Подготовка к ГИА - 9 учащихся задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, в условиях инклюзивного обучения.

2
0
Материал опубликован 1 October 2023


В 2012 Россия утвердила на законодательном уровне конвенцию о правах инвалидов. Первые же инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце 1980 годов. 

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тема инклюзии актуальна, поскольку число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек. Большая часть из них обучается в обычных общеобразовательных школах по адаптированной программе, которая разрабатывается, исходя из специфики ситуации. 


Учащийся переходит на адаптированную программу обучения по заявлению законных представителей после прохождения комиссии ПМПК. Ребенок, обучающийся по адаптированной программе, также сдает экзамены в упрощенной форме. 

Что касается прохождения ГИА, учащийся вправе выбрать, каким образом будет проходить аттестацию. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, и ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право проходить аттестацию на общих основаниях, то есть сдавать ОГЭ, либо выбрать формат государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 


Что же из себя представляет ГВЭ по русскому языку? С учётом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития разным группам учащихся будут предложены разные виды экзаменационных материалов. 


Для лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, рекомендована форма сдачи экзамена в виде сжатого или подробного изложения с творческим заданием или сочинения по выбору выпускника. Учителю русского языка и литературы, которому предстоит готовить к экзаменам учащегося или учащихся с ОВЗ, следует как можно раньше (в конце восьмого-начале девятого класса), ориентируясь на индивидуальные характеристики обучающегося, обсудить с ним стратегию сдачи экзамена, выбрать предпочтительный вид работы (изложение или сочинение) и далее готовить учащегося именно к нему. Изложение, как форма работы с опорой на текст, является более удобным для работы вариантом. 


Как организовать работу по подготовке к экзамену по русскому языку учащихся с ОВЗ? 

Совершенно очевидно, что учащимся с ОВЗ требуются дополнительные консультации, желательно организовать их не реже, чем раз в неделю.  Если таких детей в классе несколько, можно приглашать их вместе, либо проводить консультации для всех детей с ОВЗ в параллели. 

Целесообразно на консультациях проработать все имеющиеся в базе ФИПИ тексты тренировочных работ. Восприятие текста следует организовать наиболее удобным, предпочтительным для ребенка способом (чтение или слушание). Впрочем, если ребенок выбирает слушание, то после первичного восприятия текста (по завершении которого учитель помогает учащемуся сформулировать и записать тему и основную мысль текста),  следует предложить ему распечатанный вариант того же текста и предложить выделить три группы слов: 

а) слова, смысл которых непонятен;

б) ключевые слова, необходимые для составления плана текста; 

в) слова, написание которых может вызвать затруднение. 

Слова первой группы учащийся прорабатывает самостоятельно, пользуясь словарями, под контролем учителя. После прояснения смысла слов можно предложить учащемуся составить несколько словосочетаний, предложений с данным словом. 

Слова третьей группы учащийся записывает в словарик либо проводит другую работу по заучиванию данных слов, на усмотрение учителя. 

Опираясь на слова второй группы (после проведения словарной работы в нее можно добавить и некоторые слова из первой) учащийся составляет вопросный либо тезисный план текста. 

При подготовке учащегося к выполнению творческого задания (ответа на проблемный вопрос) важно не только обучить ребенка формулировать собственную позицию по данному вопросу, но и дать ему эффективные инструменты построения текста. 

Следует составить с учащимся словарик фраз и предложений, которые помогут ему начать и закончить собственный текст, обеспечить смысловую и логическую целостность высказывания. Учитель может предложить готовые шаблоны текста или на первых занятиях проработать с учащимся несколько готовых текстов, выделяя там клише, которые затем ребенок выпишет в свой словарик. 

Анализ и проработка готовых текстов - примеров, при которых ребенок видит и задание, аналогичное экзаменационному, и готовый продукт - текст, является очень эффективным приемом, поскольку помогает учащемуся увидеть, что именно от него требуется.  

Большую роль играет психологическая подготовка учащихся. Ребенок должен быть хорошо знаком не только с тем, какие задания ему придется выполнять, но и с самой процедурой проведения экзамена. Необходимо обсудить с каждым из учащихся, возможно даже в присутствии родителей, как будет проходить экзамен; отдельно отработать процедуру заполнения бланков. 

При согласии и готовности родителей - подключить школьного психолога, организовать консультации по психологической подготовке к экзаменам.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации