ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИТЧИ И БАЙКИ
Какие они, мои ученики?.. Пугливые неумейки шестилетки, шустрые непоседы семилетки, любознательные и озорные восьмилетки, умудренные опытом и знаниями девятилетки ... Каждый раз другие, интересные, самобытные и неповторимые. Лучшие, потому что они мои дети!
Вот уже более 30 лет я открываю дверь своего класса, и двадцать пять пар ребячьих глаз смотрят на меня, ожидая открытий и побед в СТРАНЕ ЗНАНИЙ. Мы начинаем урок, а, значит мой педагогический дневник пополнится новыми поучительными, смешными и забавными случаями из нашего общения. А потом, через много лет, во время выпускного вечера или последующих встреч они будут пытаться вспомнить или узнавать себя такими, а я с радостью помогу сделать это, потому что все они навсегда в сердце. Итак, мои педагогические притчи и байки.
НЕ СТРАШНО
Вот уже неделю первоклассник Андрюша, крепко держась за мамину руку, плачет, не заходит в класс, не учится. Не помогают мои уговоры, угрозы родителей, беседы с директором. Ничего нельзя сделать! И вот однажды утром, пока мы решаем, что делать дальше, к мальчику подходит одноклассница говорит: «Чего плачешь? Заходи, здесь не страшно, а интересно. Учительница такая умная. Только послушай, тебе понравится! » Озадаченный мальчик бросает мамину руку и заходит в класс. Там интересно! Спасибо за кредит доверия!..
ДАЙ МНЕ
Начинается урок, и снова Тарас с безмятежной улыбкой на лице и предвкушением радости достает бутерброд и начинает есть. Ничто не остановит процесса: ни замечания, ни записи в дневник. Не работает, а ест! И вот как-то я от бессилия и отчаяния говорю: «Дай, пожалуйста, мне!» Бутерброд мгновенно исчезает в портфеле и потом никогда не появляется на уроке. Теперь другая проблема ... Думай, учительница!
МОЖНО ПУГАТЬ
Делаю ученику замечание о небрежном ведении дневника. Соседка по парте: «Это он Вас так пугает им, чтобы меньше заглядывали»…
УГОСТИЛА
На родительском собрании жалуюсь родителям, что дети не умеют делиться, угощать. Каждый сам по себе – и в классе, и во время походов. На следующий день подходит ученица и говорит, протягивая мне конфету:«Это Вам. Мама сказала угостить так, чтобы Вы увидели, что я дала. Приятного аппетита!» Воспитание не с дочери начать бы...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Спрашиваю у ученика: «Когда придут родители? Хочу с ними поговорить». Ученица комментирует: «Наш Сережа вот уже неделю получает одно и то же домашнее задание: привести родителей».
БЫТЬ ОПОРОЙ
Решаем задачу: «В саду работали 9 детей, 19 женщин, а мужчин в 4 раза меньше, чем детей и женщин вместе. Сколько мужчин работало в саду?»
Ученик: А что мужчины – лентяи?
Я: Почему?
Ученик: Они должны быть опорой, помогать женщинам и детям, а их работало меньше всех! Настоящего парня растим!..
ЗНАЙ НАШИХ!
Однажды, в начале своей педагогической деятельности, прихожу домой и говорю маме с досадой: «Никак не могу понять: читают они или нет?!» На следующий день на уроке дети выполняют самостоятельную работу, и вдруг в тишине слышится бормотание. Это опять Вася! Подхожу. Ученик под партой, в руках потрепанный карманный томик Есенина. Пальчик движется по странице, а голос уверенно доносит: «Дай, Джим, на счастье лапу мне ...»
ТАКАЯ КРАСИВАЯ
Утром встречаю детей у класса и среди толпы выделяю очарованный взгляд одной из учениц. А дальше слышу: «Вы сегодня такая красивая! Это не портфель, а просто – чудо!»
ПЕРЕМЕНА
Самое маленькое сочинение на тему «Что больше всего мне нравится в школе» написал наш Максим. В его работе только одно слово: «Перемена».
ЖЕЛАНИЕ
Школьный психолог работает с учениками, определяя уровень сплоченности классного коллектива. Дети должны записать семь заветных желаний по степени значимости. Интересуюсь. Ученица пишет под номером один: «Чтобы всех дотерпеть до конца жизни в школе!»
СЧИТАЕМ
Усваиваем понятие «пара».
– Сколько у нас рук?
– Две.
– Это пара.
– Сколько у человека глаз?
– Два глаза. Пара.
– Ног?
– Все, наверное.
КУСОЧЕК ХЛЕБА
В столовой шум, смех, аплодисменты. Ученики «играют», перебрасывая кусочек хлеба. Вернувшись в класс, выставляю в наш уголок «Классная жизнь» фотографии «Голодомор 33-го», «Блокадный Ленинград». Рассказываю, что у подножия памятников этим ужасным событиям часто вместо цветов можно увидеть кусочки хлеба и записки: «Если бы это можно было дать тогда ...» В классе тишина, головы учеников опущены, а утром у выставленных фотографий лежит 28 кусочков хлеба. Крепнут души и сердца!
• Даниил М.: «Счастье будет, когда мне подарят собаку».
• Глеб К.: «Наступят каникулы, и я поеду к бабушке в деревню».
• Алеша С.: «Не знаю, пусть папка не пьет, маму жалко».
• Олеся Р.: «Чтобы всем людям жилось небедно».
• Карина М.: «Наша учительница болела, а теперь пришла. Ура! »
• Слава М.: «Я счастливый: у меня есть братик!»
• Саша Б.: «А мы с дедушкой завтра идем рыбачить. Супер! »
• Максим Д.: «Папа вчера купил маме цветы. Она была счастливая! »
• Настя Л.: «Хорошо, когда все дома».
• Наталья Г.: «Вернуть бы маму на землю!»
• Диана М.: «Люди смеются – это счастье».
Вот так…
Дорогие мои ученики, спасибо вам за школу жизни!