План-конспект мастер-класса по актерскому мастерству «Развитие актерской фантазии и воображения. тренинг актерской психотехники»

19
4
Материал опубликован 21 November 2023 в группе

План-конспект мастер-класса

по актерскому мастерству

по образовательной программе

«Детская театральная студия»


ТЕМА: «РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОЙ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ. ТРЕНИНГ АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ»​​​​​​​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

В освоении актерской профессии важнейшую роль играет тренинг актерской психотехники. Как музыкант настраивает свой инструмент, так актер настраивает на работу свои "инструменты" - тело, голос, нервы, темперамент. Достоверное сценическое действие возможно лишь при условии безукоризненного владения всей палитрой своих психофизических данных. Неуклонное совершенствование этих данных, согласно системе К.Станиславского, составляет содержание раздела "работа актера над собой" и дает ему возможность органического существования на сцене вне зависимости от вдохновения. Одним из главных условий успеха такого тренинга является методика его проведения.


ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 07.10.2022

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 академических часа

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: 12 человек

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11-12 лет

ТИП МАСТЕР-КЛАССА: Комбинированное занятие-тренинг


ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: развитие актерских способностей воспитанников театрального объединения посредством актерских упражнений, игровых и творческих заданий


ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

освоение основ актерского тренинга;

пополнение словарного запаса воспитанников основными понятиями и терминами, относящимися к театральному искусству

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

развитие личностно – творческих способностей;

развитие возможности эмоциональной сферы и умения выражать эмоции;

формирование способности к импровизации;

снятие внутренних зажимов

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

формирование навыков КТД;

воспитание культуры общения в коллективе, ответственного отношения к работе;

воспитание исполнительской и зрительской культуры


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Педагогические технологии театральной педагогики, развивающего, компетентностно-ориентированного образования, технологии творческой деятельности, этюдный метод


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

обобщение и систематизация знаний через игры и упражнения,

создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, нахождение ответа в окружающей действительности;

игровой прием выявления знаний театральной терминологии


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССА: индивидуальная, парная, групповая.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук с флэш-носителем, музыкальный центр.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Раскрытие творческого потенциала воспитанников, снятие барьеров и расширение собственных границ, свобода в телесном и эмоциональном самовыражении, повышение самооценки


СЦЕНАРНЫЙ ХОД: Путешествие на необитаемый остров. Позволяет связать упражнения и игровые задания в единый сюжет.


ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Всем добрый день! Какое у вас настроение, ребята? Чтобы это выяснить, предлагаю сыграть в игру «Вот такой я сегодня». Для этого выходим в круг и произносим фразу: «Вот такой я сегодня!». И, действием и мимикой, показываем свое настроение.


ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ВОТ ТАКОЙ Я СЕГОДНЯ!»

Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Цель упражнения: выявить настроение каждого ребёнка, установить доброжелательную атмосферу на занятии. Педагог первым выходит в круг и произносит фразу: «Вот такая я сегодня!»
Ну, что ж, настроение, вижу, у вас отличное. А у кого не очень – думаю, скоро изменится. Потому что, внимание, прямо сейчас мы отправляемся в путешествие на удивительный необитаемый остров. Для путешествия нам понадобятся дружная компания и отличное настроение! Попробуем выяснить, слаженная ли мы команда.


УПРАЖНЕНИЕ «ПО КОМАНДЕ «3-15»

Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Я буду показывать некоторое количество пальцев на одной руке или на двух. В тот же момент должны встать столько участников, сколько пальцев я покажу. Присесть они смогут только после того, как я покажу новое количество пальцев.

Молодцы, справились! Поэтому, улыбнитесь, сядьте поудобнее. Наш самолет к вылету готов! А вы готовы? Тогда вперед, я буду старшим пилотом. Выполняем упражнение «Самолет»


УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЕТ»

Первый участник выходит в круг и начинает свое действие, изображая самолет. Второй после секундного раздумья подстраивается к движению первого. Далее третий. Творческая цепочка продолжает действовать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. В процессе выполнения упражнения можно произносить разные звуки, подходящие по ситуации.


УПРАЖНЕНИЕ «ОПАСНАЯ ДОРОГА»

Выполняется в движении по кругу.

Вот мы и приземлились. На необитаемом острове нам следует тихо и незаметно пробраться через джунгли, чтобы не привлечь внимания хищных животных. Поэтому двигаться придется совершенно бесшумно. Мы проходим по топкому болоту. Идем по кочкам, след в след, чтобы не провалиться. Дальнейший наш путь – по заросшим джунглям, раздираем лианы руками и пробиваем проход топориками. А теперь нам предстоит пройти по тонкому бревну через бурлящую реку! Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

Мы очень устали. Но идти предстоит долго. Мы должны научиться расслаблять и зажимать мышцы в движении.


УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ»

Выполняется в движении по кругу.
По моей команде вы напрягаете заданный мной участок тела: левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, поясницу, обе ноги, и, наконец, все тело. Напряжение сначала слабое, но постепенно нарастает до предела. В состоянии предельного напряжения вы продолжаете ходьбу в течение 15-20 секунд, затем по моей команде полностью сбрасываете напряжение, расслабляете напряжение тела полностью.


И вот, наконец, мы вышли к роскошному океану! Добрались в полном составе, без происшествий. Здесь мы остановимся и передохнем.


ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЗАГАДКИ-СИТУАЦИИ»

Выполняется на стульчиках. Цель: развитие креативного нестандартного мышления.

На необитаемом острове нам придется вскоре принимать непростые решения. Поэтому, пока отдыхаем, приведем в порядок мысли, потренируем ум и воображение. Я предложу вам ситуацию, которую необходимо прояснить. Вы попытаетесь восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и постараетесь ее разгадать. Для этого вы задаете мне вопросы, на которые получите ответы только «Да», «Нет», «Не имеет значения». На разгадывание следующей ситуации ведущим будет выбран кто-то из вас.

Примеры ситуаций. 1. От тщеславия она лишилась пищи  (ворона)

2. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке (заноза)


УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕГРАММА»

Выполняется на стульчиках

Теперь, когда мысли приведены в порядок, нам следует отправить домой телеграмму с сообщением о том, что долетели, все хорошо и впечатления от острова просто восхитительные. Каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово:

океан;

пальма;

кокос;

солнце;

джунгли;

звери;

ноги и т. д.

У нас получилась замечательно содержательная телеграмма.


УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»

Цель: задания на взаимодействие, на расслабление-напряжение мышц. Выполняется попарно

На необитаемом острове пора разбить лагерь и подумать о ночлеге. А для этого требуется надуть надувные матрацы. Для выполнения этой задачи вам понадобится партнер, что станет замечательным способом для установления психологического контакта. На «кокосы-бананы» рассчитайсь! «Бананы» будут у нас сдутыми надувными матрацами, а «кокосы» станут их надувать. Давайте встанем лицом друг к другу и «накачаем» воображаемым насосом матрацы: ритмично наклоняясь вперед, произносить на выдохе долгое «С-С-С-С», «С-С-С-С», «С-С-С-С». Матрац потихоньку наполняется воздухом, его части распрямляются, выравниваются, пока он не напрягается настолько, что может лопнуть. Тогда матрац «сдувают», вынимая из него насос, и он «опадает». Партнеры меняются местами. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать партнера, понимать логику его движений.


УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЙ УЗЕЛ».

Выполняется, стоя в кругу

На необитаемом острове пора ставить палатки. Необходимо закрепить палатки настоящим морским узлом. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Но что-то пошло не так. Завязывая узел, мы запутали канаты. Один из вас попробует канаты распутать. По моей команде он отвернется, остальные одновременно запутываются, не разнимая рук. Задача – распутать сложный морской узел.


УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»

Выполняется, стоя в кругу

Теперь, когда мы разбили лагерь, можно поделиться друг с другом впечатленьями от  необитаемого острова. Для обмена мнениями прошу всех встать. Но обмениваться впечатлениями будете не вы, а ваши части тела. Вместо вас говорят:

плечи – я горжусь, что я здесь;

спина – я очень устал;

нос – я чувствую какой то подозрительный запах;

палец – в ту сторону ходить не стоит;

глаза – где бы найти еду;

рот – я люблю бананы;

ухо – слышу пенье птицы.


УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА»
Предлагаю упражнение «Мини-истории для одного актера». Кто хочет попробовать? Задание – изобразить пластически и с помощью мимики мини-историю о жизни на нашем необитаемом острове. Остальные участники пытаются угадать.

ты пишешь письмо с острова домой: 1) тебе здесь нравится, 2) умоляешь забрать тебя отсюда;

тебе приходится кушать то, что не нравится.


УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ»
А теперь задание сразу для двух актеров! Кто желает? Ваша задача разыграть без слов мини-историю. Сюжет прост: На необитаемом острове вы вдвоем принимаете пищу. Один чем-то угощает, а другой кушать это не хочет, пытается выплюнуть пищу, пока первый отвернулся, или незаметно переложить обратно в тарелку первого и т.д. Задание для всех остальных – угадать, что же происходит.

И, наконец, задание для всей группы!


ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Цель: развитие фантазии, воображения, креативного нестандартного мышления

Представим себе, что на берегу океана нами обнаружены обломки кораблекрушения: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка. Нашей задачей является найти применение этим предметам в нашей жизни на острове и представить презентацию этих предметов. Время на подготовку – 5 минут. Делимся на группы.


ОБЩИЙ ЭТЮД «ГРУППОВОЙ УЗОР»
Молодцы, с заданием справились! И все бы хорошо, но налетает ураган и начинается тропический ливень. Начинаем быстрое спонтанное движение по всему свободному пространству. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — с максимальной быстротой разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «три» — разбились на группы по три участникав группе, «пять» — в кратчайший срок разбились на пятерки.

Но вот ливень закончился. Выглянуло солнышко. Нам осталось только сделать фото на память о нашем путешествии.


ОБЩИЙ ЭТЮД «ФОТОГРАФИЯ»

Сейчас я выберу фотографа, который построит всех на одну общую фотографию, причем это могут быть не только люди, это могут быть экзотические животные, необычайные растения. В конце у нас должна получиться одна общая фотография под названием «Привет с  необитаемого острова». А по моему хлопку фотография оживет.


РЕФЛЕКСИЯ

УПРАЖНЕНИЕ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»
Мы замечательно поработали сегодня! По театральной традиции актеров награждают аплодисментами. И тем они сильнее, чем более, по вашему мнению, актер их заслужил. В заключение занятия мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее. Я начну аплодировать, глядя на одного из участников и подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому мы будем аплодировать вдвоем с ним. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику, таким образом, аплодирует вся группа.


ИТОГ

Сегодня вы побывали на чудесном острове, попробовали себя в роли актёров, думаю, у нас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, – говорил К. С. Станиславский, – а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Желаю вам интересной работы и прекрасных творческих результатов!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Спб., 2020

Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.» М., , НИИ художественного воспитания,1990.

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2013. - 42 с.

Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2020

Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2010.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2019.

https://studfile.net/preview/3827138/page:6/




.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный мастер-класс! Всё чётко, понятно, доступно! Спасибо за ресурс, Ирина Геннадьевна!

22 November 2023

Благодарю за поддержку, Елена Владимировна! Ваша оценка очень значима для меня

22 November 2023

Благодарю Вас, Ирина Геннадьевна, за публикацию мастер-класса! Отличная разработка!

22 November 2023

Спасибо, Елена Владимировна, за внимание к разработке и положительный комментарий!

22 November 2023

Похожие публикации