Урок на тему «Отрицательные частицы НЕ и НИ»
План-конспект урока русского языка в 7 классе
УМК: Русский язык, 7 класс, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
Тема урока: «Отрицательные частицы не и ни».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: способствовать углублению знаний учеников о правописании частиц НЕ и НИ; создать условия для развития умения различать частицы НЕ и НИ в предложениях и тексте.
Задачи:
- повторить изученный материал о правописании частиц НЕ и НИ с различными частями речи;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- способствовать развитию умений преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- практиковать навык различения частиц НЕ и НИ в предложении;
- формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
- воспитывать уважение к истории России.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
- личностные: положительное отношение к учебной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию; мотивация.
- метапредметные:
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться формулировать собственное мнение и позицию; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
регулятивные: уметь ставить цель работы, определять задачи для её достижения; планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно работать с материалом.
познавательные: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
- предметные: выявлять разные значения, которые частицы НЕ и НИ вносят в предложения; правильно писать частицы НЕ и НИ, осознавая их роль.
Оборудование: презентация
Отрицательные частицы не и ниPPTX / 57.74 Кб
/data/files/q1705220614.pptx (Отрицательные частицы не и ни), раздаточный материал (см. Приложения)
Конспект урока
1. Орг. момент: приветствие, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
1) Беседа о эпиграфе. Лингвистическая разминка (слайд 2)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, (ни)когда
Об этом (не)забудем!
Затем - чтоб этого забыть
(Не)смели поколения,
Затем - чтоб нам счастливо жить,
А счастье – (не)в забвенье!
А.Т. Твардовский
- Ребята, нам хорошо знакомо творчество А.Т. Твардовского, сегодня я хотела бы начать наше занятие с чтения его стихотворения, которое я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.
- Внимательно прочитайте стихотворение. Чему посвящено произведение? Скажите, какая орфограмма отмечена? Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
- Теперь откройте тетради и запишите число, «Классная работа». Оставьте пустую строку для темы урока, мы запишем ее чуть позже. Перепишите эпиграф. Что еще мы должны сделать, переписывая высказывание? (раскрыть скобки).
Комментированное списывание деформированного текста.
3. Вызов. Целеполагание
1) Верю – не верю.
- Дома я просила вас повторить правила правописания частиц НЕ и НИ. Отметьте верные на ваш взгляд утверждения значком «+», неверные «-», те, что вызывают вопросы или сомнения – «?». (Приложение А) (слайд 3)
1. Под ударением в местоимениях и местоименных наречиях пишется НИ.
2. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
3. НЕ и НИ с местоимениями всегда пишутся слитно
4. НЕ всегда обозначает отрицание
5. Два НЕ в одном предложении утверждают, а не отрицают.
6. НЕ пишется слитно с существительными, прилагательными, наречиями, если можно подобрать к этим словам синоним без НЕ.
7. Глаголы, причастия и деепричастия всегда пишутся с НЕ раздельно.
8. Частица НИ может обозначать, как усиление, так и отрицание.
9. Частицу НИ можно заменить союзом И.
10. Частицы НЕ и НИ относятся к разряду отрицательных частиц.
2) Беседа по утверждениям игры «Верю – не верю».
- Какие из утверждений, на ваш взгляд, верны?
- Ошибочны?
- Что оказалось непонятным?
- Чтобы проверить ваши ответы, вернемся к этим высказываниям чуть позже.
3) Формулирование цели и задач урока.
- Предположите тему сегодняшнего урока, исходя из работы с эпиграфом и игры Верю – не верю».
Учитель корректирует ответы учащихся, ребята записывают тему урока в тетрадь.
- Чему мы должны научиться?
- Какие шаги нам для этого надо предпринять? Воспользуйтесь подсказкой на слайде. (слайд 4)
1. Изучить …
2. Систематизировать
3. Тренироваться
Учитель корректирует, обобщает ответы учащихся. (слайд 5)
- Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательными и работать очень старательно?
4. Изучение нового материала
1) Осмысление: прием «Инсерт»
- Прочитайте внимательно текст о частицах НЕ и НИ (Приложение Б). Там же вы можете делать пометки карандашом. Но давайте условимся о единых пометках (слайд 6):
V – я это уже знаю
+ – эта информация для меня новая
? – это информация мне непонятна.
Частицы НЕ и НИ
Для чего русскому языку понадобились сразу две отрицательные частицы? Они ведь прямо как братья-близнецы. Но у похожих внешне близнецов может быть совсем не похожий характер.
1. НЕ и НИ в произношении различаются только в отрицательных и неопределенных местоимениях, а также местоименных наречиях: под ударением НЕ, в безударном слоге НИ (никто-некто, никого-некого, никогда-некогда, нигде-негде).
2. С частицей «не» всё просто — обычно она отрицает то слово, которое стоит позади неё: не петух, а курица; не белая, а чёрная; не кукарекает, а кудахчет; не на крыше, а в курятнике.
3. Еще как в математике два минуса дают плюс, так и частица НЕ, употребленная дважды в одном предложении, усиливает утверждение: не могу не упомянуть... (т.е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться... (т.е. «надо сознаться»). НЕ теряет свою «отрицательность» и в риторических вопросах и восклицаниях: Какой русский не любит быстрой езды?
4. В сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется НЕ. Где паук тенета НЕ натянет, там мух опасность и не ждет. Куда НЕ оглянусь, там ничего и не увижу.
5. А что же делает частица НИ? У неё тоже много работы:
● выступает как отрицательная в предложениях при существительном в родительном падеже с опущенным сказуемым: В комнате ни звука;
6. ● усиливает уже имеющееся отрицание: В комнате не слышно ни звука;
7. ● Если сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица НИ. Её можно убрать: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет
8. ● двойное НИ выступает в роли повторяющегося сочинительного союза, т.е. можно заменить на союз И: В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков = В комнате не слышно шорохов и других звуков.
9. Но следует различать НЕ РАЗ - значит много, НИ РАЗУ - отрицание (т.е., никогда), НЕ ОДИН - много (не меньше, чем два), НИ ОДНОГО - полное отрицание, НЕМАЛО - много, НИМАЛО - нисколько. Например: Я не раз встречался с ним в аллеях парка, но он ни разу меня не заметил. Мой друг знал немало, но нимало этим не гордился.
(По материалам статей журнала «Наука и жизнь» (№9, 2017) и «Учительской газеты» http://www.ug.ru/old/02.03/ps5.htm)
2) Стадия размышления. Работа с учебным текстом.
А) Беседа по прочитанному
- Какая информация из текста вам была известна?
- В каких случаях правописание НЕ и НИ определяется ударением? В каких – значением?
- В каких пунктах содержалась новая информация?
- Что из прочитанного осталось непонятным?
Б) Создание таблицы
По ходу беседы заполняем таблицу на доске, ребята – в тетради.
Класс делится на две команды, каждая из которых получает раздаточный материал (Приложение В), ребята составляют свою часть таблицы: одна часть класса объясняет случаи написания НЕ, вторая часть – случаи написания НИ.
Затем выносят свои записи на суд всего класса: от каждой группы один отвечающий записывает на доске по пунктам-ячейкам случаи написания своей частицы. Ребята обсуждают и записывают таблицу в тетрадь (слайд 7).
Условие |
НЕ |
НИ |
Ударение |
в отрицательных и неопределенных местоимениях под ударением |
в отрицательных и неопределенных местоимениях в безударном положении |
Одиночная частица |
обычно она отрицает то слово, которое стоит позади неё |
усиливает уже имеющееся отрицание (обязательно с частицей НЕ или НЕТ) |
Двойная частица |
усиливает утверждение, т.е. можно заменить фразой: НЕ … НЕ = должен/надо сделать |
выступает в роли повторяющегося сочинительного союза, НИ…НИ = И |
В простом предложении с условием |
теряет свою «отрицательность» и в риторических вопросах и восклицаниях (кто НЕ …!?) |
выступает как отрицательная при существительном в род. падеже |
В сложном предложении |
В сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания |
Если сложное предложение имеет утвердительное значение |
Необходимо запомнить |
НЕ РАЗ – значит много, НИ РАЗУ – отрицание (т.е. никогда), НЕ ОДИН – много (не меньше, чем два), НИ ОДНОГО – полное отрицание |
В) Работа с вопросами «Верю – не верю»
- Вернемся к вопросам, на которые вы отвечали в начале урока. Теперь, углубив свои знания о частицах НЕ и НИ, исправьте свои ответы. (слайд 8)
5. Физкультминутка: если НЕ слитно – хлопок, если раздельно – руки вверх.
Неприятель, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, одет не по-модному, отнюдь не скромный.
6. Первичное закрепление
Задание выполняется индивидуально, выборочная проверка.
Объясните выбор частиц НЕ и НИ в отрывках стихотворений, указав соответствующий номер пункта теоретического материала. Подготовьте выразительное прочтение одного из отрывков (слайды 9-11):
1) Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, ______
Не жалейте ни пуль, ни гранат. ______
И себя не щадите ______
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
2) По щеке его ни разу ______
Не проложила путь слеза. ______
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза.
3) Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
Она молчит, о чём ни спросишь, ______
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
4) От голода не мог не плакать громко, ______
Ты этого не помнишь ничего. ______
Едва живым нашли тебя в обломках
Девчата из дружины ПВО.
5) Пропахшие порохом тучи неслись,
пролившись свинцом с небосвода.
«Ни шагу назад. И ни пяди земли» ______
– Касается каждого взвода.
7. Работа с деформированным текстом
Задание выполняется в парах. Коллективное обсуждение вариантов ответов. Проверка правильности по слайдам (слайды 12, 13).
- Ребята, давайте поможем восстановить письмо бойца, от времени оно выгорело, и некоторые слова стерлись.
- Что, по вашему мнению, пропущено в тексте? Попробуйте восстановить текст.
Здравствуйте, мама, сестра, племянницы. С приветом к вам ваш сын, брат, дядя Петр Иванович. Дорогая мама, я жив и здоров. Потому прошу тебя … переживать. Сейчас затишье. Полк расположился в лесу. Благодать! Что … полянка, то ягодник. Но кто бы из нас … хотел хотя бы на мгновение очутиться дома? Я знаю: мы разобьем врага! … шагу назад! Я … разу … подводил тебя, мама, и сейчас … сомневайся во мне! … Катя, … Сима также пусть … тревожатся. На этом прощаюсь. Берегите себя. Ваш Петя.
Здравствуйте, мама, сестра, племянницы. С приветом к вам ваш сын, брат, дядя Петр Иванович. Дорогая мама, я жив и здоров. Потому прошу тебя не переживать. Сейчас затишье. Полк расположился в лесу. Благодать! Что ни полянка, то ягодник. Но кто бы из нас не хотел хотя бы на мгновение очутиться дома? Я знаю: мы разобьем врага! Ни шагу назад! Я ни разу не подводил тебя, мама, и сейчас не сомневайся во мне! Ни Катя, ни Сима также пусть не тревожатся. На этом прощаюсь. Берегите себя. Ваш Петя.
8. Рефлексия и выставление оценок (слайды 14, 15)
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? Все ли задачи были нами выполнены?
- Ребята, что в изученной теме показалось вам легким?
- Над чем нужно ещё поработать?
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует)
9. Домашняя работа
- События, о которых мы с вами говорили сегодня, близки каждому. Я прошу вас вчитаться в строчки эпиграфа (слайд 16) и ответить на вопрос: «Почему мы не вправе забывать историю своей страны». Объем ответа 5-7 предложений. Постарайтесь в своем размышлении использовать частицы НЕ и НИ, а также риторические вопросы и восклицания (слайд 17).
Приложение А
Верю – не верю.
Отметьте верные на ваш взгляд утверждения значком «+», неверные «-», те, что вызывают вопросы или сомнения – «?».
1. Под ударением в местоимениях и местоименных наречиях пишется НИ.
2. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
3. НЕ и НИ с местоимениями всегда пишутся слитно
4. НЕ всегда обозначает отрицание
5. Два НЕ в одном предложении утверждают, а не отрицают.
6. НЕ пишется слитно с существительными, прилагательными, наречиями, если можно подобрать к этим словам синоним без НЕ.
7. Глаголы, причастия и деепричастия всегда пишутся с НЕ раздельно.
8. Частица НИ может обозначать, как усиление, так и отрицание.
9. Частицу НИ можно заменить союзом И.
10. Частицы НЕ и НИ относятся к разряду отрицательных частиц.
Приложение Б
Частицы НЕ и НИ
1. Для чего русскому языку понадобились сразу две отрицательные частицы? Они ведь прямо как братья-близнецы. Но у похожих внешне близнецов может быть совсем не похожий характер.
НЕ и НИ в произношении различаются только в отрицательных и неопределенных местоимениях, а также местоименных наречиях: под ударением НЕ, в безударном слоге НИ (никто-некто, никого-некого, никогда-некогда, нигде-негде).
2. С частицей «не» всё просто — обычно она отрицает то слово, которое стоит позади неё: не петух, а курица; не белая, а чёрная; не кукарекает, а кудахчет; не на крыше, а в курятнике.
3. Еще как в математике два минуса дают плюс, так и частица НЕ, употребленная дважды в одном предложении, усиливает утверждение: не могу не упомянуть... (т.е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться... (т.е. «надо сознаться»). НЕ теряет свою «отрицательность» и в риторических вопросах и восклицаниях: Какой русский не любит быстрой езды?
4. В сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется НЕ. Где паук тенета НЕ натянет, там мух опасность и не ждет. Куда НЕ оглянусь, там ничего и не увижу.
5. А что же делает частица НИ? У неё тоже много работы:
● выступает как отрицательная в предложениях при существительном в родительном падеже с опущенным сказуемым: В комнате ни звука;
6. ● усиливает уже имеющееся отрицание: В комнате не слышно ни звука;
7. ● Если сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица НИ. Её можно убрать: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет
8. ● двойное НИ выступает в роли повторяющегося сочинительного союза, т.е. можно заменить на союз И: В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков = В комнате не слышно шорохов и других звуков.
9. Но следует различать НЕ РАЗ - значит много, НИ РАЗУ - отрицание (т.е., никогда), НЕ ОДИН - много (не меньше, чем два), НИ ОДНОГО - полное отрицание, НЕМАЛО - много, НИМАЛО - нисколько. Например: Я не раз встречался с ним в аллеях парка, но он ни разу меня не заметил. Мой друг знал немало, но нимало этим не гордился.
Приложение В
Условие |
НЕ |
НИ |
Ударение |
|
|
Одиночная частица |
|
|
Двойная частица |
|
|
В простом предложении с условием |
|
|
В сложном предложении |
|
|
Необходимо запомнить |
|
Приложение Г
Упражнение 1.
Объясните выбор частиц НЕ и НИ в отрывках стихотворений, указав соответствующий номер пункта теоретического материала. Подготовьте выразительное прочтение одного из отрывков:
1) Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, ______
Не жалейте ни пуль, ни гранат. ______
И себя не щадите ______
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
2) По щеке его ни разу ______
Не проложила путь слеза. ______
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза.
3) Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
Она молчит, о чём ни спросишь, ______
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
4) От голода не мог не плакать громко, ______
Ты этого не помнишь ничего. ______
Едва живым нашли тебя в обломках
Девчата из дружины ПВО.
5) Пропахшие порохом тучи неслись,
пролившись свинцом с небосвода.
«Ни шагу назад. И ни пяди земли» ______
– Касается каждого взвода.
Упражнение 2.
Прочитайте текст. Попробуйте восстановить пропущенные слова.
Здравствуйте, мама, сестра, племянницы. С приветом к вам ваш сын, брат, дядя Петр Иванович. Дорогая мама, я жив и здоров. Потому прошу тебя … переживать. Сейчас затишье. Полк расположился в лесу. Благодать! Что … полянка, то ягодник. Но кто бы из нас … хотел хотя бы на мгновение очутиться дома? Я знаю: мы разобьем врага! … шагу назад! Я … разу … подводил тебя, мама, и сейчас … сомневайся во мне! … Катя, … Сима также пусть … тревожатся. На этом прощаюсь. Берегите себя. Ваш Петя.
Легоцкая Вера Сергеевна