Презентация к уроку истории «Отношения России и Ирана»
Отношения России и Ирана
PPTX / 395.09 Кб
Начало истории взаимоотношения
Отношения России и Ирана носят особо важный стратегический дипломатический, военный и экономический характер. Иран является важным союзником России на Ближнем Востоке и играет одну из ключевых ролей в урегулирования сирийского кризиса.
Однако исторически отношения России и Ирана складывались не всегда благополучно. В своё время Персия вела частые войны с Россией, оспаривая право последней на доминирование на Кавказе.
РСФСР и Персия обменялись нотами о взаимном признании 20 мая 1920 года. А в 1921 году между двумя странами был подписан договор, один из пунктов которого гласил, что в случае возникновения угрозы своим южным рубежам Советский Союз имеет право ввести войска на территорию Персии.
В 1935 году Персия официально сменила своё название на Иран.
В начале Великой Отечественной войны иранские власти отказалась выполнять договор от 1921 года и впускать на свою территорию войска союзников. Тогда советские и британские войска, чтобы обеспечить безопасность англо-иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их войсками Германии, провели операцию под кодовым названием «Операция „Согласие“» (англ. Operation Countenance). Активная фаза вторжения прошла с 25 августа 1941 года по 17 сентября 1941 года, в результате чего действующая власть в стране была свергнута, СССР оккупировал северную часть республики, а Великобритания — южную часть. При этом новое правительство обязалось выдворить из страны всех граждан Германии и союзных ей стран, придерживаться строгого нейтралитета и, что самое главное, не препятствовать военному транзиту стран антигитлеровской коалиции. Советские войска находились в Иране до 1946 года, чтобы своевременно отразить вероятный удар со стороны Турции. У Москвы не было планов включить свою зону оккупации в состав СССР. В тоже время Британия продолжала контролировать страну до 1979 года, пока в Иране не произошла Исламская революция.
Но сегодня, ввиду общей угрозы, которая исходит от внешней политики США на Ближнем Востоке, сотрудничество Ирана и России имеет огромное значение для военной и экономической безопасности обоих стран, на фоне чего воспоминания о предыдущих исторических разногласиях не актуальны.
25 декабря 1991 года Иран выразил готовность продолжать отношения с Россией как государством — преемником СССР.
Военно-техническое сотрудничество
После распада СССР Россия пыталась наладить с Ираном сотрудничество в военной сфере, так как Иран являлся одним из самых перспективных рынков. Были подписаны контракты на поставку и обслуживание вооружения: танков Т-72, БМП, самолетов, ракет, но под давлением Соединенных Штатов в 1995 Россия заморозила поставки Ирану военной техники.
Со временем ситуация наладилась. Сегодня Иран и Россия активно развивают военно-техническое сотрудничество. Россия весьма успешно использует санкции западных стран в отношении Ирана, поставляя вооруженным силам республики свою технику — самолеты Су-27, МиГ-29, Ил-76, системы ПВО Тор и т. д., постепенно заменяя западную технику.
В 2015 году министр обороны Ирана предложил России заключить военный союз для защиты от НАТО. Предполагается, что в этот обсуждаемый союз кроме России войдут также Индия и Китай.
Если посмотреть на карту, то мы увидим, что Турция и Иран расположены в виде естественного барьера, который может защитить Россию от экспорта хаоса и терроризма из арабских стран. Турция и Иран могут стать для России ключевым плацдармом для проецирования стабильности сразу на несколько важных регионов — Балканы, Кавказ, Сирию, Среднюю Азию и Афганистан, Пакистан и Аравийский полуостров.
Российско-иранское военно-техническое сотрудничество развивается в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В 2007 году был заключен контракт на поставку Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300. Однако его выполнение было приостановлено с принятием 9 июня 2010 года Советом Безопасности ООН резолюции 1929, которая наложила запрет на передачу Ирану современных вооружений, в том числе ракет и ракетных систем. В апреле 2015 года президент России Владимир Путин снял запрет на поставку С-300 в Иран. В июне стало известно, что Москва и Тегеран вновь готовят контракт. В ноябре 2015 года контракт на поставку С-300 в Иран вступил в силу. В октябре 2016 года стало известно, что Россия завершила исполнение контракта на поставку зенитных ракетных систем С-300 в Иран.
Дипломатические контакты России с Ираном берут начало в XXI веке
Важным вкладом в укрепление договорно-правовой базы российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 года).
Российско-иранский политический диалог основывается на совпадении или близости позиций двух стран по большинству вопросов мировой и региональной повестки дня, в частности, построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, противодействию новым вызовам и угрозам, сирийскому и иракскому урегулированию, ситуации в Афганистане.
Россия исходит из того, что взаимодействие с Ираном является важным условием обеспечения национальных интересов нашей страны, укрепления стабильности в Закавказье и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.
Между Россией и Ираном поддерживаются постоянные контакты на высшем и высоком уровнях.
В 2013-2014 годах президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Роухани встречались четыре раза: "на полях" заседания Совета глав государств ШОС в Бишкеке (13 сентября 2013 года), саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Шанхае (21 мая 2014 года), заседания Совета глав государств ШОС в Душанбе (12 сентября 2014 года), а также 4-го Каспийского саммита в Астрахани (29 сентября 2014 года).
28 января 2015 года. В ходе беседы обсуждались ряд вопросов двусторонних отношений и некоторые проблемы региональной и международной повестки дня.
9 июля 2015. Лидеры двух стран обсудили ключевые вопросы российско-иранских отношений, в частности перспективы расширения торгово-экономических связей и сотрудничество в сфере энергетики.
23 ноября 2015 года президент РФ Владимир Путин посетил Иран с кратким рабочим визитом для участия в Третьей встрече глав государств и правительств стран — участниц Форума стран — экспортеров газа. Владимир Путин встретился с Верховным руководителем Ирана Али Хаменеи. В ходе встречи обсуждение фокусировалось в большой степени на кризисных ситуациях в регионе, в первую очередь в Сирии. В Тегеране также состоялись переговоры Владимира Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани. По итогам переговоров в присутствии глав двух государств был подписан пакет документов о сотрудничестве в различных областях.
8 августа 2016 года по приглашению президента Азербайджана Ильхама Алиева президент России Владимир Путин посетил Баку для участия в первой трехсторонней встрече лидеров Азербайджана, Ирана и России. В ходе пребывания в Баку состоялись двусторонние переговоры Владимира Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани. Лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения и сотрудничество по Сирии.
Главы внешнеполитических ведомств регулярно встречаются в рамках сессий ГА ООН, "на полях" других международных мероприятий, общаются по телефону.
На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, в том числе по вопросам двусторонней повестки дня, актуальным проблемам Ближнего Востока и Северной Африки.
Поддерживаются межпарламентские связи, налажен контакт на уровне министерств и ведомств двух стран.
Отношения между Ираном и Россией после снятия санкций с Ирана активно развиваются по многим направлениям, это касается как двустороннего сотрудничества, так и регионального партнерства. Растут экономические связи и товарооборот.
В ходе многочисленных визитов представителей различных ведомств и министерств были подготовлены контракты на сумму примерно 40 миллиардов долларов. Контракты охватывают широкий спектр тем, включая промышленность, авиакосмическую отрасль, тяжелое и легкое автомобилестроение, авиастроение, нефтегазовую отрасль, нефтехимию, сельское хозяйство и т.д.
В ноябре 2014 года РФ и Иран подписали контракт на строительство второго и третьего энергоблоков АЭС "Бушер" (проект "Бушер-2") на условиях "под ключ". Церемония начала проекта "Бушер-2" состоялась 10 сентября 2016 года. Строительство второго блока планируется завершить в 2024 году, третьего блока — в 2026 году.
15 марта 2017 года стало известно, что на площадке будущей АЭС "Бушер-2" начались строительно-монтажные работы.
20 февраля 2017 года в Иране началось строительство крупной ТЭС «Сирик» с российским участием.Пуск первого энергоблока запланирован на 2020 год.
Иран является единственной страной, транзит через которую может обеспечить России удобный доступ в Индийский океан. Маршруты в обход Ирана выглядят на порядок менее интересными.
Обойти Иран с востока можно через Туркменистан-Афганистан-Пакистан или Узбекистан-Афганистан-Пакистан. При этом если на республики бывшего СССР Россия оказывает важное стабилизирующее воздействие, а Китай, в свою очередь, пытается сейчас включить в орбиту своего влияния Пакистан, то вот в Афганистане никаким порядком даже и не пахнет. Всерьёз обсуждать транзитные маршруты через Афганистан можно будет ещё очень нескоро.
Попытки обойти Иран с Запада наталкиваются на ещё более неудачные комбинации: например, Турция-Сирия-Ирак-Саудовская Аравия-ОАЭ. Обсуждать эти маршруты даже нет смысла, выстраивать такого рода пути слишком сложно и опасно.
Таким образом, если Россия хочет получить выход в Индийский океан, то она прямо-таки обречена на тесное сотрудничество с Ираном.
В настоящее Россия фактически взяла Иран себе «под крыло» в плане обеспечения безопасности.
Сейчас прорабатываются контракты по строительству в Иране сборочных производств «АвтоВАЗа», «КаМАЗа» и «ГАЗа». «РЖД» намерены поучаствовать в модернизации и электрификации иранских железных дорог.
В конце июня 2016 года Россельхознадзор заявил, что по итогам переговоров с Ираном был согласован протокол на поставки из РФ бескостной говядины, что стало официальным открытием рынка Ирана для российских производителей этого вида мяса.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Ирана по итогам 2016 года составил 2184,3 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 1881,8 миллиона долларов и импорт — 302,6 миллиона долларов.
Основные позиции российского экспорта в Иран: злаки, черные металлы, древесина и изделия из нее, электрические машины и оборудование, жиры и масла, топливо минеральное, бумага и картон, продукты неорганической химии, реакторы ядерные, котлы, удобрения и др.
Основные позиции иранского экспорта в Россию: овощи, фрукты, орехи; соль, сера, камень, известь; продукты переработки овощей, фруктов; пластмассы и изделия из них, органические химические соединения.
11-13 декабря 2016 года в Тегеране прошло XIII заседание постоянной российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой являются министр энергетики РФ Александр Новак и министр связи Ирана Махмуд Ваэзи.
Москва и Тегеран подписали соглашение по строительству теплоэлектростанции в Бандар-Аббасе на юге Ирана и электрификации железнодорожной линии Гармсар — Инче Бурун.
По итогам заседания межправкомиссии стало известно, что Тегеран намерен в ближайшее время обсудить с российскими партнерами новые нефтегазовые контракты. Власти страны разрабатывают документ под названием Iran Petroleum Contract (IPC), на основании которого Тегеран планирует работать с нефтяниками после отмены санкций.
Развивается российско-иранское сотрудничество в культурной, гуманитарной и научно-образовательной сферах. С 1998 года работает Культурное представительство при посольстве Исламской Республики Иран в Москве. В сотрудничестве с российскими университетами представительство проводит ежегодную Всероссийскую олимпиаду по персидскому языку и литературе, организует практику российских студентов и преподавателей в иранских вузах и на курсах повышения квалификации по персидскому языку в ИРИ.
Для оказания Ирану помощи в подготовке национальных кадров министерство образования и науки РФ выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах.
Стратегическое недоверие
Главная проблема в том, что Москва и Тегеран не так много могут предложить друг другу. Обе страны экспортируют углеводороды и нуждаются в иностранных технологиях и промышленной продукции.
Российский бизнес не горит желанием работать с Ираном в обход американских санкций. В результате в ноябре 2018 года «Зарубежнефть» вышла из перспективных проектов в Иране, опасаясь санкций со стороны США, обходить которые Ирану помогают в первую очередь Китай и Турция, но никак не Россия.
В России к Ирану равнодушны, тогда как Россия у иранцев, напротив, вызывает немалый интерес и на этой теме пытаются заработать очки политики разных направлений.
Даже охлаждение отношений Москвы с Западом и уход Ирана от строгих религиозных догматов не помогают сближению. Россия проводит на Ближнем Востоке многовекторную политику. Москва готова не только сотрудничать со старыми партнерами, вроде Сирии, Египта, Израиля, но и выстраивать отношения с новыми, ранее очень далекими странами – например, с Катаром и Саудовской Аравией, то есть и с союзниками и с явными противниками Ирана. Хотя у России и не хватает ни экономического, ни политического потенциала, чтобы стать гегемоном на Ближнем Востоке, но сохранить баланс сил, при котором она может играть роль ключевого внерегионального посредника, она способна.
А вот Иран стремится стать ведущим государством на Ближнем Востоке, чтобы обеспечить, как считают в Тегеране, собственную безопасность. Но эту политику не принимает большинство стран региона, да и Москвы считает, что она не способствует стабильности. То есть возникновение любой доминирующей силы, в том числе и Ирана, не отвечает интересам России.
Именно поэтому ни активное сотрудничество в Сирии, ни подходы стран к ближневосточной политике не дают взаимодействию Ирана и России перерасти во что-то большее. К тому же шиитский Иран и светская консервативная Россия с большим процентом мусульман-суннитов также весьма далеки друг от друга.
Поэтому Россия делает ставку на совпадение позиций, а не на разногласия, не поднимая, к примеру, вопросы о правах человека в Иране или об иранской ракетной программе. И такого рода прагматизм и взаимная зависимость будут и дальше определять развитие российско-иранского сотрудничества. В результате российско-иранское сотрудничество в экономике ограничено, и ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем. Определенную выгоду сотрудничество приносит обеим сторонам, но ее явно недостаточно для наращивания полноценного партнерства.
Источники
https://ria.ru/20180404/1517808188.html
https://politikus.ru/articles/politics/48831-neskolko-prichin-zaklyuchit-soyuz-s-iranom.html