12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рахимова Наиля Фаритовна566
Работаю 37 лет в сельской школе, люблю свою малую родину, школу, детей.
Россия, Тюменская обл., Село Горнослинкино
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»
16

Музыкально-литературная композиция «Дети войны»



Разработка по теме « Дети войны»

Аннотация

В данной работе Рахимовой Н.Ф., учителем МАОУ Горнослинкинская СОШ» - филиала МАОУ « Туртасская СОШ» Уватского муниципального района - представлена разработка по подготовке к выступлению на муниципальном конкурсе по номинации « Дети войны», представлен сценарий мероприятия, самоанализ. Разработка может представлять интерес для руководителей групп, педагогов-организаторов, классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, непосредственно занимающихся с учащимися подготовкой внеклассных мероприятий.

Цели:

- Развивать у учащихся гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формирование личностно-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности;

- Воспитывать у учащихся уважения к военному подвигу народа в Великой Отечественной войне; способствовать формированию любви к Родине на примере старших поколений, на примере односельчан показать мужество нашего народа, показать единство советского многонационального народа.

- Способствовать угдублению знаний об истории Великой Отечественной войны; показать значимость каждого человека в достижении Победы.

- Побуждать учащихся к изучению истории родного края, своей родословной, к поисковой работе; славить воинскую доблесть, мужество и стойкость русского народа, акцентируя внимание на своих земляках..

Задачи:

- формирование представления о воинском долге и верности Отечеству; своему народу

- формирование опыта нравственного поведения личности;

- эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование:

- Компьютер

- проектор

- экран

Плакаты, посвященные Великой Отечественной войне;

Подборка военных кадров, песен и фонограмм.

Презентация.

Подготовительный этап:

Подготовка мероприятия началась за 2 месяца до праздника Дня Победы. В школе есть студия « Юность», существующая 5 лет. Она принимает участие во всех муниципальных конкурсах. Учащиеся школы посетили жителей села, родившихся в до войны и в военное лихолетье, провели с ними беседы, узнали факты из их жизни.

Первый этап:

Изучение краеведческого материала военных времен, подготовка сценария внеклассного мероприятия, подбор музыки и фотографий для презентации.

Репетиции учащихся.


 

Ход мероприятия:

Звучит звон колокола. За столом взрослый и ребенок. Посередине горит свеча. Оба листают альбом с фотографиями. Звон колокола в конце прекращается. ( Показать слайды с фото погибших)

Малыш: Что это такое? Вы слышите?

Взрослый: Это фотографии погибших земляков и звучит колокол памяти.

Малыш: Памяти? А разве такое бывает?

Взрослый: Бывает, слушай! Это говорит сама память…

Малыш: Но разве память бывает живой?

Взрослый: Да, человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Ведущий 1: «Война» – это смерть, слезы, разлука, сраженный свинцом солдат, горящие села и города, поседевшая от горя чья-то мать, толпы бредущих в неизвестность людей.

2: Погибшие живут среди живых.

Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их – значит, их предать.

Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

А память поколений их хранит.

Вот почему они посмертно живы.

2 ведущий: : Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство, становясь не по возрасту ответственными за себя, за братьев и сестер, за мир на земле.

Чтец : Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

2 чтец: А мы не стали памяти перечить.

Вспомним дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

И нас большая Родина хранила,

Своих детей для жизни сберегла.

3 чтец:

Мы дети войны.

Нам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась.

Не знали мы детских забав.

1 ведущий: Фашистами было организовано страшное уничтожение детей, созданы комбинаты смерти: Освенцим, Бухенвальд. Заключенные напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.

5 чтец:

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

6 чтец: Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

2 ведущий:: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

1 ведущий:: : Война - страшное слово...звучит как выстрел, и навсегда врезаются в память события тех дней, когда вместе с этим словом в каждый дом пришла беда. И пусть тебе всего еще шесть лет, но ты запомнил, как все это было...

Чтец: (Никифорова)

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

Чулочки тоже снять мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи —

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя, снять?

2 ведущий: Каждый из детей войны с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить:

1 чтец: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».

3 чтец: А может, они превратились в птиц?

4 чтец: Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности.

5 чтец: Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

6 чтец: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

1чтец: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает».

2 чтец: Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными.

1 ведущий: . «Ленинградские дети»… сжимается сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали, дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Они падали от голода. У всех болезнь – дистрофия и цинга. Кровоточили десны и качались зубы. Школьники умирали не дома, на улице по дороге в школу и прямо в классе.

СЦЕНКА « В блокадном Ленинграде»»

Женщина : Ты что здесь делаешь?

Мальчик: Я пришел сюда умирать.

Женщина: Смотри какой, раз пришел, значит, не умрешь. Где ты живешь?

Мальчик: На Мойке. У нас квартира темная. А здесь светло. Вот и пришел сюда умирать.

Женщина: Пойдем со мной в архив. Я дам тебе клей столярный поесть, вот возьми.

Мальчик: Если останусь жив, я всегда буду есть столярный клей.

Женщина: А у тебя есть родные

Мальчик: Разве ты не понимаешь, Папа погиб на фронте, мама умерла, лежит, сестренка умерла, лежит, теперь моя очередь.

Женщина: Пойдем со мной

Ведущая 2. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ведущая 1. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими .

Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Ведущая 1. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Вот что рассказывают дети войны:

3 чтец: «Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

4 чтец: «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел…»

5 чтец: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

-Доченька,, мне надо тебе рассказать…

- Мама, я не хочу…

Мне казалось, что если она скажет то, что хочет, она умрет».

6 чтец: .«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем домой!»

1 чтец:. Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нету.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Ты только один остался.

Сын.

Мама, я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после войны,

Я умер, мам, прости меня,

Постой за меня у калитки.

Мать.

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой пусть умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой- ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Мама, мама! Милая, родная,

Посмотри: я здесь теперь, вверху,

На тебя гляжу сейчас из рая,

Но обнять тебя, как прежде, не могу.

Ты не плачь, не мучайся, родная,

Стал небом, лепестком, ручьем.

Я с тобой. Тебя я обнимаю

Нежным солнечным лучом!

2 чтец:: Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

3 чтец:

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Станки «малолетки», как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

4 чтец:

Ушедших из Уватского района на фронт отцов и братьев заменяли женщины и дети: сеяли, убирали хлеб, заготавливали ружболванку, приклады к ручным пулеметам и автоматам, ствольную накладку, лыжную болванку, сырье для авиафанеры, ловили рыбу, шефствовали над эвакуированным в район Тихвинским детским домом, собирали для отправки на фронт вещи и продукты, деньги на постройку танковых колонн и авиаэскадрилей, подписывались на Военные Займы.

Ведущий1: Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о том, как война изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты.

Ведущий 2: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября, и нельзя было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Ведущий: 1

Родились в суровые 30-40 годы и перенесли все тяготы войны наши земляки:

(Фамилии, имена, отчества читают по очереди чтецы)

Слинкина Валентина Ивановна:

Крайцер Александр Давыдович.

Самоловова Татьяна Ильинична.

Доронина Маремьяна Ивановна.

Чупрунова Галина Николаевна

Проскуряков Иван Михайлович

Слинкина Нина Николаевна

Сафонов Николай Спиридонович

Слинкина Ксения Сергеевна

Белкина Екатерина Васильевна

Шмелева Фаина Петровна

СЛИНКИНа Александра Кузьмовна

Слинкин Александр Анисимович

Слинкин Александр Петрович

Слинкин Виктор Степанович

Слинкин Николай Макарович (медаль)

Слинкин Иван Нилович ( медаль)

Слинкина Парасковья Григорьевна ( медаль)

Слинкина Зоя Григорьевна ( медаль)

Липатникова Анна Ивановна

Лаптева Мария Александровна

Тандалова (Слинкина) Галина Никифоровна

Токарева Надежда Алексеевна

Филиппова Екатерина Семеновна ( медаль)

Шамарина Галина Анисимовна ( медаль)

Шехирева Елизавета Павловна ( медаль)


 

1 чтец: Слинкина Валентина Ивановна родилась в Белоруссии. Мне было 10 лет, когда началась война. Помню, как будто это было вчера: немецкие танки идут по дорогам нашей деревни, помню, как гнали по дороге пленных советских солдат, женщин, детей. Помню бомбежки и как прятались в обрывах. А еще помню хорошо поле, обтянутое колючей проволокой, а за ней советские пленные. Мы пробирались туда, когда удавалось, кидали через проволоку солдатам хлеб и картошку. Страшные картины, воспоминания трудно забыть, вычеркнуть из памяти.

2 чтец: Крайцер Александр Давыдович. 1937 года рождения из в села Гусенбах Волгоградской области, В 1941 году семью выслали в Уватский район, направили в деревню Ербаш, где люди жили и работали в нечеловеческих условиях. Познал все тяготы войны. Работать начал в 13 лет.

3 чтец: Самоловова Татьяна Ильинична. 1933 года рождения , Отец был репрессирован , ей было 4 года.. В 11 лет Татьяна Ильинична начала работать.. Вспоминая войну, она рассказывает:» В нашей семье было 13 детей. От голода и холода 9 братьев и сестер умерли. Мама измученная работой, часто болела. Нормы работы очень высокие, все выполнялось вручную. Косили сено, таскали его на себе, ставили стога.. Зимой вручную пилили дрова, на себе выносили из леса. К весне скотина обессилевала, не хватало сил даже подняться, подвешивали на веревках. Люди голодали. Ели болтушку – толкли для нее липу, крапиву. Весной ходили по огородам и собирали гнилую картошку. Мыло варили сами из внутренностей животных. Награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

4 чтец: Сафонов Николай Спиридонович 1928 года рождения. В военные годы крестьянствовал. В 15 лет стал бригадиром полеводства, затем агрономом. Закончил после войны сельскохозяйственную школу, вернулся в Горнослинкино, работал директором совхоза. Родина по заслугам оценила его труд, удостоив высшей награды – ордена Ленина. Но самая лучшая награда – признание народа. 13 апреля 1997 года Николай Спиридонович ушел из жизни.

5 чтец: У моего прадеда Слинкина Данила за несколько дней до войны случилась большая беда, умерла жена, осиротив 6 детей. А зимой 41 года его забрали на фронт. Все тяготы семьи легла на плечи бабушки, Пелагеи Даниловны. Она работала везде, а придя поздно домой, трудилась на своем хозяйстве. Семья выживала, как могла. Зимой 45 года вернулся с фронта прадед, без зубов, у него была только третья часть языка, не было неба. Дети все прожили долгую жизнь, трудились, а старшая дочь посмертно была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

6 чтец: Слинкина Ксения Сергеевна: В нашей семье было 4 детей. Старший брат погиб на фронте, младшая сестра умерла во время войны, отец тяжело болел. Помнит начало войны, плач, слезы. Было очень нелегкое время для всех. Работала как и все, выполняла работу там, куда посылали.». Лиха хлебнули, как на войне.

Ведущий 1: В нашем зале присутствует Ветеран труда, человек, родившийся в предвоенный 37 год. Это Айданова Рауфа Джалиловна. Ей было 4 года, когда отец уходил на фронт. Но она помнит его, уходящего с котомкой на спине. А дети стояли на крыльце, он на прощание приподнимал, целовал каждого. Потом приходил на побывку по ранению солдат, который сообщил, что отец остался в окружении под Сталинградом, где идет жестокое сражение, льется рекой кровь. Он погиб в 1942 году. Никогда больше его не видели, но внучка ездила в Волгоград и нашла на обелиске фамилию своего деда.


 

Ведущий 2: НАГРАЖДЕНЫ медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 годов»: ( фамилии читают по очереди чтецы)

Доронина Маремьяна Ивановна

Самоловова Татьяна Ильинична

Слинкин Николай Макарович

Слинкин Иван Нилович

Слинкина Парасковья Григорьевна

Слинкина Зоя Григорьевна

Филиппова Екатерина Семеновна

Шамарина Галина Анисимовна

Шехирева Елизавета Павловна

Слинкин Тандалова Галина Никифоровна

Проскуряков Иван Михайлович

Лаптева Мария Александровна

Чупрунова Галина Николаевна

Слинкин Александр Петрович


 

1 чтец: Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

2 чтец : Гори, свеча, гори, не затухай,

Не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

Чей оборвался путь.

3 чтец: Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

4 чтец : Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим, и помолчим.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ( звучит метроном)

5 чтец: Я нарисую яркое солнце...

-6 чтец: Я нарисую синее небо...

-1 чтец; Она нарисует свет в оконце...

- 2 чтец: Она нарисует колосья хлеба...

- 3 чтец: Мы нарисуем зеленые листья...

- 4 чтец: Мы нарисуем цветную мечту...

Вместе. И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!

Ведущий: Память… Память и ответственность. Люди, помните, какой ценой завоевано счастье!

По сцене идет Женщина в черном одеянии и вновь кладет цветы к гравюре и Вечному огню.

Люди! Покуда сердца стучатся! Помните!..

Взлетают «белые журавлики». Зал встает и аплодирует гостям.
дети войны
PPTX / 40.26 Мб

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.