Анализ: Петр Ильич Чайковский «Благословляю вас, леса…»
Петр Ильич Чайковский «Благословляю вас, леса…»
Еще один шедевр камерно-вокальной музыки великого композитора. Этот романс всегда производит на зрителя большое впечатление своими возвышенными гармониями. Именно в этом романсе впервые Чайковский обращается к теме природы, да еще так величественно.
Романс написан на стихотворение Алексея Толстого из поэмы «Иоанн Дамаскин». Стоит отметить, что Чайковский планировал написать целую оперу к данной поэме, и этот романс служил бы главной арией главного героя Иоанна Дамаскина. Но этот замысел не был реализован. Здесь лирический герой проявляется совершенно иначе, не лиричным и меланхоличным, а могучим и статным. Чайковский как всегда идеально улавливает и передает данный характер. Стихотворный текст написан четёхстопным ямбом, благодаря чему стихотворение звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, любви ко всему живому.
Многие музыкальные деятели уверены, что жанром для этого романса является гимн. Тембр баритона, а именно для этого типа голоса написан данный романс, идеально подход для передачи интонаций силы и героики.
Здесь идет диалог солирующего голоса и фортепиано, где каждая партия, дополняя друг друга, выстраивает идеальную атмосферу произведения. Среди приемов, который мы сразу можем отметить, уже известный нам по другому произведению Чайковского, тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus.
Сам романс написан в светлой тональности фа мажор. Темп andante sostenuto идеально подходит для красивого, плавного, величественного движения. Размер музыкального материала 4/4. Это совпадает с ритмическим строем словесного текста. Динамика также имеет нарастающий, волнообразный характер, от piano до forte. Мелодическая линия и аккомпанемент также волнообразны, они создают достойное движение выбранному жанру. Романс написан в трехчастно-сквозной модулирующей форме, что очень редко встречается в романсах.
Как всегда, начинаем наш гармонический анализ со вступления. Оно довольно-таки развернутое, его можно назвать четырнадцати тактовым периодом. Можно отметить, что из всех разобранных нами романсов, этот является одним и самых трудных. Практически в каждом аккорде композитор повышает или понижает ту, или иную ступень. Так вступление начинается с терцкварт аккорда четвертой ступени (IV34), далее следуют септаккорд седьмой с повышенной примой(VII7#1), терцквартаккорд третьей ступени с повышенной терцией и пониженной квинтой(III34#3ь5), шестая с повышенной терцией(VI#3). Также в нем встречается и нехарактерный, неклассический аккорд- септаккорд первой ступени (I7). Кульминация вступления завершается на классической доминанте(D).
Пример №1
Первая часть произведения состоит из четырнаднадцати тактового периода, состоящего из двух предложений. В первом предложении отчетливо виден прием дробления, когда сначала идет фраза, а затем несколько мотивов, в нашем случае три. Этим Чайковский подчеркивает все то, к чему обращается лирический герой. Гармонический план также очень яркий, начиная с тоники(T), гармония переходит и в доминанту(D), и в секстаккорд субдоминанты(S6), и в седьмую ступень(VII). Также здесь снова появляются аккорды с повышенными и пониженными ступенями (VIь1ь5 , II#1). Завершается данная часть тоникой переходящей в фортепианный проигрыш, связывающий части и всю форму.
Пример №2
Во второй части период значительно больше, состоит из 20 тактов. Здесь происходит развитие той завязки, которая была в первой части. Постоянное crescendo, быстро сменяющиеся гармонии, ritenuto, все это помогает произведению все выше и выше подниматься к кульминации. Гармонические функции практически неизменны, они все также преобразованы знаками альтерации и фактурой. Вторая часть начинается с секунд аккорда четвертой ступени (IV2), тоническим квинтсекстаккордом(T56), септаккордом третьей ступени (III7). Когда на словах «И одинокую тропинку…», мелодический пласт солиста идентичен первой часть, гармонический план тоже переходит в привычные, начинающие гармонии.
Пример №3
По моему мнению, самое кульминационное место происходит в третьей части. Происходит смена тонального плана (Es-dur). Гармоническая фактура меняется, меняется исполнительская фактура, теперь это жесткие, ликующие аккорды. Мелодика совершенно иная, она повторяется несколько раз. Динамика теперь становится постоянное forte, кульминация нарастает с каждым crescendo как и в партии исполнителя, так и в фортепианном аккомпанементе, и наконец, тройное fortissimo и ritenuto подводят нас к вершине произведения. Все начинается с тоники новой тональности(T), она чередуется с доминантой (D), что создает еще более ликующий образ. Через множественные тональные модуляции третья часть заканчивается исходным фа мажором.
Пример №4
Заключение здесь представлено, как самостоятельный, ликующий отыгрыш. Его фактура волнообразна и устремлена наверх. Остинатный бас утверждает величественный фа мажор.
Пример №5
Приложение
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!