Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
Тема: Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о пользе овощей, ягод и фруктов для здоровья человека, знакомство с витаминами, содержащимися в них, и их ролью в организме.
Задачи:
Дать представление о разнообразии овощей, фруктов, ягод и их значении для питания человека; познакомить с основными витаминами, их свойствами и функциями.
Развивать познавательный интерес к здоровому питанию и здоровому образу жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать навыки культурного общения, взаимопомощи, сотрудничества.
Оборудование: картинки с изображением продуктов, содержащих витамины, карточки с названиями витаминов, маски овощей.
Ход:
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- «Здравствуйте» говорят при встрече, желая здоровья; так и я приветствую вас, дорогие ученики. Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. Сегодня мы поговорим о здоровом питании. Мы будем говорить о продуктах, которые содержат питательные вещества, необходимые для поддержания хорошего здоровья.
- Как называются эти вещества, вы узнаете, разгадав ребус. (Приложение 1)
- Правильно, витамины.
II. Актуализация знаний.
- А что такое витамины, зачем они нужны организму и в каких продуктах они содержатся? (Ответы детей)
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя о витаминах
- Витамины - это вещества, которые нужны нашему организму для поддержания здоровья. Они помогают нам расти, развиваться и сохранять здоровье. Витамины содержатся в продуктах питания, таких как фрукты, овощи, орехи, семена и молочные продукты. Некоторые витамины могут быть получены из добавок или лекарств, но большинство людей получают все необходимые витамины из своего рациона. Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают человеку энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Это мёд, гречка, изюм, геркулес. Другие помогают строить организм и делают его более сильным. Это творог, рыба, мясо, орехи. А третьи содержат много витаминов, которые помогают организму, расти и развиваться. Это фрукты и овощи. Слово «Витамин» придумал учёный, биохимик Казимир Функ. Он соединил латинское «Вита» - жизнь и греческое «Амин» - аминокислоты.
Работа в группах с карточками и картинками: (Приложение 2)
Дети рассматривают карточки с названиями витаминов и картинки с витаминосодержащими продуктами. Задача - соотнести витамин с продуктом, в котором он содержится.
Витамин А – витамин роста. У него много полезных функций:
поддерживает работу мозга;
необходим для хорошей работы иммунной системы;
борется с микробами;
защищает от простуды, гриппа, инфекций.
Витамин А содержится в овощах и фруктах желтого и оранжевого цвета. (морковь, тыква, сладкий перец)
Витамины группы В укрепляют нервную и кровеносную системы человека, помогают пище превратиться в энергию, отвечают за здоровье кожи, волос и ногтей, предохраняют организм от усталости. Но самое главное – витамины группы В помогают детям расти большими и здоровыми. Витамин В содержится в капусте, кукурузе, горохе, моркови, пшенице, рисе.
(орехи, злаки, бобовые)
Витамин С укрепляет кости и зубы, он необходим для кожи. Большое количество витамина С содержится в продуктах растительного происхождения, например, в цитрусовых, моркови, капусте, зеленых овощах, дыне, персике, абрикосе, хурме. Чемпионы по содержанию витамина С – плоды шиповника и ягоды черной смородины.
(цитрусовые, киви, клубника)
Витамин Д – солнечный витамин. Он образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Если организму не хватает витамина Д, кости становятся мягкими и легко подвергаются искривлению.
Витамина Д много в печени трески, в желтке, в морской рыбе.
(рыба, молочные продукты)
Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки»
Я буду называть овощ. Если мы у него едим то, что растёт над землёй, то руки поднимаем вверх – это «вершки».
Если едим то, что растёт под землёй, то приседаем – это «корешки». (Называют овощи: огурец, картофель, капуста, морковь, перец, кабачок, свёкла, укроп, редис, лук, репа).
Игра «Полезный и не полезный»
А сейчас мы проведём игру, в ходе которой повторим названия полезных и не полезных продуктов. Условия игры: Я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт – хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусный, топайте.
Итак: Яблоко, торт, огурцы, рыба, конфеты, морковь, творог, жвачка, свёкла, фанта, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр.
Молодцы, все продукты определили правильно.
IV. Закрепление материала
Инсценировка «Спор овощей»
(Выходят подготовленные дети в масках овощей)
Учитель: Солнце греет, дождик поливает,
Овощи скорее растут и созревают.
Баклажаны синие,
Красный помидор,
Затевают длинный
И серьёзный спор.
Овощи: Кто из нас, из овощей-
И вкуснее, и нужней,
Кто при всех болезнях,
Будет всем полезен?
Учитель : Выскочил горошек,-
Ну и хвастунишка!
Горошек: Я такой хороший,
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу –
Всех горошком угощу!
Учитель: От обиды покраснев,
Свёкла проворчала!
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала!
Свёклу надо для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай, - лучше свёклы нету!
Капуста (перебивая): Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные?!
Огурец (задорно): Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно): Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя, - зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо): Про меня рассказ не длинный,
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Учитель: Тут надулся помидор,
И промолвил строго.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Учитель: У окна поставьте ящик –
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зелёный…
Дети: Лук!
Лук: Я приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг, –
Я простой зелёный лук!
Репа: Овощ не простой, Он немножко горьковат. И как врач он золотой — Лечит горло у ребят. Перец: Перец овощ разноцветный
Он зеленый, желтый, красный,
И оранжевого цвета,
И размеров, формы разной.
Что подходит – выбирай,
И на завтрак собирай.
Тыква: Тыква – чудо - в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
Кабачок: Кто лежит такой пузатый
И в рубашке полосатой?
Это вам не пустячок,
Это чудо - кабачок!
Картошка: Я – картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым!
Баклажан: Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан,
Ты сырым меня не жуй!
Для икры я пригожусь.
Учитель: Спор давно пора кончать!
Спорить бесполезно!
(Раздаётся стук в дверь, «овощи» от испуга приседают.)
Овощи: Кто-то, кажется, стучит?
(В зал входит Доктор Айболит.)
Овощи (поднимаясь, радостно): Это Доктор Айболит!
Доктор Айболит: Ну, конечно, это я,
Что вы спорите, друзья?
Овощи (все): Кто из нас, из овощей-
И вкуснее, и нужней,
Кто при всех болезнях,
Будет всем полезен?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,- все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее?
Разгадывание кроссворда «Овощи и фрукты» (Приложение 3)
V. Итог урока
Подведение итогов урока, обсуждение с учащимися, что они узнали на уроке и как это может помочь им в повседневной жизни.
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
– Большинство витаминов поступает в организм человека только вместе с пищей. Вот почему овощи и фрукты можно употреблять регулярно. Каждый овощ и фрукт содержит витамины, у каждого своя роль.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Разгадайте кроссворд «Овощи и фрукты»
| | 1. | | | | 1. | | | | | | | 4. | | |
| | | | | | | | | | 3. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4. | | | | | |
| | | | | | 2. | | | | | | | | | |
| | | | 2. | | | | | | | | | | | |
| | 3. | | | | | | | | | | 5. | | | |
| | | | | | | | | | 5. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 6. | | | | | | | |
По горизонтали
1. Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
2. Что за барышня такая,
Смотрит, с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ... .
3. Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож.
4. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
В тропиках растет.
5. С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри!
6. Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... .
По вертикали
1.Семьдесят одежек,
И все без застежек.
2.Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
3.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
4.Я лежу на грядке гордо,
Греет солнце мой бочок.
Я – зелёный, вкусный, твёрдый,
И зовусь я …
5. Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.
Приложение 4