Сочинение «Письмо выпускникам от сочувствующего учителя‑словесника»
Письмо выпускникам от сочувствующего учителя‑словесника.
Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок
В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:
— Вступление.
— Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
— Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).
— Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
— Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
— Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).
— Вывод (заключение).
Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».
Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям «Этические нормы» и «Речевые ошибки»
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит» зацикливаться» на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.
Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки.
Всего можно получить за сочинение 23 балла.
Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.(6)
Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.
(24) Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя
изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
По Фазилю Искандеру
Сочинение первое
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её. В данном тексте Фазиль Искандер показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.
Автор поднимает вопрос о влиянии книги на мировосприятие ребёнка, опираясь на собственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».
Отношение мальчика к обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями. Фазиль Искандер положительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял».
Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте. В «Алых парусах» Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем. На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что я не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык. Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.
Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ
(188 слов)
Оценка работы:
— К1. Формулировка проблемы — 1.
— К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
— К3. Отражение позиции автора — 1 .
— К4. Аргументация — 1 (из 3).
— К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
— К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
Сочинение второе.
«Это был роман-дом, где хочется жить…» Да, книги порой становятся целым отдельным миром для нас, миром заманчивым и непостижимым. Миром, в котором мы сами находим любимых героев, которым потом подражаем, миром, формирующим наш вкус, наши мечты и стремления. Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литература наравне с другими видами искусства оказывает неизгладимое влияние на восприятие действительности?
Фазиль Искандер в приведённом отрывке описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной». Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время, главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.
Разумеется, литература влияет и на литературных героев. В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно.
Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести Солженицына «Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснуться к ней, чтобы взять эту книгу в руки потом и постигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.
Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения. Хорошая литература прививает нам вкус, открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг? Так и жить будет неинтересно!
Михаил, 11 класс
(263 слова)
Оценка работы:
— К1. Формулировка проблемы — 1.
— К2. Комментарий к проблеме — 2.
— К3. Отражение позиции автора — 1.
— К4. Аргументация — 2 (из 3).
— К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
— К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
— К7. Орфография — 3.
— К8. Пунктуация — 3.
— К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
— К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
— К11. Соблюдение этических норм — 1.
— К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Сочинение третье
Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека. Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.
Автор до сих пор помнит жаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.
Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь. Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, любящая читать романы о возвышенной любви, придающая им большое значение, воплощает в жизнь мечты, желания, действия их героев: она мечтает о вечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе, её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев. А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, как героини её любимых романов.
Влияние литературы на человека также прослеживается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём противопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова. У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную, уважает только прикладные науки.
Таким образом, можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.
Анастасия, 11 класс
(312 слов)
Оценка работы:
— К1. Формулировка проблемы — 1.
— К2. Комментарий к проблеме — 2.
— К3. Отражение позиции автора — 1.
— К4. Аргументация — 3.
— К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
— К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
— К7. Орфография — 3.
— К8. Пунктуация — 3.
— К9. Грамматические ошибки — 2.
— К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
— К11. Соблюдение этических норм — 1.
— К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Вы внимательно следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте. Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.
Желаем вам вдохновения и успеха!
Часть С. Речевые клише:
1)Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы:
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения).
Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О.
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).
Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека.
В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема ...
Речевые клише:
- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
- Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
- Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.
2) Комментарий проблемы
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
- если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .
3) Позиция автора.
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише:
- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .
4) Формулирование собственного мнения
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….
2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…
5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…
К сожалению, в наше время часто..
Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.
2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…
3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…
5) Доказательство собственной точки зрения
Типы аргументов:
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из читательского опыта;
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа;
- выводы науки и статистические данные;
- события из жизни страны;
- обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:
- тезис,
- аргументация,
- вывод.
Речевые клише:
Первый аргумент:
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
- Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
!!!Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
6)Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.
Цели заключения
Примеры
1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.
3)Сделать прогноз, высказать предположение
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и , часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.
Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"
Готовясь к ЕГЭ, я обнаружила некоторые затруднения ребят 11 класса в выполнении задания типа С. . Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию типа С и применяя эти методики на деле, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише, потому что для учеников этот способ легкий и доступный.
Прочитайте , пожалуйста, исходный текст.
(Раздается текст
. (Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)
Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения.
(Слайд 2)
Алгоритм написания сочинения:
Вступление.
Постановка проблемы.
Комментарий к поставленной проблеме.
Позиция автора.
Собственная позиция.
Аргумент.
Литературный аргумент.
Заключение.
Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определите тему текста.
- Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?
(Слайд 3)
Вступление.
Вопросно-ответное единство.
Цепочка вопросительных предложений.
Риторический вопрос.
Цитата.
Краткая справка об авторе текста.
Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Изучив, данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише:
1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2) О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
. 5) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с ...
6) Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
7) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
. 8) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории)
) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
Кто-то считает, что … . Кто-то … .
Выберите подходящее вашему варианту текста клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке.
(Слайд 4)
2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Постановка проблемы". Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.
(Слайд 6)
В данном тексте
анализируется проблема...
автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
рассматривается – вопрос, пример…
(Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...
Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.
3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац.
(Слайд 7)
Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:
– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?
Давайте рассмотрим примеры речевых клише.
(Слайд 8)
– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время) автор…
4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: “Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?”, “Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?”
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.
Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише.
(Слайд 10)
– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…
5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.
(Слайд 11)
Построение текста-рассуждения.
Тезис.
Аргументация.
Вывод.
Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:
(Слайд 12)
– Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что...
– По-моему...
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.
(Слайд 13.
Мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?
(Слайд 14)
В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.
(Слайд 15)
Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)
– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...
Ссылка на авторитет
– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...
7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.
(Слайд 16)
Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.
(Слайд 17)
– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...
Напишите литературный аргумент.
8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
(Слайд 19)
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
4. Использование цитаты.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.
(Слайд 20)
– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!
Напишите, пожалуйста, заключение.
Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
А теперь я предлагаю еще раз "пробежаться " по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.
- Представляю вам образец сочинения ученика 11 класса (слайд 21).На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке к ЕГЭ.
Проблемы и литературные аргументы
1. Проблема нравственного отношения человека к природе. Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить В.Г. Распутин произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.
2. Проблема сохранения русского языка. Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. И.С. Тургенев как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка приобретает масштабный характер и призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык – это духовая опора человека.
3. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия. Герой А. Платонова Юшка из одноимённого рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.
4. Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.
5. Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия. « У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?
6. Проблема преобразующей силы добра и любви. Образ Маргариты из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.
Воланд — воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.
7. Проблема истинного патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм? Наташа Ростова из романа Л.Толстого «война и мир» отдаёт подводы раненым под Бородино.
8. Проблема беззаветной любви к людям. В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость. Данко ради спасения людей жертвует своей жизнью.
9. Проблема места подвига в жизни. Данко – герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького – совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.
10. Проблема взаимоотношения детей и взрослых. Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века. 1. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. 2. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения. Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
11. Проблема смысла жизни и назначения человека. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», - говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой одноимённого романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.
12. Проблема истинной красоты человека. Наташа Ростова и Марья Болконская –любимые героини Л.Н. Толстого – обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.
13.Проблема духовной деградации человека. А.П. Чехов мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.
14. Проблема ответственности человека перед другими людьми. Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.
15.Проблема трагической любви. Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А.Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.
16. Проблема несправедливости социального устройства общества. Герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала» видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима из рассказа Тургенева И.С. «Муму», талантливого Левшу из одноимённого сказа Лескова, «маленького человека» Башмачкина из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
17. Проблема воспитания (обучения). Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки.
В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.
18. Проблема бездушного отношения к старикам. Рассказ К.Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери.. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
19. Проблема оценки таланта современниками.
М.Булгаков (судьба Мастера и его романа);
Песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.
20. Проблема героической повседневности войны
Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо…
21. Роль книги в жизни человека. В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Влияние искусства, истинное искусство
22. Влияние искусства, культуры на человека. В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.
23. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье. Образ Обломова — это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего неделают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
24. Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.
25. Научный прогресс и нравственные качества человека. В повести М. Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
26. Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка. Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.
Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».
27. Духовное совершенствование человека. 1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.
28. Проблема духовности в современном мире. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.
29. Проблема нравственной прочности человека, совести. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей
Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
30. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
31. Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме. Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.
32. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.
М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.
33. Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология). В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.
34. Проблема дружбы.1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.
2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).
3) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.
35. Проблема любви. Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.
Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.
А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.
Лирика Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.
36. Проблема ревности. Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.
37. Проблема выбора жизненного пути. 1. И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.
2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.
38. Проблема героизма, предательства. В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.
В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.
39. Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.
40. Проблема интеллигентности. Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.
Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.
А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.
41. Человек и война. Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.
42. Проблема одиночества человека в современной мире. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.
43. Проблема внутренней культуры человека. Внутренняя красота, красота души не зависит от внешней красоты человека. В произведении В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» главный герой Квазимодо имеет устрашающий вид, но как прекрасен его внутренний мир!
44. Проблема совести. Человеком чести, долга, совести был главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петруша Гринёв. «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»,- говорит он Пугачёву, находясь на волосок от смерти. Зато ничто не помешало Швабрину перейти на сторону врага. А ведь он такой же офицер.
45. Проблема сверхличности (эгоцентризма). Главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» не принадлежит к миру людей, он изгнан из рая, вынужден существовать между небом и землёй. Он уверен в своей исключительности и считает людей лишь средством, позволяющим прервать скуку.
46. Проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество). А.И.Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» открыто и смело рассказывает миру о том, как тоталитарное государство перемалывает своими жерновами то, что не хочет подчиняться.
47. Проблема семейных традиций. В автобиографической повести «Лето Господне» И.С.Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт вплетаются русские праздники – символ вечного движения жизни. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель идеалов святости, добра и красоты. Забвение традиций не принесёт России мира – такова основная мысль автора.
48. Проблема медиапространства. Телевидение может быть средством просвещения, но вместе с тем оно представляется и опасным средством. Сидя перед экраном телевизора, не перестаём удивляться «великому русскому языку». Это не язык Пушкина, Тургенева, Куприна… Сколькограмматических, стилистических ошибок! Обидно за русский язык. Как сказал Е.А.Евтушенко: «Звуча у Пушкина как девиз, язык наш корчится в тоске».
49. Проблема чести и бесчестия.
Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.
50. Любовь к родине.
Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.
Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю
51. Нравственные качества человека.
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.
51. Благодарность родителям.
Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.
52. Произведения, которые учат мужеству
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории .Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным. Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.
Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.
53. Сострадание и милосердие. Чуткость.
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
54. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ.
Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
55. .Проблема самоформирования.
В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.
Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.
56. Проблема понимания внутренней красоты.
Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.
57. Тема родительской любви.
А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне.
58.Человек и война.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.
59.Проблема зависимости человека от социальных сетей. «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» — таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои «Одиночества в сети» встречаются в интернет-чатах, рассказывают истории из своей жизни. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча... На мой взгляд, книга не о любви, а об одиночестве. «Виртуальная» любовь – это не любовь. Что, впрочем, доказано в конце книги главной героиней.