Материал на проверке

Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста

9
0
Материал опубликован 4 October 2015

1. Краткий анамнез речевого развития.

Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

Варианты формулировок:

- речевое развитие без особенностей;

- речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

- задержка темпов речевого развития;

- позднее появление речи;

- речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

2. Речевая среда и социальные условия.

 Варианты формулировок:

- речевая среда без особенностей;

- социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

- двуязычие в семье;

- у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

- ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

- речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

- недостатки речи  у близких родственников (указать, какие).

3. Общая и мелкая моторика.

Варианты формулировок:

- нарушений ручной моторики не наблюдается;

- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

- ведущая рука – правая (левая);

- предпочитает работать левой (правой) рукой;

- неправильно держит ручку;

- испытывает трудности при овладении графическими навыками;

- наблюдается замедленный темп письма;

- мышцы руки быстро утомляются при письме;

- замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

- отмечается общая заторможенность движений;

- характерное двигательное беспокойство.

4. Артикуляционный аппарат.

Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

Варианты формулировок:

- анатомическое строение без аномалий;

- строение артикуляционного аппарата без особенностей;

- органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

е) артикуляционная моторика:

Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

Варианты формулировок:

- двигательные функции сохранны;

- наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;

- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

- движения замедленные, с затруднениями;

- наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

- объем движений неполный;

- переключаемость движений нарушена;

- тонус нормальный, активность движений достаточная;

- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

- точность выполнения движений сохранна;

5. Общее звучание речи.

Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

Варианты формулировок:

- без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;

- речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих;

- разборчивость речи не нарушена (снижена);

- речь выразительная (невыразительная);

- речь интонационно оформленная;

- речь монотонная:

- затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

6. Понимание речи.

Варианты формулировок:

- обращённую речь понимает в полном объёме;

- понимание обращённой речи затруднено;

- требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

- понимает речь в пределах уровня интеллекта;

- правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Активный словарь.

Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

Варианты формулировок:

- соответствует возрасту;

- ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

- преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;

- преимущественно использует глагольную лексику;

- незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;

- с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

- испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

- не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

- допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

- неточность в употреблении слов;

- вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

- обобщающие понятия сформированы;

- использует слова в переносном значении.

8. Грамматический строй.

Оценивается:

- тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

- развернутость предложения (длина в среднем);

- степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

- уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

- характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

Варианты формулировок:

- речь без аграмматизмов;

- в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

- грамматический строй недостаточно сформирован;

- в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

- составляет предложения по опорным словам;

- использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

- сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

- ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

- наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

- отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

- аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

- неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

- понимает и употребляет предлоги;

- использует приставки при образовании сущ. и гл.;

- имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

- трудности в словообразовании / словоизменении;

- операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

9. Слоговая структура:

Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

Оценивается: характер ошибок.

Варианты формулировок:

- пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;

- очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

- при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

- слоговая структура сохранна;

- нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

- слоговая структура слова не нарушена;

- правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

- невозможность воспроизведения слов;

- переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

- допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

- замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

10. Звукопроизношение.

Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

Указываются:

- звуки, имеющие дефектное произношение;

- характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

- устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

 11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

Варианты формулировок:

а) фонематическое восприятие:

- сформировано;

- не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);

- дифференциация звуков не нарушена;

- правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки; 

- при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

- наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

б) звуковой анализ и синтез:

- способность выделить звук на фоне слова сформирована;

- определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

- первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

- способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

- навык звукового анализа и синтеза сформирован;

- владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

- при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

- доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

- правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

- слово из звуков (указать количество) синтезирует;

- звуковой синтез не доступен.

12. Связная речь

Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

Оценивается:

- самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

- степень развернутости (примерное количество предложе­ний);

- тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);

- связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

- последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

Варианты формулировок:

А) рассказ по серии картинок:

Критерий смысловой целостности:

- рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

- допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

- отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

- рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

- встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

- рассказ не оформлен;

Б) пересказ текста:

Критерии смысловой целостности:

- воспроизведены все смысловые звенья;

- смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

- пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

- невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления:

- пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

- отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

- пересказ недоступен;

Критерии самостоятельности выполнения:

- самостоятельный пересказ после первого предъявления;

- пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

- пересказ по вопросам;

- даже по вопросам пересказ недоступен.

13. Темп и плавность речи

Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

Варианты формулировок:

- без особенностей;

- темп ускорен / замедлен;

- речь скандированная;

- наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;

- наличие продолжительных пауз хезитации;

- наличие проявлений заикания (каких?).

- темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

- речь не торопливая (чрезмерно  быстрая);

- паузы и ударения употребляет правильно;

- наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

- словесное ударение употребляет правильно;

- паузы в речи использует излишне часто.

14. Письмо

Варианты формулировок:

- при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

- в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

- графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

- специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

- отсутствие выделения начала предложения;

- орфографические ошибки.

15. Чтение

Оценивается:

- способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

- тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

- количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

- понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

 

Формулировки логопедических заключений  для учащихся общеобразовательных классов

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с ЗПР

1. Несформированность языковых средств.

2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с УО

1. Системное недоразвитие речи.

2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

- значительное / незначительное улучшение речи;

- динамика улучшения речи положительная / незначительная;

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

- речевое развитие соответствует возрасту;

- речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации.

Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

- продолжить логопедические занятия;

- автоматизация в речи звуков (указать каких);

- логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

- обследование на ПМПК.

Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 21 ноября 2021 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

8 November 2021

Добрый вечер, готовилась к урокам и зашла на ваш сайт, заинтересовалась конкурсами и решила испытать судьбу, впервые поучаствовать во Всероссийском дистанционном конкурсе для учителей русского языка (литературы) на лучший дидактический материал к уроку. К сожалению, завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе, но, как написано, приём работ продолжается до 21 ноября 2021 включительно. Надеюсь, что вы добавите мою работу в индивидуальном порядке. Спасибо. С уважением, учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР "Краснодонская средняя школа №1 имени А.М. Горького" Нагорная Светлана Григорьевна

17 November 2021

Добрый день, Светлана Григорьевна. Согласно регламенту в конкурсе могут участвовать только уникальные разработки (работы, впервые публикуемые в сети). Методические разработки, ранее опубликованные на других интернет-ресурсах под авторством участника, в конкурсе не участвуют. Подробнее в личном сообщении. С уважением, администрация.

19 November 2021