-й ученик
А Миша стоял – поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
просили в отряд провести?
Вот кусты!
Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ликуют фашисты: мол, наша взяла,
И рвутся сквозь частый кустарник.
Но что это? Поле. А там у села
Виднеются их же казармы.
В глазах у Миши лазоревый свет…
А было мальчишке четырнадцать лет.
Ведущий
-- Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал обезвредить мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.
Ученик.
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий по сёлам
С холщовой сумой на плече
В отцовских ботинках тяжёлых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брёл к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
(На экране кадры Курского танкового сражения).
Ведущий.
В сорок третьем в атаке
Сквозь крутые снега
Шли ребята на танке,
Сокрушая врага.
Ученик.
Фашистские танки всё ближе,
И кажется выхода нет,
Но встал на пути их мальчишка
Неполных пятнадцати лет.
Зажав, как заветную книжку,
Гранат смертоносный пакет,
На танки рванулся мальчишка
Неполных пятнадцати лет.
Да разве легко в атаку?
Попробуй дрожь унять.
И навстречу танку
С последней гранатой встать.
Навстречу огню полшага!
Сотни стволов в одного.
И вот, проявив отвагу,
Всегда кто-то первым встаёт.
Ведущий.
Никто из них не помышлял о славе,
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.
(Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского).
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героя Советского Союза.
(На экране портреты героев – пионеров).
Ведущий.
Лёня Голиков рос на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. 2 апреля 1944 года был опубликован указом присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.
Марат Казей жил в белорусской деревне. Осенью ему уже не пришлось идти в пятый класс. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою.
Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в Хмельницкой области.. Он был вожаком пионеров, своих ровесников. Погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот оважный пионер, стоит памятник.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Зина стала связной партизанского отряда, а потом по заданию партизан устроилась на работу в немецкую офицерскую столовую. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием Героя Советского Союза.
Лара Михеенко за операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста была представлена к правительственной награде. Но награду вручить Родина не успела. Юную партизанку, выданную предателем, фашисты расстреляли. В указе о награждении ленинградской школьницы Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: «Посмертно».
На окраине села Погорельцы оборону держала одна рота. Патроны бойцам подносил мальчик – Вася Коробко.Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
В памяти фронтовиков сохранились тёплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Чаще всего детей, попавших в действующие части, называли ласкательными именами или именами своих детей. Большинство бойцов даже не знало их фамилий.
Ученик
Везёт на фронт мальчика товарищ военный врач.
Мама моя, мамочка, не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма – не гладь меня при других!
На мне военная форма, на мне твои сапоги.
Не плачь! Мне уже двенадцать, я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути.
В кармане моём документы – печать войсковая строга.
В кармане моём документы, по которым я – сын полка.
Прославленного, гвардейского, проверенного в огне.
Я еду на фронт, я надеюсь, что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу, что время моё пришло…
Завидев меня, старухи охают тяжело:
«Сыночек…Солдатик маленький…Вот ведь настали дни»
Мама моя, мамочка! Скорей им всё объясни!
Скажи, чего это ради они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят? Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно, и тёмный суют калач…
Россия моя, не надо! Не гладь меня и не плачь!
Не гладь меня! Я просто будущий сын полка.
И никакого геройства я не совершил пока!
И даже тебе не ясно, что у меня впереди…
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути.
Поезд идёт размеренно, раскачиваясь нелепо,-
Длинный и очень медленный, как очередь за хлебом…
Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.
Ученик.
В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы.
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!
(Удар колокола сменяется стуком метронома. На экране кадры о блокадном Ленинграде).
Ученик.
Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ведущий.
Опять война, опять блокада…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!
(Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта. На экране кадры Ленинградской блокады).
Ведущий.
«Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик.
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(На экране: Пискарёвское кладбище).
Ученик.
Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На Пискаревых плитах нет имён,
На Пискаревых плитах только даты.
Год сорок первый… Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями.
Умирали мальчики – где, не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Разве ты нам умирать завещала, Родина?
Жизнь завещала, любовь завещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на защиту Родины!»
Славы никто у тебя не выпрашивал, родина!
Просто был выбор у каждого: «Я или Родина!»
Они не думали о смерти , они защищали нашу Родину.Они думали о нас, тех, кто будет жить на этой земле сегодня, завтра. Они сберегли этот мир для нас. Ценой своей жизни.
Ведущий.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания. (Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта).
Ученик.
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем мне она?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали лишь о прошедшей войне.
(Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»)
Ученик.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой
Я не хочу, чтоб даты обнажались,
Как раковая опухоль Земли,
Я не хочу, чтоб все они ожили
И где-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней.
И защитят прекрасный солнца лик.
От гари, пепелищ и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок. Мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком:
«Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»
Ведущий.
На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам ужасные войны,
Пусть нам снятся сладкие сны!