Методика работы с притчами на уроках ОРКСЭ и «Социокультурные истоки» (на примере притч)
Методика работы с притчами на уроках ОРКСЭ и «Социокультурные истоки» (на примере притч) Муниципальное методическое объединение учителей ОРКСЭ, ОДНКНР и Социокультурных истоков Чирко Елена Ивановна МБОУ «Гимназия №1» учитель начальных классов г. Нижневартовск, 2022
Кто счастлив сам, другим зла не желает. Л.Н. Толстой
Словарь Ожегова. притча пр и тча, и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.?• Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) предмет общих разговоров.| прил. притчевый, ая, ое (спец.). Притча — малый жанр дидактической литературы (см.), по основным признакам тождественный с басней (см.). Различие в употреблении терминов «П.» и «басня» наблюдается, но оно связано не столько с различиями жанра, сколько со стилистической значимостью этих… … Литературная энциклопедия Притча-это краткая дидактическая история в прозе или стихах, иллюстрирующая один или несколько поучительных уроков или принципов.
Свойства притчи: краткость не требует доказательств подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность осуждается не человек, а порок строится на сравнении предполагает мыслительную деятельность
Функции притчи (по А. Н. Иоффе) 1. Функция зеркала. 2. Функция модели. 3. Функция опосредования. 4. Функция хранения опыта.
Методы дискуссий проектирования сочинение драматизация исследовательский метод
Способы использования притч в учебном процессе: Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. Придумать название притчи. Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться). Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Инсценировка притчи.
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) Подбор пословиц, поговорок. Сравнение с басней (определить). Найти или предложить вставить пропущенные слова. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.). Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями. Определение ценностей, которые отражает притча.
Обучение счастью Один человек пришёл к Мастеру и стал молить о помощи: — Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живём в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя! — Обещаешь сделать всё так, как я скажу тебе? — подумав, спросил Мастер. — Клянусь, я сделаю всё, что нужно. — Отлично. Сколько у тебя животных? — Корова, коза и шесть кур. — Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придёшь. Ученик пришёл в ужас. Но он должен сдержать клятву! Он забрал животных к себе в комнату. Неделю спустя ученик пришёл к Мастеру: на него было жалко смотреть. — Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия! — Иди домой, — сказал ему Мастер, — и выставь животных обратно. Всю дорогу домой человек бежал. На следующий день он снова пришёл к Мастеру: его глаза светились радостью. — Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай!
??? Почему, попав в одну и ту же жизненную ситуацию, ученик сначала был недоволен, а потом радовался? Чему мы можем радоваться сию минуту? Возьмите листочки. Запишите по пунктам, чем вы можете порадовать другого человека, родственника, друга, одноклассника 1. 2. 10. !!! Надо радоваться каждому новому дню, всему, что нас окружает, и уметь дарить радость другим.
Кто счастлив сам, другим зла не желает. Л.Н. Толстой