Урок истории в 9 классе «Освоение космоса»
презентация к уроку Освоение космосаPPT / 5.77 Мб
/data/files/s1695443307.ppt (презентация к уроку Освоение космоса)Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа-интернат»
Тема урока: «Освоение космоса»,
9 клаасс
Подготовила: учитель истории
Смирнова Наталья Николаевна
Урень, 2021
Тема урока: Освоение космоса
Цель:
- формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными
Задачи:
1. Образовательные:
- проследить путь советских ученых в освоении космоса;
- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.
2. Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3. Воспитательные:
- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.
Основные термины и понятия: космодром
Оборудование и материалы:
- учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- иллюстрации
- карточки с заданиями
- запись песни: гр. Земляне «Трава у дома»
Тип урока: сообщение новых знаний
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный космический мир. Полюбуемся звездами, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в этом космическом мире? Послушайте, звуки космоса. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Открываем глаза. | Приветствие, эмоциональный настрой к уроку Звуки космического пространства |
Актуализация знаний, объявление новой темы | - С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Они считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются. Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все движутся вокруг Солнца по своему пути. Так ученые открывали тайны космоса. Люди мечтали не только увидеть звезды на небе, но и полететь к ним. Сегодня стали возможны полеты людей в космос. Задание «Кластер» (групповое). (На фоне песни гр. Земляне «трава у дома») Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе (выполняют) (на доске иллюстрация – солнечная система) Задание на доске: Расставив цифры правильно по порядку мы прочитаем тему урока Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь. Чтобы себя оценить у вас есть в центре стола звездочки, в конце занятия мы их подсчитаем и оценим ваши знания | Слушают учителя. Выполняют задание. Разгадывают тему урока. Записывают тему урока в тетради |
Изучение нового материала Физминутка | Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут План-маршрут: 3. Космос сегодня. Итак, Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики. Давайте послушаем сообщение о русском ученом, изобретателе Константине Эдуардовиче Циолковском (на слайде портрет К.Э Циолковского) Рассказ о развитии ракетостроения. - Исследованием космоса занимались в те года многие ученые мира. Ракетостроением занимались немецкие и американские учёные. Однако и здесь советские ученые оказались первыми. -Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев. (На слайде портрет С.П. Королева) В октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли. -Что же произошло в октябре 1957 года? Запишем в тетрадь. 1. Отправлен в космос первый спутник -Давайте прочитаем каким был первый спутник? Работа с учебником - стр. 241, абзац 3,4 -Кто запомнил размеры спутника? _Кроме спутника Земли, какие спутники были еще запущены? (Спутник солнца, луны и венеры) -Сегодня люди уже не могут обходиться без космических помощников-спутников. Они нужны для приема телепередач и установления радиосвязи, составления прогнозов погоды, поисков полезных ископаемых. Сейчас в космос отправляются космические станции. Они исследуют планеты, до которых человек еще не может долететь. Такими станциями люди управляют с Земли. Рассказ учителя: Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Итак, Вторая наша остановка - Первые полеты в космос: Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? -Первыми решено было в космос отправить собак. Кого же отправили в космос послушаем сообщение Смутиловой Иры Запишем в тетрадь: 2. Белка и Стрелка - Вместе с собаками в космос 40 мышей (28 погибли), 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы . -После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром. (На доске изображение космодрома) Словарь: космодром Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. (под музыку: гр. Земляне «Трава у дома») “На зарядку становись!” Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону. Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги. Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги. Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат. -Знаете ли вы , ребята, то был первым космонавтом? (На доске портрет Ю.А.Гагарина) Правильно, это Юрий Алексеевич Гагарин. - А сейчас вы самостоятельно из текста учебника составите и расскажите по вопросам рассказ об этом человеке. У вас есть 5-7 мин. Даны вопросы для рассказа: 1.ФИО, 2.Где и когда родился, в какой семье: 3. Дата полета: 4. Продолжительность пребывания в космосе. (Сообщение зачитывает учащийся) Вопросы: - Где и как готовили космонавтов? -Кто стал первым космонавтом? -Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года) Продолжим наше путешествие! Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова (На доске портрет В.В.Терешковой) А еще через два года в 1965 году советский космонавт Алексей Архипович Леонов во время полета вышел из корабля в открытый космос (Портрет Леонова на доске Следующая наша остановка - Космос сегодня. На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями. Для чего необходимо осваивать космос? Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение. (На доске изображение различных современных спутников) | Написан на доске в виде схемы. Слушают пункты плана. Ученик зачитывает заранее подготовленный материал. Слушают рассказ учителя. Рассматривают портрет. Рассматривают фото первого спутника Земли. Находят в тексте нужный абзац, зачитывают вслух. Слушают рассказ учителя. Сообщение Смутиловой И. Рассматривают фотографию словарное слово - космодром дети выполняют упражнения ответы детей Ребята работают с текстом Отвечают на вопросы записывают в тетрадь: 3. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос Слушают учителя, рассматривают портреты. |
Первичное закрепление нового материала | Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета. И поиграем в игру «Да-нет-ка» 1. Группу ученых, которые стали заниматься ракетостроением, возглавил И.В.Курчатов? (нет) 2. В октябре 1957 года впервые был отправлен искусственный спутник Земли? (да) 3. Первыми животными, которые оправились в космос были кошки? (нет) 4. Первым для полета в космос был избран космонавт Ю.А.Гагарин (да) 5. Первой женщиной - космонавтом была В.В.Терешкова? (да) Молодцы! -Ну и последнее задание. У вас у каждого есть карточка с половиной утверждения, вы между собой должны найти пару, т.е соединить это утверждение. Итак, ПОЕХАЛИ! Наш полет длился недолго, я думаю, вам он понравился. И может кто – то из вас в далеком будущем побывает в космосе по - настоящему. Сегодня уже десятки космонавтов побывали в космосе, но человечество никогда не забудет первого в мире космонавта, Ю.А. Гагарина. | Отвечают на вопросы |
Рефлексия | Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я приобрёл… Мне захотелось… | Ребята по очереди высказываются |
Подведение итогов | Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. За 7 и выше звездочек -5, За 5-6 оценка 4, За 3-4 оценка3 | Слушают учителя, участвуют в обсуждении оценок, оценивают друг друга |
Домашнее задание | Запишите в дневники домашнее задание: 1. Записи в тетради 2. Выполнить тест «Освоение космоса» | Записывают домашнее задание |
Ирина Владимировна Казарцева