Педагогический проект на тему «Люби и знай Рязанский край» (5–7 классы)
Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле... Д.С. Лихачев |
Введение
Актуальность.
В настоящее время в нашей стране идет активный процесс формирования российской государственности, а так как любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине возложена именно на школу.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков и В.А.Тишков), Президент Российской Федерации, подчёркивают, что духовное единство народа – это фактор развития, неуступающий по важности политической и экономической стабильности. Общество тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ценностей: любовь и почитание своей Родины, уважение культурных и исторических ценностей своего народа. Образовательные стандарты предполагают выработку у будущих граждан России общей системы нравственных ориентиров, которые станут базой для укрепления единства страны, её экономического, социального и духовного развития.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. На мой взгляд, патриотизм - это прежде всего чувство гордости за своё Отечество и малую родину. Поэтому воспитание патриотизма сопровождаю краеведением, основываясь на словах академика Д.С. Лихачёва о том, что чувство Родины надо заботливо взращивать.
Цель проекта: осуществление патриотического воспитания школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Участники проекта: обучающиеся моего класса, их родители.
Новизна проекта заключается в том, что обучающиеся не просто знакомятся с краеведческим материалом, а готовят на базе него исследовательские и проектные работы для дальнейшего представления на конкурсах различного уровня.
Объект исследования: краеведческий материал как основа воспитания патриотизма в школе.
Предмет исследования: изучение краеведения через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и влияние полученных знаний на процесс воспитания патриотизма.
Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:
- повысить уровень образования и патриотического воспитания обучающихся;
- продолжить развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);
- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;
- создать комфортные условия обучения и воспитания;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи:
- адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям моего класса;
- разработать и реализовать собственные учебные проекты, предназначенные для патриотического воспитания школьников на основе краеведения;
- продолжить изучение прошлого и настоящего Рязанской области, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем крае;
- проводить работу по формированию и сохранению семейных ценностей и традиций;
- активизировать поисковую деятельности учащихся;
- вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в сфере краеведения.
Продукт: программа осуществления патриотического воспитания школьников классным руководителем средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся:
- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;
- умеют создавать текстовые файлы, презентации и видеоролики;
- умеют аргументировать собственную точку зрения;
- умеют выполнять учебные и творческие задания;
- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;
- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;
- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.
Планируемые воспитательные результаты:
- позитивная установка на восприятие патриотического материала
- владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
- осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
- повышенный интерес к истории своего города Сасово, Сасовского района, Рязанской области, России
- осознанное желание быть полезным своей Родине.
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
Практическая значимость ожидаемого результата: при работе с проектами, при исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий обучающиеся не только будут знакомиться с историей, традициями и достопримечательностями родного края, но и развивается мышление школьника. Оно станет более четким, структурированным, направленно на активизацию познавательного интереса к родному краю и его истории, сформирует в конечном итоге высоконравственную, ответственную, творческую, инициативную, компетентную личность. Исследовательская и проектная деятельность при изучении детьми родного края даст возможность любому педагогу достичь планируемого результата.
Критерии оценки результативности проекта:
- степень самостоятельности и активности;
- инициатива, коммуникативность;
- точность, своевременность выполнения;
- культура речи, аргументирование, умение работать в группе;
- умение работать с разными источниками информации;
- повышение интереса учащихся к изучению истории Рязанского края;
- личные достижения учащихся (пополнение «Портфолио» ученика).
План – график реализации проекта
Подготовительный этап: с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г.
1. Изучение теоретических основ патриотического воспитания, проектной и исследовательской деятельности.
2. Составление перспективного плана
а) организация заочной экскурсионной деятельности;
б) проведение классных часов, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся о городе Сасово, Рязанской области
- более глубокому знакомству с историей своей семьи
- воспитанию гражданского самосознания и причастности к истории родного края;
в) приобщение к системе культурных ценностей;
г) знакомство со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.
4. Создание основы программы по осуществлению патриотического воспитания школьников классным руководителем средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Основной этап: с января 2021 г. по декабрь 2023 г.
1. Апробирование модели.
2. Мониторинг процесса
3. Мониторинг промежуточных результатов.
3. Корректировка дальнейшей работы.
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
В период апробации проекта появилась необходимость использования краеведения на уроках математики и классных часах. На уроках это стало занимательным элементом, который наполняет урок интересным и способствует лучшему запоминанию. Классные часы превратились в познавательные диалоги и дискуссии, каждому находилось, что рассказать о традициях Рязанского края, о достопримечательностях и местах, где уже побывали вместе с семьёй. Темы, связанные с родным краем, создали общие вопросы и стали предметом для обсуждения родителей и детей, стимулировали интерес к своей Родине, к истории нашего края.
Кроме того были определены риски реализации проекта:
-недостаточная мотивация участников проекта;
-отсутствие общих мест для получения необходимой информации из сети Интернет;
-проблемы, связанные с поездками детей в музеи, театры города Рязань
К благоприятным факторам реализации проекта отнесу:
- высокий культурный уровень учащихся класса
- широкий спектр мероприятий с привлечением исследовательской и проектной деятельности
Заключительный этап: с января 2024 г. по май 2024 г.
1. Анализ результатов
2. Оценка эффективности модели
3. Обобщение и распространение опыта:
- выступления на школьном методическом объединении классных руководителей
- публикация проекта в СМИ.
Практическая реализация проекта
На подготовительном этапе была разработана программа по краеведению «Люби и знай Рязанский край» и определены темы краеведческого материала для включения в материалы классных часов и внеклассных мероприятий. С сентября 2021 года реализация проекта была удачно включена в курс «Разговоры о важном». Например, тема «День музыки» сопровождалась информацией об Александре Александрове, Александре Петровиче Аверкине (уроженец Сасовского района) и Аверкинском фестивале, проходящем на Сасовской земле более двадцати лет. Тема «Мир труда. Мир профессий» позволила познакомить школьников с пилотом Никитушкиной Юлией (речь о ней школа в информационном ролике), уроженкой Пителинского района, моей ученицей. И так каждую тему стремилась дополнять информацией о земляках и их достижениях.
На протяжении всего периода обучения во внеурочное время проводились экскурсии по музеям и достопримечательностям города Сасово, классные часы с заочными экскурсиями по достопримечательностям Рязанской области различной тематики, сотрудничали со школьной и городской библиотеками.
Были разработаны и реализованы индивидуальные и коллективные проекты, проведены исследовательские работы. Промежуточные результаты данной работы обобщаются и представляются на общем мероприятии – открытом уроке-презентации продуктов проектной деятельности. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, мини-проекты (от 3-4 дней) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Созданию проекта или исследовательской работы предшествует стадия планирования, определяется алгоритм действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода.
На мой взгляд, самыми успешными оказались проекты, созданные в рамках конкурса видеооткрыток «Смотри, это Россия!» Во-первых, это командный конкурс. Во-вторых, проект даёт возможность посмотреть видеоролики, созданные другими школьниками из Рязанской области, в которых можно не только оценить работу сверстников, но и узнать о достопримечательностях и известных людях Рязанской области и России вообще.
Результаты учащихся в конкурсах различного уровня с проектами, основанными на краеведческом материале
Ф. И. учащегося |
Год, класс |
Наименование конкурса |
Тема работы |
результат |
Дунаева Дарья |
2023г, 6А |
Открытый конкурс-фестиваль «Время и судьбы знатных земляков глазами детей» |
«Зажигающая звёзды» |
I место |
Дунаева Дарья |
2023г, 6А |
Областной конкурс «В содружестве с компьютером» |
Детский туристический маршрут |
1 место |
Дунаева Дарья Чекаева Ульяна Шмелькова Юлия Пупкова София Тюрина Вероника |
2022г, 6А |
Всероссийский школьный конкурс по обмену видеооткрытками «Смотри, это Россия!» |
Мария Богачева – гордость и слава нашего города |
участие |
Дунаева Дарья Чекаева Ульяна Кишмаров Дмитрий Тюрина Вероника Морозов Максим |
2021г, 5А |
Всероссийский школьный конкурс по обмену видеооткрытками «Смотри, это Россия!» |
У нас в Рязани грибы с глазами |
участие |
Пупкова София |
2023, 6А |
Всероссийский конкурс школьных исследовательских проектов «Моя родословная» |
Моя семья |
участие |
Шмелькова Юлия |
2021, 5А |
Областной видеоконкурс «Овеянные славою, Герб наш и Гимн» |
«Бессмертный полк» |
участие |
Меньшова Влада |
2022, 5А |
Конкурс видеороликов ко Дню России |
Символ города Сасово |
участие |
Меньшова Влада |
2022, 5А |
Идеи, преображающие города |
Памятник летчику, совершившему таран в первые минуты Великой Отечественной войны |
Лауреат первого этапа |
Мероприятия, проведённые в рамках реализации проекта с публикацией в СМИ
Наименование мероприятия |
Публикации в СМИ |
Результат (в случае участия разработки в конкурсе) |
Открытый урок математики по теме «Делимость натуральных чисел» с использованием краеведческого материала (к 125-летию С. Есенина)
|
https://урок.рф/library/konspekt_uroka_matematiki_po_teme_delimost_natur_081937.html
|
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики «Конспект урока с мультимедийным сопровождением» Победитель |
Внеклассное мероприятие «Отдыхай дома! Путешествуй по родному краю»
|
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_182143.html
|
|
Игра «Поле чудес» |
https://урок.рф/library/igra_pole_chudes_152723.html |
Призер конкурса методических разработок |
Игра "Кто хочет стать миллионером?" по теме "Известные имена Рязанской области"
|
https://урок.рф/library/igra_kto_hochet_stat_millionerom_po_teme_izvest_142542.html
|
|
«Своя игра» по материалам Рязанской области |
https://урок.рф/library/konspekt_uroka_geometrii_teorema_o_vpisannom_ugle_130334.html |
Предварительные итоги проекта
Проект еще реализуется, но первые итоги уже есть. Уже сейчас можно сказать, что работа с детьми, используя метод проектной и исследовательской деятельности, в том числе краеведческой направленности является действенным способом включения их в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, позволяет школьникам соприкоснуться с изучаемым материалом, что, в свою очередь, способствует формированию патриотических и духовно-нравственных качеств. Работа по краеведению несет в себе огромный образовательный потенциал для развития и патриотического воспитания школьников.
Во-первых, она способствует получению разносторонних знаний детьми, углублению и закреплению учащимися новых исторических сведений о родном крае, названии улиц, достопримечательностях, об известных людях, прославивших родной край.
Во-вторых, она способствует полноценному развитию учащегося через самовыражение и творчество.
В-третьих, учит детей более тонко замечать красоту окружающего мира, развивает способность делиться полученными впечатлениями и знаниями со сверстниками и взрослыми.
В-четвертых, обогащает духовный мир учащегося, развивает эстетические чувства, прививает художественный вкус, формирует чувство патриотизма, гордости за родной край.
Таким образом, воспитание патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность учащихся средствами краеведения позволяет школьникам в процессе реализации проекта пройти все этапы научного исследования:
-возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
-этап претворения в жизнь найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Перспективы развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность школьникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважения к своей семье, родственникам, жителям города.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.
Заключение
Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к своей малой родине. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. Самое главное, чтоб после занятия, беседы, игры или викторины ребята были уверены, им продолжать историю своего народа и своей страны и нести ответственность за то, какой Родина будет в будущем. Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).
В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родного края как составной части культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
Литература:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2012.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008..
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
9