ПМ 05. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
(ГПОАУ АМФЦПК)
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящемся покрытым электродом
(выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих)
КОД специальности:
22.02.06 Сварочное производство
г. Белогорск
2020
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство утвержденного приказом ФГОС № 360 от 21.04.2014г.
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение "Амурский много профессиональный центр профессиональных квалификаций" г. Белогорск ,Амурской области.
Разработчик:
Мотылева Виктория Сергеевна - преподаватель спецдисцеплин ГПОАУ АМФЦПК г. Белогорск, Амурской области.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………. | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………….. | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля……………………………………………………………………… | 8 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………. | 13 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)……………………………………………………………….. | 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по профессии рабочих, должностям служащих «Электрогазосварщик»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06Сварочное производство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по профессии «Электросварщик»
и соответствующих им профессиональных компетенций (ПК):
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
Выполнять сборку изделий под сварку.
Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и простых сварных металлоконструкций конструкций из углеродистых и конструкционных сталей.
Выполнять зачистку швов после сварки.
Выполнять , воздушно-дуговую резку металлов прямолинейной конфигурации.
Читать чертежи простых сварных металлоконструкций
Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно - техническими требованиями и требованиями охраны труда.
Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке при получении рабочей профессии «Электросварщик 3-го разряда» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
- выполнения сборки изделий под сварку;
- - выполнения ручной дуговой сварки простых узлов и деталей конструкций из конструкционных и углеродистых сталей;
- выполнения, воздушно-дуговой резки металлов прямолинейной конфигурации;
- чтения чертежей простых деталей и сварных металлоконструкций;
- организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда и пожарной безопасности;
- наплавления изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей;
- выполнения зачистки швов после сварки.
уметь:
- выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
выполнять сборку изделия под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
- выполнять технологические приёмы ручной дуговой сварки простых узлов и конструкций из конструкционных и углеродистых сталей в нижнем положении;
- выполнять дуговую , плазменную и прямолинейную резку на переносных, стационарных и плазморезательных машинах простых деталей по разметке;
- устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;
- читать рабочие чертежи простых сварных металлоконструкций;
- наплавлять дефекты в деталях, узлах и отливках средней сложности;
- зачищать швы после сварки.
знать:
- правила подготовки изделия под сварку;
- назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
- средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
- виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений
- виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
- типы разделки кромок под сварку;
- правила наложения прихваток;
- устройство обслуживаемых источников питания, электросварочных и плазморезательных машин, газосварочной аппаратуры;
- свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора;
марки и типы электродов;
- правила установки режимов сварки по заданным параметрам;
- особенности сварки на переменном и постоянном токе;
- основы электротехники в пределах выполняемой работы;
- процесс газовой резки конструкционной стали;
- правила чтения чертежей сварных конструкций, свариваемых сборочных единиц и механизмов;
- требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ;
- способы наплавки;
- материалы, применяемые для наплавки;
- требования к сварному шву;
- виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;
- строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;
- причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 831 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 507 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 338 часов;
лабораторно-практические занятия – 122 час;
лекции, уроков, семинаров – 216 часов.
курсовое проектирование – 0 часов.
Самостоятельное изучение –169 час.
учебной практики – 180 часов
производственное обучение 144 час.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по профессии «Электрогазосварщик» (ПМ.05), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 5.1. | Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке. |
ПК 5.3. | Выполнять сборку изделий под сварку. |
ПК 5.5. | Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и простых сварных металлоконструкций конструкций из углеродистых и конструкционных сталей. |
ПК 5.6. | Выполнять зачистку швов после сварки. |
ПК 5.7. | Выполнять , воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной конфигурации. |
ПК 5.8. | Читать чертежи простых сварных металлоконструкций |
ПК 5.9. | Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда. |
ПК 5.10. | Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная практика, часов | |||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
ПК 5.1.- ПК 5.9. ОК 1- ОК 6 ОК 8. ОК 9 | ПМ 05.01 Выполнение работ по профессии «Электросварщик» | 831 | 662 | 122 | | 169 | | 180- | 144- | |||
МДК. 05.01 | 507 | 338 | 122 | - | 169 | - | - | |||||
Учебная (производственное обучение) практика | | | | | | 180 | | |||||
Производственная практика | | | | | | | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.05 Выполнение работ по профессии «Электросварщик»
Тема 1.1. Технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами | Содержание | 25/16 | |
Введение. Понятие о сварки ее сущность. Основные виды сварки. Классификация видов сварки | 1 | 3 | |
Основные виды сварки. Классификация видов сварки | 1 | | |
Общие сведения о сталях и их свариваемости. | 2 | | |
Углеродистые и легированные стали | 2 | | |
Эквивалент свариваемости. | 1 | | |
Определение свариваемости | 1 | | |
Определение свариваемости по эквиваленту свариваемости. | 1 | | |
Металлургические и тепловые процессы при дуговой сварке плавлением. | 2 | 3 | |
Формирование сварного соединения. ЗТВ. | 1 | | |
Напряжения и деформации при сварке | 1 | | |
Сварочная проволока. Классификация. | 2 | 3 | |
Порошковая проволока | 1 | | |
Сварочные электроды и их классификация. | 2 | | |
Обозначение электродов | 2 | | |
Электродные покрытия. | 2 | 3 | |
Флюсы и защитные газы, применяемые при дуговой сварке | 3 | | |
Практические занятия | 16 | | |
Практическое занятие № 7. Влияние легирующих элементов на свариваемость сталей | 2 | | |
Практическое занятие № 6. Особенности сварки цветных металлов и их сплавов | 2 | | |
Практическое занятие № 5 Оценка свариваемости сталей. Формула углеродного эквивалента | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 4. Влияние легирующих элементов на свариваемость сталей | 2 | | |
Практическое занятие № 1. Параметры режима ручной дуговой сварки и выбор режима сварки. | 4 | 2 | |
Практическая работа № 3. Подсчет расхода сварочных материалов при ручной дуговой сварке. | 4 | 2 | |
Тема 1.2. Технология ручной дуговой сварки | Содержание | 58/38 | 2 |
Общие сведения об источниках питания дуги | 1 | | |
Трансформаторы. | 2 | 3 | |
Квалификационные требования к газосварщику | 2 | | |
Основные сведения о газовой сварке и резки металла | 2 | | |
Общие сведения: стали и сплавы, соединяемые газопламенной сваркой | 1 | | |
Условное обозначение стали, чугуна. | 1 | | |
Цветные металлы и сплавы. Медь и ее сплавы. | 1 | | |
Материалы для газопламенной обработки металла. | 1 | | |
Газы защитные, инертные и их смеси. | 1 | | |
Определение «режим сварки». | 2 | | |
Основные параметры режима ручной дуговой сварки | 3 | | |
Способы определения параметров режима сварки | 4 | | |
Табличный способ определения | 1 | | |
Графический способ определения | 1 | | |
Расчет режимов сварки | 2 | | |
Влияние параметров режимов сварки на форму шва. | 1 | | |
Влияния силы тока на форму и размеры шва. | 1 | | |
Влияния напряжения на форму и размер шва. | 2 | | |
Влияния скорости на форму и размер шва. | 2 | | |
Опытный способ определения параметров режима сварки | 3 | | |
Технология ручной дуговой сварки | 1 | | |
Выполнение стыковых швов в нижнем положении | 1 | | |
Технология выполнения швов в вертикальном положении | 2 | | |
Технология выполнения швов в горизонтальном положении | 2 | | |
Технология выполнения швов в потолочном положении | 2 | | |
Технология выполнения угловых швов | 1 | | |
Технология выполнения угловых швов в нижнем положении | 2 | | |
Технология выполнения угловых швов в вертикальном положении | 2 | | |
Технология выполнения угловых швов в горизонтальном положении | 2 | | |
Технология выполнения угловых швов в потолочном положении | 2 | | |
Техника сварки труб в поворотном положении | 3 | | |
Техника сварки труб в неповоротном положении | 4 | | |
| Практические занятия на тренажёре | 38 | |
| Практическое занятие №2 Отработка навыков зажигания дуги и поддерживания её горения | 4 | 3 |
Практическое занятие № 8 Отработка навыков техники сварки в нижнем положении стыковых швов | 4 | | |
Практическое занятие № 9 Отработка навыков техники сварки в нижнем положении угловых швов | 4 | | |
Практическое занятие №10 Отработка навыков техники сварки в вертикальном положении стыковых швов | 2 | | |
Практическое занятие № 11 Отработка навыков техники сварки в вертикальном положении угловых швов | 2 | | |
Практическое занятие №12 Отработка навыков техники сварки в вертикальном положении стыковых швов | 2 | | |
Практическое занятие № 13 Отработка навыков техники сварки в горизонтальном положении стыковых швов | 2 | | |
Практическое занятие № 14 Отработка навыков техники сварки в горизонтальном положении стыковых швов | 2 | | |
Практическое занятие №15 Отработка навыков техники сварки в горизонтальном положении угловых швов | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 16 Отработка навыков техники сварки в потолочном положении стыковых швов | 2 | 3 | |
Практическое занятие №17 Отработка навыков техники сварки в потолочном положении угловых швов | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 18 Отработка навыков техники сварки труб в поворотном положении. | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 19 Отработка навыков техники сварки труб в поворотном положении. | 2 | | |
Практическое занятие № 20 Отработка навыков техники сварки труб в неповоротном положении | 2 | | |
Практическое занятие № 21 Отработка навыков техники сварки труб в неповоротном положении | 2 | | |
Практическое занятие № 22 Отработка навыков техники сварки труб в неповоротном положении | 2 | | |
Тема 1.3. Особенности сварки цветных металлов и их сплавов | Содержание | 63/18 | |
Сварка углеродистых и легированных сталей | 4 | | |
Свойства и классификация сталей | 7 | | |
Группы свариваемости | 7 | | |
Технология ручной дуговой сварки углеродистых и легированных сталей | 1 | | |
Технология ручной дуговой сварки углеродистых сталей | 6 | | |
Техника и технология сварки конструкционных сталей | 2 | | |
Влияние легирующих элементов на свариваемость | 1 | | |
Особенности сварки цветных металлов и сплавов | 2 | | |
Сварка меди. Способы сварки | 1 | | |
Свариваемость меди | 2 | | |
Выбор режима сварки меди | 2 | | |
Сварка латуни. Особенности сварки бронзы | 2 | | |
Техника сварки бронзы | 2 | | |
Сварка алюминия. | 1 | | |
Свариваемость алюминия. | 2 | | |
Особенности подготовки алюминия к сварке. | 1 | | |
Выбор сварочных материалов. | 1 | | |
Техника сварки алюминия | 3 | 3 | |
Техника сварки сплавов. | 1 | | |
Сварка типовых сплавов | 1 | | |
Особенности сварки. | 1 | | |
Техника и технология сварки | 2 | | |
Основные требование безопасности труда. | 2 | | |
Ручная дуговая сварка чугуна | 1 | | |
Свойства и свариваемость чугуна. | 1 | | |
Способы сварки чугуна | 2 | | |
Материалы для сварки. | 2 | | |
Сварка чугуна без подогрева. | 1 | | |
Применение, технология | 1 | | |
Сварка чугуна с подогревом. | 1 | | |
Практические занятия | 18 | | |
Практическое занятие № 23 Влияние легирующих элементов на свариваемость сталей | 2 | | |
Практическое занятие № 24 Особенности сварки цветных металлов и их сплавов | 2 | | |
Практическое занятие № 25 «Выбор способа сварки деталей из бронзового сплава» | 2 | | |
Практическое занятие № 26 Выбор режима сварки титановых сплавов. | 2 | | |
Практическое занятие № 27«Выбор режима сварки медных деталей | 2 | | |
Практическое занятие № 28«Выбор способа сварки чугуна по заданным параметрам.» | 2 | | |
Практическое занятие № 29«Выбор режима холодной сварки чугуна с применением шпилек.» | 2 | | |
| Практическое занятие №30 «Выбор режима сварки алюминиевых деталей | 2 | |
Практическое занятие № 31 «Выбор режима сварки углеродистых сплавов | 2 | | |
Содержание | 48/24 | | |
Тема 1.4. Дуговая наплавка металлов | Общие сведения о наплавке | 1 | |
Сущность наплавки | 1 | | |
Способы наплавки электродом | 1 | | |
Характеристика наплавленного слоя | 1 | | |
Материалы для наплавки: электроды, флюсы. | 2 | | |
Материалы для наплавки: порошкообразные смеси | 2 | | |
Материалы для наплавки: твердые литые сплавы. | 2 | | |
Техника и технология наплавки различных поверхностей. | 1 | | |
Техника и технология наплавки различных поверхностей вращения. | 4 | | |
Техника и технология наплавки плоских поверхностей. | 5 | | |
Выбор режима наплавки поверхности. | 10 | | |
Техника удаление наплавкой раковин. | 2 | | |
Техника удаление наплавкой трещин и других дефектов в деталях. | 2 | | |
Техника и технология наплавки в деталях, узлах и отливках различной сложности | 2 | | |
Наплавка дефектов в черных и алюминиевых отливах под механическую обработку и пробное давление. | 6 | | |
Многослойная наплавка | 3 | | |
Наплавка специальными электродами. | 3 | | |
Лабораторные и практические работы | 24 | | |
Лабораторная работа № 1 Изучение способов наплавки | 4 | | |
| Практическая работа № 32. Выбор режима наплавки плоской поверхности пластинчатым электродом. | 4 | |
| Практическая работа № 33. Выбор режима наплавки цилиндрической поверхности плавящимся электродом | 4 | |
| Практическая работа № 34. Выбор режима наплавки цилиндрической поверхности не плавящимся электродом | 4 | |
| Практическая работа № 35. Выбор режима многослойной наплавки | 4 | |
| Лабораторная работа № 2 Изучение способов наплавки на цилиндрическую поверхность | 4 | |
Тема 1.5. Дуговая резка металлов | Содержание | 22/26 | |
Дуговые способы резки: сущность, назначение и область применения | 12 | 2 | |
Техника и технология ручной дуговой резки плавящимся электродом | 10 | 2 | |
| |||
Лабораторные и практические работы | 26 | | |
Лабораторная работа № 3 Изучение особенностей дуговой резки металлов | 3 | 3 | |
Лабораторная работа № 4 Изучение особенностей воздушно-дуговой резки металлов | 3 | 3 | |
Практическое занятие №36 Плазменная резка металла на заготовки | 4 | 3 | |
Практическое занятие №37 Резка кислородным копьём | 4 | 2 | |
Лабораторная работа № 5 Изучение особенностей плазменной резки металлов | 4 | 3 | |
Практическое занятие №38Разделительнаярезка металла плавящимся электродом | 4 | 3 | |
Практическое занятие №39 Резка неплавящимся электродом | 4 | 3 | |
Тематика домашних заданий Определить основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, и обозначение их на чертежах. Перечислить основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой. Назвать марки сварочных материалов, используемых для ручной дуговой сварки цветных металлов и сплавов. Перечислить критерии проверки сварочных материалов для ручной дуговой сварки. Изложить технику и технологию ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом различных деталей и конструкций в пространственных положениях сварного шва. Указать основные параметры режима ручной дуговой сварки. Перечислить оборудование сварочного поста ручной дуговой сварки. Установить этапы проверки работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. Сформулировать этапы настройки оборудования ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. Определить основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из цветных металлов и сплавов, и обозначение их на чертежах. Перечислить сварочные материалы для ручной дуговой сварки цветных металлов и сплавов. Изложить особенности сварки цветных металлов и сплавов. Перечислить марки сварочных материалов, используемых для дуговой наплавки металлов. Объяснить технику наплавки различных поверхностей. Установить марки сварочных материалов, используемых для дуговой резки металлов. Изложить технологию ручной дуговой резки плавящимся электродом. | | | |
Учебная практика Виды работ 1. Организация рабочего места и правила безопасности труда при ручной дуговой сварке, наплавке, резке плавящимся покрытым электродом (РД). 2. Комплектация сварочного поста РД. 3. Настройка оборудования для РД. 4. Зажигание сварочной дуги различными способами. 5. Подбор режимов РД углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов. 6. Подготовка под сварку деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов. 7. Сборка деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов с применением приспособлений и их прихватках. 8. Выполнение РД угловых швов пластин из углеродистой и конструкционной стали в различных положениях сварного шва. 9. Выполнение РД пластин из углеродистой и конструкционной стали в различных положениях сварного шва. 10. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистых и конструкционных сталей в различных положениях сварного шва. 11. Выполнение РД угловых швов пластин из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 12. Выполнение РД стыковых швов пластин из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 13. Выполнение РД кольцевых швов труб из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 14. Выполнение РД стыковых и угловых швов пластин толщиной 2-20мм из углеродистой стали в горизонтальном, вертикальном и потолочном положениях. 15. Выполнение РД кольцевых швов труб диаметром 25-250мм, с толщиной стенок 1,6-6мм из углеродистой стали в горизонтальном, вертикальном положениях. 16.Выполнение комплексной работы | 180 | | |
Производственная практика (концентрированная) Виды работ 1. Организация рабочего места и правила безопасности при ручной дуговой сварке (наплавке, резке) плавящимся покрытым электродом. 2. Чтение чертежей, схем, маршрутных и технологических карт. 3. Выполнение подготовки деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов под сварку. 4. Выполнение сборки деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов под сварку на прихватках и с применением сборочных приспособлений. 5. Выполнение РД угловых и стыковых швов пластин из углеродистой и конструкционной стали в различных положениях сварного шва 6. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистых и конструкционных сталей в различных положениях сварного шва. 7. Выполнение РД угловых швов пластин из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 8. Выполнение РД стыковых швов пластин из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 9. Выполнение РД кольцевых швов труб из цветных металлов и сплавов в различных положениях сварного шва. 10. Выполнение РД стыковых и угловых швов пластин из углеродистой стали в горизонтальном, вертикальном и потолочном положениях. 11. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистой стали в горизонтальном, вертикальном положениях. 12. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистой стали в наклонном положении под углом 450. 13. Выполнение дуговой резки листового металла различного профиля. 14. Выполнение ручной дуговой наплавки валиков на плоскую и цилиндрическую поверхность деталей в различных пространственных положениях сварного шва. Экзамен квалификационный/демонстрационный экзамен | 144 | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Схематическое изображение поперечного сечения шва по заданным параметрам, пользуясь конспектом занятий, учебной и специальной технической литературой. Выполнение тестовых заданий, составленных и предложенных преподавателем. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя Работа с Интернет ресурсами. Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Классификация основных способов и видов электрической сварки плавлением – Теоретические основы электрической сварки плавлением – Металлургические процессы при дуговой и электрошлаковой сварке – Сварочные напряжения и деформации – Технология электрической сварки плавления низкоуглеродистых сталей –. Технология электрической сварки плавления легированных сталей –. Особенности сварки пластмасс – Понятие о вольтамперной характеристике сварочной дуги – Система обозначения источников питания– Типы и устройство источников питания – Конструктивные элементы источников питания – | 169 | |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Теоретических основ сварки и резки металлов», «Технической графики», «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Лабораторий: «Материаловедения»; «Электротехники и автоматизации производства»;
Мастерских:
- сварочная;
- слесарная.
Спортивный комплекс:
- спортивный зал;
- стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
- актовый зал.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология и оборудование сварочного производства»:
Оборудование сварочного поста для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) металлов на 1 рабочее место (на группу 10 чел):
- -Источник питания дуги Kemppi -10 шт.
- сварочный стол;
- приспособления для сборки изделий;
- молоток-шлакоотделитель;
- разметчики (керн, чертилка);
- маркер для металла белый;
- маркер для металла черный.
Инструменты и принадлежности на 1 рабочее место (на группу 10 чел):
- угломер;
- линейка металлическая;
- зубило;
- напильник треугольный;
- напильник круглый;
- стальная линейка;
- пассатижи (плоскогубцы);
- штангенциркуль;
- комплект визуально-измерительного контроля (ВИК).
-магнитные угольники
Защитные средства на 1 обучающегося (на группу 10 чел):
- костюм сварщика (подшлемник, куртка, штаны);
- защитные очки;
- защитные ботинки;
- краги спилковые.
Дополнительное оборудование мастерской (полигона):
- столы металлические;
- стеллажи металлические;
- стеллаж для хранения металлических листов.
-
.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
Маслов В.И. Сварочные работы 2016 г 288 с.
Чернышов Г.Г. Технология сварки плавлением 2018 г 496 с.
Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. Образования -6-е изд., стер. – М.: Издательство «Академия», 2016. -320 с.
Геворкян В.Г. Основы сварочного дела: учебник.- М.: Высшая школа, 2018.- 239с.
Казаков Ю.В. Сварка и резка материалов: учебник. – М.: Стройиздат, 2018 г 240 с.
Банов М.Д. Технология и оборудование контактной сварки 2017 г 224 с.
Справочники:
Овчинников В.В. Справочник сварщика 2018г 273 с.
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М-020-2001)
Дополнительные источники:
Пособие сварщика иллюстрированного М. «СОУЭЛО»
Плакаты
Интернет-ресурсы:
Сварочный портал www.svarka.com
Информационный книжный портал www.infobook.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При изучении профессионального модуля применяются современные средства обучения в виде современных компьютерных программ. Методы обучения включают в себя информационное обеспечение, промежуточный контроль знаний и предполагают оптимальные сочетания лекций, практических занятий.
Изучение модуля базируется на предварительном изучении дисциплин обще профессионального цикла: «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Основы экономики организации», «Охрана труда», а также отдельных тем профессионального модуля ПМ.01 «Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций» специальности «Сварочное производство».
Требования к квалификации педагогических кадров, проводящих учебную практику:
При изучении профессионального модуля применяются современные средства обучения в виде современных компьютерных программ. Методы обучения включают в себя информационное обеспечение, промежуточный контроль знаний и предполагают оптимальные сочетания лекций, практических занятий.
Для руководства производственной практикой могут привлекаться:
дипломированные преподаватели общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профессионального модуля;
ведущие специалисты и руководители структурных подразделений машиностроительных предприятий.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов.«Технология сварочных работ», «Основное оборудование для производства сварных конструкций», «Основы расчета и проектирования сварных конструкций», «Основы проектирования технологических процессов», «Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций», «Основы организации и планирования производственных работ на сварочном участке».Мастера: наличие 5-6квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять слесарные операции при подготовке металла к сварке | Точность и полнота проведения подготовительных работ. 2. Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при выполнении подготовительных работ. 3. Соблюдение правил пожарной безопасности при выполнении подготовительных работ. | Контроль самостоятельного выполнения работ. Комплексный экзамен по модулю. |
Выполнять сборку деталей под сварку | Точность и полнота проведения сборочных работ: - порядок сборки - точность сборки - величину зазора - смещение кромок - непараллельность кромок 2. Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при выполнении сборочных работ. 3. Соблюдение правил пожарной безопасности при выполнении сборочных работ. | Контроль самостоятельного выполнения работ. Комплексный экзамен по модулю. |
Проводить ручную дуговую сварку простых деталей, узлов, конструкций | Знание видов сварочного оборудования, устройство и правила эксплуатации. Умение оборудовать сварочный пост. Знание основных технологических приемов сварки и наплавки сталей, чугунов и цветных металлов. | Контроль самостоятельного выполнения работ. Комплексный экзамен по модулю. |
Проводить ручную дуговую наплавку простых деталей, узлов, конструкций | Знание видов сварочного оборудования, устройство и правила эксплуатации. Умение оборудовать сварочный пост. Знание основных технологических приемов наплавки сталей, чугунов и цветных металлов плоских и цилиндрических поверхностей | Контроль самостоятельного выполнения работ. Комплексный экзамен по модулю. |
Выполнять ручную и плазменную прямолинейную и криволинейную резку в нижнем и вертикальном положении сварного шва металлом, а также простых и средней сложности деталей из углеродистых сталей по разметке вручную, на переносных стационарных и плазморезательных машинах; | Скорость и качество выполнения кислородной и плазменной прямолинейной и криволинейной резки в нижнем и вертикальном положении сварного шва металлом. | Контроль самостоятельного выполнения работ. Комплексный экзамен по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессиональной деятельности; систематическая и качественная подготовка к учебным занятиям; составление портфолио студента; участие в олимпиадах. конкурсах, конференциях | Наблюдение за ходомвыполнения и оценка результата практического задания. |
Организовывать собственную деятельность, определять методыи способы выполнения профессиональных задач, оценивать ихэффективность и качество. | применение методов научной организации труда; выбороптимальных методов и способов решения профессиональных задач по организации деятельности коллектива подразделения; самоанализ эффективности деятельности по управлению коллективом | |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения внестандартных ситуациях. | выбор оптимального способа решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях обоснование и аргументация действий в стандартных и нестандартных производственных ситуациях; принятие самостоятельного решения в условиях неопределенности при организации буровых работ; выборэффективной технологии урегулирования конфликтов при организации деятельности коллектива исполнителей; | |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,необходимой для постановки и решения профессиональных задач,профессионального и личностного развития. | определение информационной потребности в технологической, технической, экономической и правовой информации, формулировка информационного запроса; нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач по организации деятельности коллектива подразделения извлечение необходимой информации из выявленных информационных массивов; обработка полученной информации для использования в профессиональной деятельности; использование различных источников информации, включая электронные, для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; квалифицированный анализ полученной информации формулирование выводов на его основе | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | использование вычислительной техники для решения производственных задач; использование сети Интернет и ее возможностей для оперативного получения и обмена профессиональной информацией; выполнение расчетов технико-экономических показателей деятельности производственного подразделения с использованием прикладных компьютерных программ; применение компьютерных программ для составления и оформления производственной документации по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев | |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать сплочение,эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | позитивноевзаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения владение приемами установления психологического контакта с социальным окружением; использование форм поведения и осуществление деятельности, способствующей адаптации в трудовом коллективе; использование приемов эффективного общения в профессиональной деятельности и саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,организовывать и контролировать их работу с принятием на себяответственности за результат выполнения заданий. | применение методик мотивация деятельности подчиненных, использование принципов делового общения при организации производственных работ разработка предложений по системе мотивации, повышению эффективности работы, организации труда проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий создание условий эффективного общения в коллективе подчиненных | |
Самостоятельно определять задачи профессионального иличностного развития, заниматься самообразованием, осознаннопланировать повышение квалификации. | самоанализ и проектирование своей деятельности; проявление готовности к постоянному повышению профессионального мастерства; стремления к приобретению новых знаний; обладание устойчивым стремлением к самосовершенствованию; эффективная реализация в профессиональном и личном развитии участие в деловых играх, конкурсах профессионального мастерства, смотрах-конкурсах научно-технического творчества | |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | участие в учебно-исследовательской деятельности по профилю специальности обучение на курсах повышения квалификации профессиональное самообразование квалифицированныйанализ инноваций в нефтегазовой отрасли, экономической ситуации в стране | |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | владение умениями и навыками физического совершенствования; владение основами военной службы и обороны государства; применение профессиональных знаний в ходе выполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в экстремальных условиях военной службы | |