Отчет по самообразованию на учебный год. Тема «Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОУ»
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2022-2023 уч. год.
ТЕМА: «Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОУ»
подготовил воспитатель:
Макаренко Елена Юрьевна
Саратов, 2023.
«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга,
то у него начинает портиться голова,
сердце, нравственность». К. Д. Ушинский.
Тема самообразования: «Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОУ».
Сроки работы: Сентябрь - Май 22-23уч. гг.
Досуговая деятельность – приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
Цель самообразования: Создание правильно организованной культурно-досуговой деятельности младших дошкольников, способствующей социально-личностному развитию.
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
1. | Цели и задачи темы: Основная цель состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта культурно-досуговую деятельность. Задачи: - Изучить и проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме; - Ознакомиться с основными видами и формами досуговой деятельности; - Рассмотреть особенности и принципы организации досуговой деятельности младших дошкольников; - Развить эстетический вкус, чувство прекрасного, художественное мышление, реализация творческих и индивидуальных способностей детей; - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную досуговую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада; - Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность; - Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культуре своей страны; - Формирование коммуникативных умений и удовлетворение потребностей детей в общении; - Познакомить детей с таким видом досуга как оригами, способствующего развитию мелкой моторики; - Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям. | |||
2. | Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (2022-2023 учебный год) | Изучение материалов на интернет ресурсах: Прошла обучение на онлайн-семинаре на тему: «Педагогические технологии в организации досуга детей». Обучение в объёме 9 ч. Сертификат в наличии. Мусиенко, С. Оригами в детском саду / С. Мусиенко, Г. Бутылкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=22123 Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elenaorehoncova.ucoz.ru/Zacepina_M-Bibliotekaprog-Kulturno_Dosugovaya_Deya.pdf Культурно-досуговая деятельность в детском саду. | Консультация на тему: | Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/14/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-v-detskom-sadu | ||
3. | Примерная практическая реализация по теме самообразования | Работа с детьми в рамках долгосрочного проекта «Занимательные досуги»: 1. Конкурсно-познавательные программы; 2. Конкурсно-развлекательные программы; 3. Конкурсно-игровые программы; 4. Театрализованные представления; 5. Концерты; 6. Праздники; 7. Выставки; 8. Беседы; 9. Викторины; 10. Мастер-классы; 11. Занятия; 12. Беседы; 13. Игры. | Работа с родителями: - Информация для родителей по данной теме (консультации: «Занимательный досуг», «Семейный досуг», «Как провести выходной день с детьми»; памятки: «Роль праздника в социально-личностном развитии ребенка», «Народные праздники в жизни ребенка»); - Выступление на родительском собрании; - Привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях и мероприятиях. | Работа с педагогами: - Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - Выступления на педсовете. - показ открытой прогулки. |
4. | Работа по теме. Литература для изучения в течение года. | Изучить следующую литературу: 1. Агапова, И.; Давыдова. Игрушки и подарки из бумаги и картона. Москва: Изд-во «ДОМ. ХХI век». 2007. 2. Афонькин, С.; Афонькина, Е. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург; Изд-во «Литера». 1998. 3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л. С. Выготский, 3-е. Москва: Просвещение, 2011. 4. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2004. 5. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков. Москва: Изд-во МГУК. 1981. 6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение. 2012. 7. Корнева, Г. Бумага. Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Санкт-Петербург: Издательский дом «Кристалл». 2001. 8. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Москва: Изд-во Мозаика-Синтез. 2008. 9. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Серия: библиотека программы воспитания и обучения. Москва: Изд-во Мозаика-синтез. 2010. 10. Пономарёв, Я. А. Исследование проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев. Москва: Наука. 2013. |
Вывод: Тема самообразования, которую я выбрала, оказалась чрезвычайно плодотворной и интересной для меня.
Досуг – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Он обогащает детей положительными эмоциями, расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, активных и полезных движений, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей.
Я ставила перед собой задачу помочь детям найти оптимальный для их возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Могу сказать, что в значительной степени всё удалось. Дети были заинтересованы во взаимодействии, которое я им предлагала: совместные сюжетно-ролевые и конструктивные игры, совместное рисование вне занятий, просмотр мультфильмов, совместное чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним, танцевальные моменты и музыкальные паузы между занятиями, на прогулке, и во второй половине дня, регулярные театрализованные представления при активном участии помощника воспитателя - Степиной А.И. вызывали у детей настоящий восторг. После представлений дети сами пробовали себя в театрализованной игре с помощью деревянного настольного театра. Мной был создан бумажный театр на палочках по сказке «Теремок».
Активно использовались игры с мыльными пузырями, воздушными шариками, рисование мелками и классики, поделки-оригами (конвертики, самолётики и т.д.). На прогулке дети делились на две команды и строили башенки из крупного пластмассового конструктора по принципу у кого выше. Воспитанники полюбили подвижные игры и танцевальные игры на ускорение на прогулках. Для педагогов ДОУ мною была продемонстрирована прогулка для открытого показа по теме «Двигательная активность в режимных моментах», где педагоги и увидели мою работу.
В течение всего года я пыталась предложить детям интересные развлечения, новые увлекательные занятия и создать позитивный настрой. Принимала активное участие во всех праздниках и развлечениях, как в качестве ведущего, так и какого-нибудь персонажа. Все досуговые мероприятия проводились с учётом возрастных особенностей детей.
Содержание досуговой деятельности выстраивалось мной на основе интеграции различных образовательных областей: изобразительной деятельности, детской художественной литературы, музыки, и др.
Вне всяких сомнений то, что организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга — предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребёнка. Каждый ребёнок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом же направлении, уделив больше внимание такому виду досуга, как театрализованная деятельность дошкольников. Тема самообразования на 2023-2024 уч.год: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)»