План-конспект мастер-класса по актерскому мастерству «Развитие актерской фантазии и воображения. тренинг актерской психотехники»
План-конспект мастер-класса
по актерскому мастерству
по образовательной программе
«Детская театральная студия»
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОЙ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ. ТРЕНИНГ АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АННОТАЦИЯ
В освоении актерской профессии важнейшую роль играет тренинг актерской психотехники. Как музыкант настраивает свой инструмент, так актер настраивает на работу свои "инструменты" - тело, голос, нервы, темперамент. Достоверное сценическое действие возможно лишь при условии безукоризненного владения всей палитрой своих психофизических данных. Неуклонное совершенствование этих данных, согласно системе К.Станиславского, составляет содержание раздела "работа актера над собой" и дает ему возможность органического существования на сцене вне зависимости от вдохновения. Одним из главных условий успеха такого тренинга является методика его проведения.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 07.10.2022
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 академических часа
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: 12 человек
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11-12 лет
ТИП МАСТЕР-КЛАССА: Комбинированное занятие-тренинг
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: развитие актерских способностей воспитанников театрального объединения посредством актерских упражнений, игровых и творческих заданий
ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
освоение основ актерского тренинга;
пополнение словарного запаса воспитанников основными понятиями и терминами, относящимися к театральному искусству
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
развитие личностно – творческих способностей;
развитие возможности эмоциональной сферы и умения выражать эмоции;
формирование способности к импровизации;
снятие внутренних зажимов
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
формирование навыков КТД;
воспитание культуры общения в коллективе, ответственного отношения к работе;
воспитание исполнительской и зрительской культуры
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Педагогические технологии театральной педагогики, развивающего, компетентностно-ориентированного образования, технологии творческой деятельности, этюдный метод
обобщение и систематизация знаний через игры и упражнения,
создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, нахождение ответа в окружающей действительности;
игровой прием выявления знаний театральной терминологии
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССА: индивидуальная, парная, групповая.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук с флэш-носителем, музыкальный центр.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Раскрытие творческого потенциала воспитанников, снятие барьеров и расширение собственных границ, свобода в телесном и эмоциональном самовыражении, повышение самооценки
СЦЕНАРНЫЙ ХОД: Путешествие на необитаемый остров. Позволяет связать упражнения и игровые задания в единый сюжет.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Всем добрый день! Какое у вас настроение, ребята? Чтобы это выяснить, предлагаю сыграть в игру «Вот такой я сегодня». Для этого выходим в круг и произносим фразу: «Вот такой я сегодня!». И, действием и мимикой, показываем свое настроение.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ВОТ ТАКОЙ Я СЕГОДНЯ!»
Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Цель упражнения: выявить настроение каждого ребёнка, установить доброжелательную атмосферу на занятии. Педагог первым выходит в круг и произносит фразу: «Вот такая я сегодня!»
Ну, что ж, настроение, вижу, у вас отличное. А у кого не очень – думаю, скоро изменится. Потому что, внимание, прямо сейчас мы отправляемся в путешествие на удивительный необитаемый остров. Для путешествия нам понадобятся дружная компания и отличное настроение! Попробуем выяснить, слаженная ли мы команда.
УПРАЖНЕНИЕ «ПО КОМАНДЕ «3-15»
Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Я буду показывать некоторое количество пальцев на одной руке или на двух. В тот же момент должны встать столько участников, сколько пальцев я покажу. Присесть они смогут только после того, как я покажу новое количество пальцев.
Молодцы, справились! Поэтому, улыбнитесь, сядьте поудобнее. Наш самолет к вылету готов! А вы готовы? Тогда вперед, я буду старшим пилотом. Выполняем упражнение «Самолет»
УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЕТ»
Первый участник выходит в круг и начинает свое действие, изображая самолет. Второй после секундного раздумья подстраивается к движению первого. Далее третий. Творческая цепочка продолжает действовать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. В процессе выполнения упражнения можно произносить разные звуки, подходящие по ситуации.
УПРАЖНЕНИЕ «ОПАСНАЯ ДОРОГА»
Выполняется в движении по кругу.
Вот мы и приземлились. На необитаемом острове нам следует тихо и незаметно пробраться через джунгли, чтобы не привлечь внимания хищных животных. Поэтому двигаться придется совершенно бесшумно. Мы проходим по топкому болоту. Идем по кочкам, след в след, чтобы не провалиться. Дальнейший наш путь – по заросшим джунглям, раздираем лианы руками и пробиваем проход топориками. А теперь нам предстоит пройти по тонкому бревну через бурлящую реку! Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.
Мы очень устали. Но идти предстоит долго. Мы должны научиться расслаблять и зажимать мышцы в движении.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ»
Выполняется в движении по кругу.
По моей команде вы напрягаете заданный мной участок тела: левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, поясницу, обе ноги, и, наконец, все тело. Напряжение сначала слабое, но постепенно нарастает до предела. В состоянии предельного напряжения вы продолжаете ходьбу в течение 15-20 секунд, затем по моей команде полностью сбрасываете напряжение, расслабляете напряжение тела полностью.
И вот, наконец, мы вышли к роскошному океану! Добрались в полном составе, без происшествий. Здесь мы остановимся и передохнем.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЗАГАДКИ-СИТУАЦИИ»
Выполняется на стульчиках. Цель: развитие креативного нестандартного мышления.
На необитаемом острове нам придется вскоре принимать непростые решения. Поэтому, пока отдыхаем, приведем в порядок мысли, потренируем ум и воображение. Я предложу вам ситуацию, которую необходимо прояснить. Вы попытаетесь восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и постараетесь ее разгадать. Для этого вы задаете мне вопросы, на которые получите ответы только «Да», «Нет», «Не имеет значения». На разгадывание следующей ситуации ведущим будет выбран кто-то из вас.
Примеры ситуаций. 1. От тщеславия она лишилась пищи (ворона)
2. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке (заноза)
УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕГРАММА»
Выполняется на стульчиках
Теперь, когда мысли приведены в порядок, нам следует отправить домой телеграмму с сообщением о том, что долетели, все хорошо и впечатления от острова просто восхитительные. Каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово:
океан;
пальма;
кокос;
солнце;
джунгли;
звери;
ноги и т. д.
У нас получилась замечательно содержательная телеграмма.
УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»
Цель: задания на взаимодействие, на расслабление-напряжение мышц. Выполняется попарно
На необитаемом острове пора разбить лагерь и подумать о ночлеге. А для этого требуется надуть надувные матрацы. Для выполнения этой задачи вам понадобится партнер, что станет замечательным способом для установления психологического контакта. На «кокосы-бананы» рассчитайсь! «Бананы» будут у нас сдутыми надувными матрацами, а «кокосы» станут их надувать. Давайте встанем лицом друг к другу и «накачаем» воображаемым насосом матрацы: ритмично наклоняясь вперед, произносить на выдохе долгое «С-С-С-С», «С-С-С-С», «С-С-С-С». Матрац потихоньку наполняется воздухом, его части распрямляются, выравниваются, пока он не напрягается настолько, что может лопнуть. Тогда матрац «сдувают», вынимая из него насос, и он «опадает». Партнеры меняются местами. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать партнера, понимать логику его движений.
УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЙ УЗЕЛ».
Выполняется, стоя в кругу
На необитаемом острове пора ставить палатки. Необходимо закрепить палатки настоящим морским узлом. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Но что-то пошло не так. Завязывая узел, мы запутали канаты. Один из вас попробует канаты распутать. По моей команде он отвернется, остальные одновременно запутываются, не разнимая рук. Задача – распутать сложный морской узел.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»
Выполняется, стоя в кругу
Теперь, когда мы разбили лагерь, можно поделиться друг с другом впечатленьями от необитаемого острова. Для обмена мнениями прошу всех встать. Но обмениваться впечатлениями будете не вы, а ваши части тела. Вместо вас говорят:
плечи – я горжусь, что я здесь;
спина – я очень устал;
нос – я чувствую какой то подозрительный запах;
палец – в ту сторону ходить не стоит;
глаза – где бы найти еду;
рот – я люблю бананы;
ухо – слышу пенье птицы.
УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА»
Предлагаю упражнение «Мини-истории для одного актера». Кто хочет попробовать? Задание – изобразить пластически и с помощью мимики мини-историю о жизни на нашем необитаемом острове. Остальные участники пытаются угадать.
ты пишешь письмо с острова домой: 1) тебе здесь нравится, 2) умоляешь забрать тебя отсюда;
тебе приходится кушать то, что не нравится.
УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ»
А теперь задание сразу для двух актеров! Кто желает? Ваша задача разыграть без слов мини-историю. Сюжет прост: На необитаемом острове вы вдвоем принимаете пищу. Один чем-то угощает, а другой кушать это не хочет, пытается выплюнуть пищу, пока первый отвернулся, или незаметно переложить обратно в тарелку первого и т.д. Задание для всех остальных – угадать, что же происходит.
И, наконец, задание для всей группы!
ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
Цель: развитие фантазии, воображения, креативного нестандартного мышления
Представим себе, что на берегу океана нами обнаружены обломки кораблекрушения: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка. Нашей задачей является найти применение этим предметам в нашей жизни на острове и представить презентацию этих предметов. Время на подготовку – 5 минут. Делимся на группы.
ОБЩИЙ ЭТЮД «ГРУППОВОЙ УЗОР»
Молодцы, с заданием справились! И все бы хорошо, но налетает ураган и начинается тропический ливень. Начинаем быстрое спонтанное движение по всему свободному пространству. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — с максимальной быстротой разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «три» — разбились на группы по три участникав группе, «пять» — в кратчайший срок разбились на пятерки.
Но вот ливень закончился. Выглянуло солнышко. Нам осталось только сделать фото на память о нашем путешествии.
ОБЩИЙ ЭТЮД «ФОТОГРАФИЯ»
Сейчас я выберу фотографа, который построит всех на одну общую фотографию, причем это могут быть не только люди, это могут быть экзотические животные, необычайные растения. В конце у нас должна получиться одна общая фотография под названием «Привет с необитаемого острова». А по моему хлопку фотография оживет.
РЕФЛЕКСИЯ
УПРАЖНЕНИЕ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»
Мы замечательно поработали сегодня! По театральной традиции актеров награждают аплодисментами. И тем они сильнее, чем более, по вашему мнению, актер их заслужил. В заключение занятия мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее. Я начну аплодировать, глядя на одного из участников и подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому мы будем аплодировать вдвоем с ним. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику, таким образом, аплодирует вся группа.
ИТОГ
Сегодня вы побывали на чудесном острове, попробовали себя в роли актёров, думаю, у нас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, – говорил К. С. Станиславский, – а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Желаю вам интересной работы и прекрасных творческих результатов!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Спб., 2020
Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.» М., , НИИ художественного воспитания,1990.
Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2013. - 42 с.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2020
Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2010.
Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2019.
https://studfile.net/preview/3827138/page:6/
.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна