Методическая разработка «Отношения с ребенком»
Тема «Отношения с ребенком».
семинар – практикум
Задачи: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.
Материалы: стулья по количеству участников, шарфы (6 штук), листочки (для циферблата), листы А4, карандаши, цветная бумага, чаша вырезанная из листа ватмана, клей, цветные листы на доску: красный, желтый, зеленый.
Добрый день, уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что Вы пришли на нашу встречу.
Наверное, ничто не вызывает у человека такие сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык с ребенком, как понимать друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
В начале хочу предложить Вам послушать притчу:
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти.
Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди.
Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
-Где же обещанный Путник Вечности?
- (А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
Ведь именно ему жить в будущем.
Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Ведущий: - Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать?Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
Ведущий: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
Ребёнку нужен родитель вовсе не идеальный, а умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают»
1. Упражнение «4 встречи»
Инструкция: Участники рисуют на своих листочках циферблат и проставляют цифры: 10, 12, 2 и 4. Затем им необходимо назначить индивидуальные встречи с кем-то из присутствующих. Для удобства на бланке отмечаются имена собеседников рядом со временем встречи.
Встреча на 10.00
Ищем собеседника с кем назначена встреча
Знакомимся
За минуту необходимо озвучить ответ на вопрос «Что я больше всего ценю в своем ребенке?»
Встреча на 12.00
Ищем собеседника с кем назначена встреча
Знакомимся
За минуту необходимо озвучить ответ на вопрос «Что общего у меня с моим ребенком?»
Встреча на 02.00
Ищем собеседника с кем назначена встреча
Знакомимся
За минуту необходимо озвучить ответ на вопрос «Чем мой ребенок сильно увлечен?»
Встреча на 04.00
Ищем собеседника с кем назначена встреча
Знакомимся
За минуту необходимо озвучить ответ на вопрос «С какими трудностями во взаимоотношениях со своим ребенком я сталкиваюсь?»
Участники остаются в парах.
2.Упражнение «Психологическая скульптура».
Инструкция: Один из них встает на стул, а другой садится на пол.Начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.
Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».
Давайте посмотрим, как мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
3. Упражнение «Чтение сказки».
Инструкция: Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.
4. Упражнение «Ребенок статуя».
Что значит принимать ребенка безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровеньким и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимания всякий раз, когда это было ему необходимо.
А сейчас он подрастает, и отношения к нему меняется – это верно. Но бывает настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю Вам разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка.
Для этого нужныдвое желающих, которые сыграют роль ребенка и родителя.
Когда вызвавший родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагают выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем прося встать поддерживающего за спиной «ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
«Мама с дочкой спешат в садик, мама торопится на работу. А ребенок очень энергичный, очень любознательный, задающий кучу вопросов. Мама беретдочь за руку, и онибыстро идут.
Ребенок: Мама, а что там такое, посмотри!
Мама: Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! Перестань глазеть!
И в этот момент, как только мама произносит подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказала мама (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) и они дальше спешатв детский сад. По дороге мама встречает свою подругу, начинает с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
Мама: Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Распрощавшись с подругой, они бегут по дороге. При этом мама постоянно поглядывает на часы, чтобы не опоздать.
Дочь: Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что…
Мама: Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да ты можешь в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одним шарфиком.)
Мама хватает ребенка за руку, и они двигаются дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую – то веточку. Мама бьет ее по рукам и говорит, какая она не послушная:
- Что у тебя за руки, что ты все время их куда – то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Мама в ужасе кричит на нее:
- Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестать дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз я завязываю ноги.) Мама смотрит на часы, нервничает, что не успевает, и начинает подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку Не руки, а крюки – ни рисовать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, ты что как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
Ребенок начинает хныкать. Мама уже почти орет на нее:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!
(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) Мама продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Она недовольна всем, что делает ее ребенок, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочет, чтобы у нее все получалось, и причем обязательно хорошо. Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
Потом я спрашиваю о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы
5. Упражнение «Кейсы»
Психолог: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
6. Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Ребенок 1.Мама, а что там такое, посмотри! 2. Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра? 3. Ой, какой сегодня день будет,здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести куклу, ту, что… |
Мама 1.Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! Перестань глазеть! 2. Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши! 3.Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да ты можешь в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой! 4.Что у тебя за руки, что ты все время их куда – то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! 5.Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестать дрыгать ногами! Стой смирно! 6.Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку.Не руки, а крюки – ни рисовать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, ты что как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! 7.Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! |
КЕЙСЫ
Ситуация 1.
Андрею 5 лет, сегодня вместе с родителями он едет в гости к своей двоюродной сестре. Дорога недлинная, от дома нужно пройти к остановке автобуса и проехать 3 остановки до места назначения. По пути Андрей говорит, что хочет подарить сестре цветы и просит остановиться около цветочной палатки. Выбор цветов затягивается, Андрей не может определиться между белыми и желтыми хризантемами. Вдали показался автобус, через 3-4 минуты он подъедет к остановке. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
А. Не стоит опаздывать в гости без уважительной причины, я потороплю Андрея. Мы можем не успеть на автобус, и неизвестно, когда приедет следующий.
Б. Вспомню, на какие цветы он обращал больше внимания, и приму решение о покупке самостоятельно.
В. Сообщу Андрею о приближающемся автобусе. Если он определится прямо сейчас, мы на него успеем, если нет, то, скорее всего, после покупки цветов придется идти пешком.
Г. Скажу, что купим цветы в следующий раз. Возможно, рядом с домом сестры они тоже продаются. Возьму Андрея за руку, и вместе пойдем к остановке.
Ситуация 2.
Андрей вместе с родителями заходит в автобус и видит свободное место около окна, он спешит сесть именно там, спотыкается и падает в проходе. Андрей не ушибся. Он поднимается, смотрит в сторону родителей, не может сдержать слез и начинает плакать. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
А. Скажу, чтобы он подошел ко мне и немедленно успокоился. Дети всегда падают, когда начинают спешить.
Б. Протяну платок. Скажу: «Наверное, ты очень хотел сесть у окна, но не заметил выступ, упал и испугался?»
В. Приобниму. Скажу: «Я бы тоже очень огорчилась/ся, если бы споткнулась/ся в автобусе. Здорово, что ты сильный и уже успокаиваешься».
Г. Скажу, что мальчишки не плачут. Ничего страшного не произошло. «Отряхнись и садись к окну, как хотел».
Ситуация 3.
Двоюродная сестра Андрея и ее родители очень рады гостям. Они помогают снять верхнюю одежду и предлагают скорее проходить за стол. Дети просят отпустить их поиграть. Родители соглашаются, но предупреждают, что через 15 минут всех позовут к столу. Через 15 минут Андрей с сестрой возвращаются к родителям, он гордо сообщает, что в игре у него была главная роль все это время. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
А. Скажу, что рада, что он доволен игрой. Поинтересуюсь, как чувствовала себя сестра.
Б. Напомню Андрею, что девочке нужно уступать. Особенно когда ты у нее в гостях.
В. Порадуюсь, что он доволен игрой, позову за стол.
Г. Скажу, чтобы в следующий раз уступил сестре, а сейчас пусть проходят за стол.
Ситуация 4.
Вечер подходит к концу. Родители и Андрей собираются домой. Ботинки Андрея на шнурках, он хочет завязать их самостоятельно, но это ему пока еще не удавалось даже дома. Прошло 5 минут, все одеты, но Андрей продолжает безуспешные попытки завязать шнурки. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
А. Скажу, что он сам не справляется. Завяжу их сама и предложу потренироваться дома.
Б. Подчеркну, что шнурки – это самая сложная застежка, но он старается. Предложу сделать это вместе.
В. Замечу, что сейчас все ботинки в основном на липучках и не удивительно, что дети не могут справиться со шнурками.
Г. Просто завяжу шнурки, и мы отправимся домой. Не стоит заострять внимание на неудаче ребенка.
Результаты:
Ситуация 1
А.Очевидно, что вы волнуетесь, но желание успеть в гости к назначенному сроку опирается на не понятную установку для ребенка, тогда как он хочет сделать приятный подарок сестре. Скорее всего, он продолжит выбор цветов и Вам придется предпринять дополнительные действия: торопить, помогать с выбором и т.д. Но таким образом вы не препятствуете инициативе Андрея и даете ему возможность сделать самостоятельный выбор, что определенно будет способствовать его личностному развитию.
Б.Так вы, конечно, успеете на автобус и купите цветы, но не поможете ребенку ощутить себя в полной мере самостоятельным. Если уж вы начали поощрять инициативу ребенка, следуйте этому до конца. Так Андрей сможет ощутить результат своих решений, в виде, например, необходимости идти пешком до дома сестры или долго ждать следующий автобус.
В.Таким образом вы поощряете инициативность Андрея, а прогноз развития событий поможет ему самому представить последствия своих действий. Да, возможно, придется дойти до дома сестры пешком или ждать другой автобус, но так Андрей получит удовольствие от собственной самостоятельности и удовлетворенного желания сделать приятный подарок сестре.
Г.Подобный подход, конечно, позволит успеть на автобус и прийти в гости вовремя, но не даст возможности реализовать инициативу Андрея. Ему не дали сделать выбор, но сказали, что, возможно, он сделает это позже. Если действовать так часто, то Андрей будет чувствовать только зависимость от ситуации, а не учиться управлять ею.
Ситуация 2.
А.Такая реакция бывает, когда родителям сложно переносить плач или испуг ребенка. Вы стремитесь не обращать внимание на эмоции ребенка и собственный испуг, вместо этого ведете себя агрессивно. Даже если Андрей успокоится и подойдет к Вам, у него останется ощущение вины за собственное падение. Подобные действия отрицательно сказываются на самооценке ребенка.
Б.Вы хотите помочь ребенку понять, что с ним случилось на самом деле. Это определенно поможет ему сделать правильные выводы и постараться быть аккуратнее в будущем. А тактильный контакт поможет ему успокоиться и чувствовать себя увереннее.
В. Вы способны принимать негативные эмоции ребенка. Это отличный знак! Тактильный контакт в такой ситуации определенно поможет ребенку быстрее успокоится. Вы используете ситуацию, чтобы сформировать у ребенка преставление о себе как о сильном и способном быстро успокоиться. Стоит лишь помнить, что излишнее стремление угадать мысли ребенка может тормозить его желание высказать их самостоятельно.
Г.Так вы стремитесь снизить эмоциональный фон ситуации. Слова о том, что мальчишки не плачут, возможно, помогут ему перестать плакать, но отсылка к стереотипам не даст ему возможности рассказать о своих чувствах и испытать облегчение. Действуя, таким образом, будет сложно выстроить доверительные отношения.
Ситуация 3.
А. Такая реакция хорошо скажется на самооценке Андрея. Желание быть главным в игре для детей этого возраста является нормальным, они учатся этому взаимодействию постепенно. Вопрос родителей поможет Андрею в будущем скорректировать свое поведение.
Б.Таким образом вы пытаетесь категорично привить Андрею основы взрослого этикета, а это противоречит возрастным особенностям ребенка. Дети только учатся взаимодействовать в игре, в их возрасте желание быть главным абсолютно нормально. Если все время говорить о том, что он должен уступать, это может негативно сказаться на его самооценке.
В.Одобрение с Вашей стороны положительно скажется на самооценке Андрея, но не поможет развитию у него навыков партнерства. Важно помочь Андрею увидеть в совместной игре желания и чувства сестры.
Г. Детям в таком возрасте свойственно стремиться быть главными в играх. Принятие этого «достижения» со стороны родителей позволяет ребенку постепенно учиться взаимодействовать с другими детьми. Но необходимо отметить не только его успех, но и напомнить о чувствах и желаниях его партнеров по игре.
Ситуация 4.
А. Вы хотите помочь ребенку, но, получается, что негативно оцениваете его действия. Это может плохо сказаться на его самооценке. Навык самообслуживания крайне важен в этом возрасте, как и ощущение успеха в делах. Дать возможность потренироваться дома – хорошая идея, а вот прямо сейчас лучше помочь завязать шнурки, а не сделать это за него.
Б.Хорошо, что вы оценили сложность того, чем занят Андрей. Предложение сделать вместе сохранит инициативу ребенка, и так вы поможете ему в начатом деле и повысите самооценку. Развитие навыка самообслуживания крайне важно в этом возрасте, как и ощущение успеха.
В.Скорее всего, вы стремитесь снизить неловкость ситуации, но не способствуете успеху Андрея со шнурками. Развитие навыка самообслуживания крайне важно в этом возрасте, как и ощущение успеха в начатом деле. Лучше помочь Андрею завязать шнурки, не сделать это вместо него, а именно помочь.
Г. Так вы, конечно, не будете задерживаться в прихожей, но и не поможете Андрею почувствовать себя самостоятельным. Развитие навыка самообслуживания крайне важно в этом возрасте, как и ощущение успеха в начатом деле. Отсутствие упрека – хороший знак, но лучше помочь ему.