Методическая разработка занятия с детьми «По лесным тропинкам» (Формирование экологической культуры)
По лесным тропинкам
Цель: привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, содействие формированию у них экологической культуры.
Задачи:
– активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы,
– продолжить воспитывать бережное отношение к природе,
–формировать умение работать в команде.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в (Лес)
- Зачем мы идём в гости в лес? Совершенно верно! Чтобы услышать пение птиц, увидеть красивые лесные цветы, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса.
-Итак, в путь! Сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня. Учащиеся исполняют песню «Вместе весело шагать».
- Ой, у нас в лесу беда!
Пришёл в лес злой мальчишка,
Хулиган по имени Гришка.
Гришка по лесу бродит,
Страх на всех наводит,
Кустики ломает, гнёзда разоряет,
Всех птиц распугал,
Весь валежник раскидал.
-Поможем лесным жителям! Наведём в лесу порядок!
- Назовите птиц, которые живут в лесу.
Помогите ласточке, вороне, дятлу, утке, скворцу найти их жилища, ведь хулиган всех разогнал. ( Дети работают в группах, соединяют птицу и гнездо)
(Звучат голоса птиц)
- Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Давайте и мы с вами будем заботиться о здоровье леса.
- Хулиган Гришка много веток обломал, цветы на полянке вырвал, костёр разжёг и не потушил. Представьте себя на месте лесных жителей. Что же они чувствуют? Поиграем в игру «Представь себя...». (Каждая команда вытягивает задание)
• Представь себя молодой осинкой, у которой сломаны ветки. Что вы чувствуете? Расскажите.
• Представь себя букетом подснежников, выброшенных на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.
• Представь себя лесной речкой, берега которой сплошь завалены бутылками, консервными банками, полиэтиленовыми пакетами, осколками бутылок Что бы вы хотели сказать людям по этому поводу?
• Представь себя ёжиком, которого только что поймал мальчишка и хочет забрать домой. Каково ему? Расскажите.
- Если вырубить все деревья, к чему это может привести?
(Леса являются домом для множества растений и животных, многие из которых являются уникальными и находятся на грани вымирания. Леса являются главным источником древесины, которая используется для производства мебели, строительных материалов и других товаров. Леса играют важную роль в поглощении углекислого газа. Леса – это лёгкие планеты.)
Физкультминутка.
- А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть.
Эй, ребята, с мест вставайте,
И со мною поиграйте.
Кто там снёс в гнезде яичко? Птичка, птичка! (Взмахи руками)
Что ж нагнемся, поглядим, (Приседают)
Мы семейству навредим! (Грозят пальцем)
Кто забрался под кусточек?
Кто свернулся там в клубочек? (Приседают)
Нет ни головы, ни ножек, Кто, ребята, это? Ежик!
Забирай его, ребята!
Брать зверей домой не надо! (Грозят пальцем)
Лес его родимый дом,
Жить ему полезней в нем!
Вижу впереди поляну, Мимо проходить не стану.
К солнцу повернув листочки, Распрямивши стебелечки,
Небывалой красоты распустились здесь… Цветы (Повороты туловища, вправо, влево).
Краше в целом свете нет, Собирайте их в букет! (Грозят пальцем)
Мы такого не позволим, Лучше им цвести на воле!
- Вот мы подошли к старому дубу, в котором живёт сова. Нам предстоит решить задачки тётушки Совы.
Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).
Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)
Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).
- Как вы думаете, почему именно Сова предложила вам такие задания?
(Сову считают мудрой птицей из-за особенного строения головы. В отличие от остальных птиц, глаза у совы расположены не по бокам, а впереди, при этом перья формируют лицевой диск. Получается, что у совы «лицо», как у человека, да ещё и в очках (умное) — потому ей и приписали особенный, человеческий разум. Вот почему сову зовут "мудрой" птицей.)
- Ребята, а что нужно всем обитателям леса для жизни?
(Чистый воздух, вода, солнце, почва и наша любовь.)
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Соберите пазлы и сформулируйте правила друзей природы.
- Ребята, что бы вы посоветовали хулигану Гришке?
- Михаил Пришвин писал «Охранять природу – значит охранять Родину!» И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты. Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила. Это несложные правила. Но если их выполнять, то каждый из вас сможет помочь природе, сохранить жизнь растениям, насекомым, птицам и зверям.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Приложение