Открытое занятие «Звук и изображение»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦДО г. Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
Открытое занятие
«Звук и изображение»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Меликян И.Г.,
педагог дополнительного образования
Тема: «Звук и изображение»
Цель занятия: дать представление о музыке как виде искусства
Задачи:
Образующие:
Рассказать о музыке как виде искусства, ее значении в жизни человека.
Познакомить с музыкальными инструментами, их изображением на картинах художников.
Познакомить с музыкальными произведениями, предназначенными для исполнения на старинных инструментах и современных инструментах.
Познакомить с камерным и камерно-инструментальным жанрами.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, выполнять пластические этюды на развитие музыкального восприятия и мелкой моторики
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: групповая, индивидуальная
Методы обучения: рассказ, наблюдение, беседа, практическая работа
Материалы:
Кукла Карандашкин, рабочая тетрадь, фортепиано, бутафорская скрипка, рисунки музыкальных инструментов: гитары, домры или мандолины. Музыка в записи на выбор педагога: фрагмент фортепианной музыки Ф. Листа «Ноктюрн», Э. Грига «Ноктюрн», С. Рахманинова «Мелодия», музыкальные произведения в записи ансамбля «Мадригал», фрагмент концерта А. Вивальди «Зима», звучание скрипки.
Ход занятия
I часть. Вводная
Организационный момент
а) приветствие детей;
б) проверка по списку.
II. Основная часть
Звучит музыка. В класс входит Карандашкин, здоровается и предлагает внимательно послушать звучание музыки.
Карандашкин: Что вы слышали? Что сейчас звучало? (Музыка.) Сегодня я хочу вам рассказать о музыке. Музыка — это тоже вид искусства, как живопись и литература. Она создается человеком (композитором) и для человека. Состоит музыка из звуков от определенной высоты, которые напоминают окружающую природу: шум моря, грома, пение птиц. Музыка имеет свою интонацию, так же как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка дает возможность общаться людям, передавать звуками свои чувства, эмоции, то есть то, что переполняет душу человека. Исполнитель исполняет музыкальное произведение, а слушатели переживают услышанную музыку. Поэтому часто говорят: «Музыка выражает наши чувства, учит переживать». Музыка существует в живом звучании только тогда, когда ее исполняют. Поэтому говорят так: «Музыка — это временное искусство». Мы его воспринимаем, когда слышим, музыка живет, когда звучит.
Вопросы для общения:
Как «рассказывает» музыка? (Звуками.)
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто исполняет музыку? Как? (Исполняет музыкант, играя на каком-то инструменте, или исполняет человек, когда поет.)
Педагог: Каждый человек имеет необыкновенный инструмент — голос. У каждого человека свой, неповторимый, голос. Он может исполнить разные мелодии. Давайте послушаем наши голоса.
Педагог предлагает детям спеть знакомую мелодию песни (по желанию детей или из репертуара, выученного на музыкальных занятиях). Дети исполняют знакомые мелодии.
Педагог: Человека всегда привлекало звучание музыки. Появились разные инструменты, которые человек сам создавал, осваивал. Композиторы писали веселую и грустную музыку для исполнения на различных инструментах. Некоторые инструменты не сохранились до наших дней, но мы их можем увидеть в музеях, на полотнах картин великих художников прошлого. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из старинных инструментов. Называется этот инструмент — лютня.
Педагог предлагает внимательно рассмотреть картину Караваджо «Лютня» (другое название картины «Девушка с лютней»).
Педагог: Лютня — это инструмент, который был очень известен и популярен. На лютне играли музыканты разных стран и аккомпанировали голосу или целому хору. Звучала лютня вместе с другими инструментами в оркестре. На смену лютне пришла гитара.
Вопросы для общения:
Кто изображен на портрете с лютней?
Как исполнитель держит этот инструмент? (Держит на коленях.) Покажи.
Как играет на нем? (Одной рукой перебирая струны, как на гитаре, другой зажимая эти струны.)
Какой инструмент, похожий по форме на лютню, ты знаешь? (Ответы детей могут предполагать гитару, балалайку.)
Что лежит на нотах? (Смычок.)
На каком инструменте еще играют смычком? (Ответы детей.) Если дети не вспомнят, называет педагог: скрипка, виолончель,
контрабас.
Педагог предлагает детям прослушать в записи произведение старинной музыки.
Вопросы для общения:
На что похоже звучание музыки: на пение птиц, шум дождя или на звучание человеческого голоса?
Резкое или мелодичное звучание?
Легко или трудно под эту музыку петь? Почему?
Карандашкин: Как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет.) А изображение человека с музыкальным инструментом? (Тоже портрет.) А если изображен один музыкальный инструмент на картине, то можно только догадываться, кто на нем мог бы играть. На картине К. Петрова-Водкина «Скрипка» как бы портрет человека, которого нет, но которого можно представить.
Педагог предлагает детям сыграть (напеть) грустную мелодию на бутафорской скрипке (деревянная скрипочка и смычок).
Вопросы для общения:
Можно сказать, что скрипка плачет? Почему?
Легко напевать, как скрипка поет?
Если мелодия плавная, какое будет движение рук со смычком? Покажите. Затем звучит в записи скрипка.
Карандашкин: Многие люди учатся играть на музыкальных инструментах. Иногда человек исполняет музыку сам для себя. Особенно тогда, когда ему хочется о чем-то подумать, помечтать или просто послушать свое любимое музыкальное произведение. Такая музыка для одного себя называется камерная музыка (новое слово проговаривают дети с педагогом). Она исполняется в небольших помещениях.
Вопросы для общения:
Как называется музыкальный инструмент, изображенный на картине? (Фортепиано, что означает «форте» — громкое, «пиано» — тихое звучание.)
Ты хотел бы научиться играть на фортепиано? Давай попробуем.
Пластический этюд «Музыкальные руки»
Цель. Развивать творческое воображение и мелкую моторику пальцев. Учить детей свободными от плеча расслабленными руками выполнять движения, изображающие игру на фортепиано, обратить внимание на четкое движение пальцев.
Педагог предлагает детям прослушать небольшой музыкальный фрагмент лирической пьесы. Можно предложить «Мелодию» С. Рахманинова, «Ноктюрн» Э. Грига, «Ноктюрн», «Грезы любви» Ф. Листа. Затем педагог с детьми уточняет характер музыкального произведения и спрашивает, как будут играть руки: плавно перебирая клавиши или двигаться по клавишам быстро, торопливо? Затем предлагает детям представить себе, что они вошли в пустую комнату, сели за инструмент и начали играть музыку сами для себя. Звучит музыка. Дети изображают музыкантов (можно предложить играть с закрытыми глазами).
III часть. Заключительная
Итог занятия:
Ребята, учиться слушать музыку можно всю жизнь. Для того чтобы понимать музыку, надо научиться в нее вслушиваться и находить знакомые интонации. Музыка выражает мысли и чувства, учит нас сопереживать. Без человека нет музыки.
Рефлексия
Ребята, было интересно на занятии? Какая музыка понравилось больше? Что вам было непонятно?
Владикавказ