Материал на проверке

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"

0
0
Материал опубликован 2 May

​​​​​​​


Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "СпряжениеPPTX / 1.36 Мб

t1746199340aa.gift1746199340ab.gift1746199340ac.gif

Отараева И.И.

Спряжение глаголов

Урок русского языка в 4 классе




Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении как изменении

глаголов по лицам и числам.

Задачи:

Обучающие:
1) Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянного признака – спряжения.

2) Ввести понятие I и II спряжения глаголов.

3) Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения     

Развивающие:

1) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.

2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.

3) Развитие связной устной и письменной речи.


Воспитывающие:

1) Воспитывать умение работать в коллективе.

2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.


Место урока: 1-ый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы обучения:

Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.


Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для алгоритма, для самостоятельной работы.

Формирование УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.













Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Соберите пословицу из рассыпанных слов.

минуту, упустишь, потеряешь, час

(Упустишь минуту, потеряешь час).

-Как вы ее понимаете? (Это значит, что не надо тратить время впустую, потому что каждая потерянная минута может привести к значительной потере времени в будущем. Поэтому мы тоже постараемся не терять ни минуты, чтобы как можно больше нового узнать на уроке).

Спишите пословицу.

Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков -

В речи быть одним из главных слов. (Глагол).

-Молодцы, ребята! Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о глаголе, и вы уже знаете, что глагол в русском языке употребляется очень часто. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.


Блиц-опрос. (Слайд)

Глагол – это… часть речи

Обозначает … действие предмета

Отвечает на вопросы… Что делать? Что сделать?

Имеют… неопределенную форму (начальную)

Бывают… совершенные и несовершенные

Изменяются… по числам и временам, а глаголы прошедшего времени- по родам.

В предложении является… сказуемым.

3.Открытие нового знания, формулирование темы урока.

3.1 Постановка проблемы.

-Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не всё пока вам известно. И я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание. Положите перед собой маленькие карточки. К данным глаголам подберите подходящие по смыслу местоимения. Работать вы будете в парах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в парах. (Слайд)

 

 

 

 

знаю

знаем

 

знаешь

знаете

 

знает

знают

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание.









Проверка по эталону (Слайд)


 

ед.ч 

мн.ч. 

 1л.

Я знаю

Мы знаем

 2л.

Ты знаешь

Вы знаете

 3л.

Он (она, оно) знает

Они знают


- У всех так? Хорошо, молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. Определите лицо и число каждого местоимения.

Проверка по эталону (Слайд)

- Проверим, как вы распределили местоимения по лицам и числам. Кто все выполнил правильно?

-Какой мы можем сделать вывод? Как изменяются местоимения? (по лицам и числам)

-А как изменяются глаголы? (по лицам и числам)

-А что изменялось у глаголов, когда они изменялись по лицам и числам? (окончания)

- Как вы думаете, может ли это изменение окончаний глагола по лицам и числам иметь другое название? (Ответы детей)

- Откройте учебники на с. 74 и прочитаем, как называется изменение окончаний глаголов по лицам и числам. (спряжение)

- Давайте ещё раз повторим, что же такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.)

- Назовите тему урока (Спряжение глаголов). (Слайд)

- Какие задачи вы поставите перед собой?

Узнать, что такое спряжение.

Научиться спрягать глаголы.

Научиться определять спряжение глаголов.


-Как вы уже знаете, изменение глаголов по лицам и числам, называется спряжением. Но нам с вами надо понять, что же такое спряжение глаголов. (Слайд)

-Вам ничего не напоминает это слово - «спряжение»? А если вы услышите такие слова – «запрягать», «упряжка». Наверняка вы скажете, что это лошадь или несколько лошадей, запряженных в повозку или карету, т.е. соединенных с ней. Куда поскачут лошади, туда поедет и повозка. (Слайд) Вот примерно так, ребята, соединены между собой личные местоимения с глаголами.

- При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. (Слайд)

- А длинную фразу «Изменение окончаний глаголов по лицам и числам», можно заменить словом «спряжение», и сразу всё понятно. Помните, как у существительного? Что значит склонение? (Ответы детей)

-А что значит спряжение? (Ответы)

-Запомните, ребята. Спряжение в вашей голове должно быть накрепко связано с глаголом. Спряжение бывает только у глагола. Ни у существительного, ни у

прилагательного, ни у местоимения этих спряжений не бывает.

- А изменять глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. И какого лица местоимение, такого лица будет и глагол.

3.2 Учебная деятельность. Открытие нового знания.

-А теперь давайте ещё одно небольшое исследование проведем. Может, мы ещё что-то новое узнаем о спряжении глаголов? И для этого проспрягаем глаголы «рисую, нарисую, рисовал». Что значит «проспрягать»? (изменить глаголы по лицам и числам)

-Что вы можете сказать о этих глаголах? Слайд -таблица

Учащиеся по «цепочке» спрягают глаголы.


ед.ч

мн.ч

Я рисую

Мы рисуем

Ты рисуешь

Вы рисуете

Он рисует

Они рисуют


ед.ч

мн.ч

Я нарисую

Мы нарисуем

Ты нарисуешь

Вы нарисуете

Он нарисует

Они нарисуют







Что происходит с глаголами? (изменяются окончания)

-А теперь попробуем проспрягать глагол «рисовал». Что мы можем сказать? (этот глагол не спрягается).

-Давайте сделаем вывод. Какие глаголы изменяются по лицам и числам?

Только глаголы настоящего и будущего времени.(слайд)

-Молодцы, а теперь немного отдохнем.

4. Физминутка

- Сейчас мы проведем физминутку, полностью состоящую из глаголов.

- Встали, топнули, присели, хлопнули, встали, покружились, топнули, подняли руки, хлопнули, повернулись, улыбнулись, подмигнули, сели.

-А теперь мы все узнали про спряжение глаголов?

t1746199340ad.gift1746199340ad.gift1746199340ad.gift1746199340ad.gift1746199340ae.gift1746199340af.gift1746199340ae.gift1746199340ae.gif5. Работа с таблицей. (Слайд)

Число

Лицо

 

 

ед.ч.

1 л. - (я) 
2 л. - (ты)

3 л. - (он, она, оно) 

t1746199340ag.gift1746199340ag.gifиду, читаю

t1746199340ah.gift1746199340ai.gift1746199340aj.gifидёшь, читаешь
идёт, читает

t1746199340ag.gift1746199340ag.gifстою, учу

t1746199340ad.gift1746199340ak.gifстоишь, учишь

стоит, учит

мн. ч.

1 л. - (мы) 
2 л. - (вы) 
3 л. - (они) 

t1746199340al.gift1746199340am.gift1746199340an.gif идём, читаем
идёте, читаете

 идут, читают

t1746199340ao.gift1746199340ap.gift1746199340ao.gift1746199340aq.gifстоим, учим

стоите, учите

стоят, учат


-Рассмотрим таблицу. Перед вами глаголы, которые уже проспрягали.

- Что общего между глаголами первого столбика и второго столбика? (Время, лицо и число)

- Чем они различаются? (Окончаниями)

 Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.

-Назовите окончания глаголов 1 столбика. Назовите окончания глаголов 2 столбика.


-у (ю)

-ешь (ёшь)

- ет (-ёт)

- ет (-ём)

- ете (-ёте)

-ут, -ют


-у, -ю

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат, -ят

-Почему же у них разные окончания?

- Как существительные по склонению делятся на группы, так и глаголы делятся на группы по своим личным окончаниям. Кто-нибудь может сказать, как они называются? У глаголов различают два типа спряжения. Обратите внимание, какая гласная в окончаниях встречается в глаголах 1 спряжения? 2 спряжения?

К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица –ю.

Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Слайд)

-Обозначают спряжение римскими цифрами. Так вот, из римской цифры 1 легко можно сделать букву Е, а из римской цифры 2- букву И.

Так легче будет запомнить! И еще одну замечательную подсказку я вам сейчас покажу.

t1746199340ar.jpgt1746199340as.jpg

6. Первичное закрепление.

Работа с учебником, выполнение упражнения №423

- Откроем учебник на странице 74 и выполним упражнение 423. Читаем условие.


7. Игра «Орфографический футбол». Объясняю правила игры. На воротах I спр. и

II спр. Девочки забивают голы мальчикам (мячи, на которых записаны глаголы второго спряжения), а мальчики забивают голы девочкам (мячи, на которых записаны глаголы первого спряжения).


Итог урока.

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Сколько типов спряжения вы знаете?

Как отличить глаголы I и II спряжения?

Рефлексия.

Домашнее задание: с.75, упр.425.







t1746199340at.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.