Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "СпряжениеPPTX / 1.36 Мб
Отараева И.И.
Спряжение глаголов
Урок русского языка в 4 классе
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении как изменении
глаголов по лицам и числам.
Задачи:
Обучающие:
1) Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянного признака – спряжения.
2) Ввести понятие I и II спряжения глаголов.
3) Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения
Развивающие:
1) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.
2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
3) Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
1) Воспитывать умение работать в коллективе.
2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Место урока: 1-ый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы обучения:
Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для алгоритма, для самостоятельной работы.
Формирование УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Соберите пословицу из рассыпанных слов.
минуту, упустишь, потеряешь, час
(Упустишь минуту, потеряешь час).
-Как вы ее понимаете? (Это значит, что не надо тратить время впустую, потому что каждая потерянная минута может привести к значительной потере времени в будущем. Поэтому мы тоже постараемся не терять ни минуты, чтобы как можно больше нового узнать на уроке).
Спишите пословицу.
Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов. (Глагол).
-Молодцы, ребята! Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о глаголе, и вы уже знаете, что глагол в русском языке употребляется очень часто. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц-опрос. (Слайд)
Глагол – это… часть речи
Обозначает … действие предмета
Отвечает на вопросы… Что делать? Что сделать?
Имеют… неопределенную форму (начальную)
Бывают… совершенные и несовершенные
Изменяются… по числам и временам, а глаголы прошедшего времени- по родам.
В предложении является… сказуемым.
3.Открытие нового знания, формулирование темы урока.
3.1 Постановка проблемы.
-Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не всё пока вам известно. И я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание. Положите перед собой маленькие карточки. К данным глаголам подберите подходящие по смыслу местоимения. Работать вы будете в парах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в парах. (Слайд)
|
|
|
| … знаю | … знаем |
| … знаешь | … знаете |
| … знает | … знают |
- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание.
Проверка по эталону (Слайд)
| ед.ч | мн.ч. |
1л. | Я знаю | Мы знаем |
2л. | Ты знаешь | Вы знаете |
3л. | Он (она, оно) знает | Они знают |
- У всех так? Хорошо, молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. Определите лицо и число каждого местоимения.
Проверка по эталону (Слайд)
- Проверим, как вы распределили местоимения по лицам и числам. Кто все выполнил правильно?
-Какой мы можем сделать вывод? Как изменяются местоимения? (по лицам и числам)
-А как изменяются глаголы? (по лицам и числам)
-А что изменялось у глаголов, когда они изменялись по лицам и числам? (окончания)
- Как вы думаете, может ли это изменение окончаний глагола по лицам и числам иметь другое название? (Ответы детей)
- Откройте учебники на с. 74 и прочитаем, как называется изменение окончаний глаголов по лицам и числам. (спряжение)
- Давайте ещё раз повторим, что же такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.)
- Назовите тему урока (Спряжение глаголов). (Слайд)
- Какие задачи вы поставите перед собой?
Узнать, что такое спряжение.
Научиться спрягать глаголы.
Научиться определять спряжение глаголов.
-Как вы уже знаете, изменение глаголов по лицам и числам, называется спряжением. Но нам с вами надо понять, что же такое спряжение глаголов. (Слайд)
-Вам ничего не напоминает это слово - «спряжение»? А если вы услышите такие слова – «запрягать», «упряжка». Наверняка вы скажете, что это лошадь или несколько лошадей, запряженных в повозку или карету, т.е. соединенных с ней. Куда поскачут лошади, туда поедет и повозка. (Слайд) Вот примерно так, ребята, соединены между собой личные местоимения с глаголами.
- При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. (Слайд)
- А длинную фразу «Изменение окончаний глаголов по лицам и числам», можно заменить словом «спряжение», и сразу всё понятно. Помните, как у существительного? Что значит склонение? (Ответы детей)
-А что значит спряжение? (Ответы)
-Запомните, ребята. Спряжение в вашей голове должно быть накрепко связано с глаголом. Спряжение бывает только у глагола. Ни у существительного, ни у
прилагательного, ни у местоимения этих спряжений не бывает.
- А изменять глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. И какого лица местоимение, такого лица будет и глагол.
3.2 Учебная деятельность. Открытие нового знания.
-А теперь давайте ещё одно небольшое исследование проведем. Может, мы ещё что-то новое узнаем о спряжении глаголов? И для этого проспрягаем глаголы «рисую, нарисую, рисовал». Что значит «проспрягать»? (изменить глаголы по лицам и числам)
-Что вы можете сказать о этих глаголах? Слайд -таблица
Учащиеся по «цепочке» спрягают глаголы.
| ед.ч | мн.ч |
1л | Я нарисую | Мы нарисуем |
2л | Ты нарисуешь | Вы нарисуете |
3л | Он нарисует | Они нарисуют |
Что происходит с глаголами? (изменяются окончания)
-А теперь попробуем проспрягать глагол «рисовал». Что мы можем сказать? (этот глагол не спрягается).
-Давайте сделаем вывод. Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
Только глаголы настоящего и будущего времени.(слайд)
-Молодцы, а теперь немного отдохнем.
4. Физминутка
- Сейчас мы проведем физминутку, полностью состоящую из глаголов.
- Встали, топнули, присели, хлопнули, встали, покружились, топнули, подняли руки, хлопнули, повернулись, улыбнулись, подмигнули, сели.
-А теперь мы все узнали про спряжение глаголов?
5. Работа с таблицей. (Слайд)
Число | Лицо |
|
|
ед.ч. | 1 л. - (я) 3 л. - (он, она, оно) |
|
стоит, учит |
мн. ч. | 1 л. - (мы) | идут, читают | стоите, учите стоят, учат |
-Рассмотрим таблицу. Перед вами глаголы, которые уже проспрягали.
- Что общего между глаголами первого столбика и второго столбика? (Время, лицо и число)
- Чем они различаются? (Окончаниями)
- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.
-Назовите окончания глаголов 1 столбика. Назовите окончания глаголов 2 столбика.
-Почему же у них разные окончания?
- Как существительные по склонению делятся на группы, так и глаголы делятся на группы по своим личным окончаниям. Кто-нибудь может сказать, как они называются? У глаголов различают два типа спряжения. Обратите внимание, какая гласная в окончаниях встречается в глаголах 1 спряжения? 2 спряжения?
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Слайд)
-Обозначают спряжение римскими цифрами. Так вот, из римской цифры 1 легко можно сделать букву Е, а из римской цифры 2- букву И.
Так легче будет запомнить! И еще одну замечательную подсказку я вам сейчас покажу.
6. Первичное закрепление.
Работа с учебником, выполнение упражнения №423
- Откроем учебник на странице 74 и выполним упражнение 423. Читаем условие.
7. Игра «Орфографический футбол». Объясняю правила игры. На воротах I спр. и
II спр. Девочки забивают голы мальчикам (мячи, на которых записаны глаголы второго спряжения), а мальчики забивают голы девочкам (мячи, на которых записаны глаголы первого спряжения).
Итог урока.
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
Сколько типов спряжения вы знаете?
Как отличить глаголы I и II спряжения?
Рефлексия.
Домашнее задание: с.75, упр.425.