Подготовка творческой визитки про соловецких юнг
Подготовка творческого номера
в рамках конкурса «Костёр Дружбы»
областного финала военно-спортивной игры «Зарница»
на тему «Мы первую Любовь узнали позже, чем первое ранению в бою», посвященного 80-летию создания Соловецкой Школы Юнг
Разработка педагога-организатора
ГБОУ АО «Архангельский морской
кадетский корпус имени
Адмирала Флота Советского Союза
Н.Г. Кузнецова»
Ведерниковой А.Р.
Дата: май 2022г.
ИДЕЯ: в далёком – прошлом Юнга… ныне Ветеран Великой Отечественной Войны, «идёт навстречу» своей Военной Юности – перед его взором вновь открываются Белое море, Соловецкие острова и … бесконечно много воспоминаний, которые подарила ему Школа Юнгов Северного Флота…
В композиции сделан акцент на важные моменты, которыми была наполнена Жизнь тех совсем юных…вчерашних Мальчишек, которые взрослели и мужали в грозный для Родины час.
Это, прежде всего, ВЫБОР, который каждый из них сделал, оказавшись в начале сложного… а порой очень страшного Пути - несомненно, Выбор сильных.
Это взаимоотношения Юнг с Отцами – Командирами, которые для многих из Них стали Родными Людьми.
Не по годам сложная учебная программа, которой пришлось покориться невероятному Желанию Мальчишек выполнять свой Сыновий долг перед Отчизной.
Грусть… тоска по своим Близким, живым и погибшим… особая – неподвластная времени и обстоятельствам связь с любящим Материнским Сердцем.
Это сияющая в этих мальчишках Юность - особый Свет, который не погасить войне…
… Конечно они романтики, которым по возрасту положено быть мечтательными. А мечтали они о добром Будущем - о том, как будут жить счастливо после Победы… создавать Семьи, рожать Детей.
И всё ЭТО … на фоне БЕСКОНЕЧНОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ.
При написании сценария использовались цитаты из книги Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», прошедшего школу Юнгов; материалы фильма «Юнга Северного Флота» Владимира Рогового, в основу которого легли реальные события - замечательные эпизоды есть в этой киноленте, некоторые из которых мы показали в нашем творческом номере. Стихотворение, звучащее в постановке, также принадлежит Ветерану- Юнге, Юрию Зайцеву.
Благодаря различным интернет – ресурсам был сделан тематический фото-видеоряд и музыкальное оформление, создающие нужную атмосферу на протяжении всей постановки.
В съёмке видеоролика участвовал Педагог корпуса (в роли Юнги – Ветерана) – такое решение было принято для наиболее реалистичного воплощения Встречи Мудрости с Юностью.
Особое внимание было уделено выбору места съёмки – снимали ролик в кабинете морской практики, где представлены различные атрибуты для изучения морского дела. Локацию доработали, украсили – создана была не только атмосфера, необходимая для раскрытия темы выступления, но и подчеркнули то, что «Мы помним! Мы гордимся!» теми юными Героями… их подвигами – что Они украсили нашу Жизнь Миром!
Сам процесс съёмки был затруднён тем, что по положению не допускалось использование монтажа - видео должно было быть отснято от начала до конца. При таком раскладе требуется грамотный подход к выбору позиции(ий), с которой(ых) нужно осуществлять съёмку, к содержимому кадра (наличие чего допустимо, а что портит общую картину), как лучше продемонстрировать смену эпизодов внутри одного выступления.
Также стоит отметить, что в мероприятиях такого плана (военно- спортивной направленности), каких очень много в сфере кадетского образования, команду, чаще всего, выбирают по физическим показателям ребят, по знаниям определённых дисциплин – не у всех детей лежит Душа к театральному Искусству, а кто-то и вовсе не знаком с Творческим процессом… но от этого работать ещё интереснее- ведь как говорится …
«Учитель… Профессия – Птица,
Прекраснее её не сыскать.
С какою другой Работой сравнится
Ребячьи Сердца зажигать?!...»
Сценарий творческого номера
конкурса «Костёр Дружбы»
областного финала военно-спортивной игры «Зарница»
«Мы первую Любовь узнали позже, чем первое ранению в бою…»
Участники: 7 кадет (5 мальчиков, 2 девочки), 1 педагог.
Место съёмки: кабинет морской практики.
Локации: основная (экран (фото-видео ряд - в соответствии с эпизодом)), кабинет командира, учебный класс в Школе Юнгов.
Сценические костюмы, реквизит: бескозырки («Школа Юнгов ВМФ», красная звёздочка); кадетская форма; формы лейтенанта, капитана 3 ранга; девичьи платья; плакаты «Выбор», «Беззаботная Юность», «Родина-Мать», «Во имя Мира»; плакат «Присяга»; атрибуты для изучения морского дела; тетради, ручки, карандаши; элементы для украшения локаций.
Техническое оснащение: компьютер, колонки, проектор, фотоаппарат.
ВСТУПЛЕНИЕ (эмоциональное присоединение)
Видеоряд на заднем плане (Белое море, о. Соловки,
бегущие по берегу моря Юнги…)
Юнга (Ветеран) «идёт навстречу» своей Юности (Ветеран мальчишка Юнга) со словами:
«… Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса…»
Юнга (Ветеран), глядя на экран (охваченный невероятной Ностальгией – желая «обнять» всё происходящее), читает стихотворение:
«Здравствуй, море Белое… пенное,
Серый камень, морская трава!
Здравствуй, Юность Моя Военная…
Соловецкие острова!»
Юнга (Ветеран) «обнимает» Юность (кадета, вышедшего навстречу (из-за экрана), садится за парту и вспоминает:
Эх… Память – память…
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сценка 1 «Выбор»
Плакаты (с одной стороны «БЕЗЗАБОТНАЯ ЮНОСТЬ»,
с другой «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ» и «ВО ИМЯ МИРА»)
Будущий Юнга делает свой единственный правильный Выбор (берёт табличку «Выбор» и становится к плакатам «Родина-Мать», «Во имя Мира»)
Видеоряд на заднем плане
(фрагменты из будней Школы Юнгов Северного Флота)
Мальчишка Юнга: «… Счастливы Люди, Юность которых пронеслась в разгуле волн, на шатких корабельных палубах. В море Юность быстрее, чем на берегу, смыкается с ожесточенным в борьбе Мужеством. С высоких мостиков кораблей юноши зорче оглядывают горизонты своей Жизни… Флот смолоду приучает к Дисциплине, Выносливости, умению терпеть и ждать, к Ответственности – за каждое слово, каждый жест.»
Сценка 2 «Дезертиры»
Показывается фрагмент из фильма «Юнга Северного Флота» (два Юнги (В. Хантырин и А. Будайло) на плоту пытаются уплыть на войну - скорее защищать Родину – их «побег» обнаруживает главный старшина:
«…- Эй… Грести надо!
- А я чё?
- А ты спишь на ходу. Придёт буксир с почты – пошлют вокруг острова… нам с тобой ам…
- А может оно и лучше, чем с мокрыми ногами плыть, Бог знает куда.
- Сдрейфил … Деревня!
- Грубый ты человек, Хантырин!
- Вернитесь! Я приказываю вернуться!!!
- Всё… выследил.
- Под трибунал отдам! Вернитесь! Дезертиры!
- Ну я ему сейчас отвечу (семафорная азбука):
«Дезертиры отсиживаются в тылу, а мы на фронт!»… »
Диалог юнг с Лейтенантом уже в кабинете Командира:
- От Вас, Будайло, не ожидал. Ну а с Вами, Хантырин, у нас будет особый разговор.
- Не будет у нас с Вами разговора, товарищ Лейтенант. Наказать Вы меня можете, а разговаривать нам с Вами не о чем. Вы по – своему думаете, а я по – своему. Я фашистов всё - равно душить буду. Зубами… Вы иначе думаете, а то Вы были бы не здесь, а на фронте…
- Быть может, Вы и правы … Идите на занятия, ребята.
Лейтенант отдаёт рапорт Капитану 3 ранга:
- Товарищ капитан 3 ранга, я прошу отправить меня на действующий флот, потому что считаю, Мальчишкам вообще не место на фронте.
- На глазах этих Детей фашисты убивали их Матерей, близких. Они хотят драться и мстить. И у них на это не меньше прав, чем у Вас, Лейтенант.
Я не стану игнорировать Ваше желание, но скажите, за каждого Мальчишку, убитого… из-за того, что он не смог, не знал иль не сумел сделать того, чему мы не научили его здесь, Вас не замучает Совесть?... Подумайте, Вы свободны.
Капитан 3 ранга беседует с юнгами:
- Человек замерзает в водах Белого Моря через полчаса… Насмерть!!
И течения тут сильные. Грести на плоту против них – гиблое дело.
Вот Вы моряками себя зовёте, а про Море то и не знаете ничего. И так позориться… Учиться надо, ребятки!
ЗВУК РЫНДЫ
Юнги: УУУВОООЛЬНЕЕЕЕНИИИЕЕЕ!!!!
Сценка 3 «Увольнение… Романтика… Мечты…»
Видеоряд тематический
Юнги бегут в увольнение (поют):
Не боюсь я ничего на белом Свете…
Но конечно, не считая старшины.
Танец (две пары (мальчики, девочки) танцуют, поют), двое ребят на заднем плане беседуют:
«Синеглазка, не смотри, что лет мне мало -
С Уважением вспоминай о Морячке:
Я бандитского фашиста – адмирала
Приведу к Тебе, как рыбку на крючке.»
Диалог ребят:
- А знаешь, как вернусь домой, женюсь!
- Чего?
- А что… И Детей нарожаю много – много.
Чтобы все мои Родные, которые погибли, снова жили!
А Доченьку Танечкой назову… как была Мама.
ЗВУК РЫНДЫ
Видеоряд тематический
Сценка 4 «Мама» (ребята, глядя на экран, маршируют (идут к манящим Душу, кадрам … поют – останавливаются, смотря на изображение Мамы… склоняют головы):
«Часто мирные снятся сны-
Мама добрая и справедливая...
А какая была Ты красивая,
Молодая - до самой войны…»
ЗВУК ВЗРЫВА
Лейтенант: Кругооом… (юнги увернулись от взрыва)
Сценка 5 «Присяга»
Видеоряд тематический
Юнги принимают Присягу:
«…Мы клянемся отдать все силы, отдать Жизнь, если надо, за Свободу и Независимость нашей Родины…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видеоряд тематический
Юнга (Ветеран) подходит к ребятам:
«… С тех пор прошло немало лет… Но до сих пор я иногда думаю о себе, как о Юнге. Это высокое и почётное Звание даёт мне право быть вечно молодым...».
Все вместе: «Юнгам Флота не угрожает старость.»
Исполняется фрагмент песни «Юнгам Северного Флота»
(Ансамбль «Северное Сияние») - отдельные фразы обыгрываются движениями:
«… Не смотри, что безусый,
Что сгущенку люблю -
В корабельных искусах
Я не меньше рублю.
А в Мальчишеском тельце
Есть морская Душа
И огромное Сердце,
что мешают дышать!
Вот такая кручина
Нам досталась с тобой-
стать в пятнадцать Мужчиной -
и за Родину в бой!
Стать в пятнадцать Мужчиной -
и за Родину в бой!»
Все вместе: «Если есть Мальчик, готовый не уйти с пылающей палубы, значит Флоту быть!»