Подгрупповое логопедическое занятие с обучающимися 2 класса с нарушением интеллекта на тему «Автоматизация звука [л] в словах»
Подгрупповое логопедическое занятие с обучающимися 2 класса с нарушением интеллекта.
Тема: Автоматизация звука Л в словах.
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, Закреплять умение образовывать множественное число имени существительного
Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, совершенствовать грамматический строй речи.
Закреплять умение находить место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Ход работы:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
Давайте поприветствуем друг друга улыбками.
И прежде чем мы начнем наше занятие давайте вспомним нашу речёвку.
– Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Говорим мы чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно!!!
- А чтобы говорить красиво, чётко и внятно мы с вами сделаем разминку для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
«Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
«Иголочка» Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
«Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
-Отлично, а сейчас посмотрите, у вас на партах лежат рукавички, а зачем нам нужны рукавицы зимой? На ваших рукавичках лежит «снежок» (вата), давайте подуем на него так, чтобы «снежок» слетел с нашей рукавички. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. Дыхательная гимнастика.
- Молодцы, теперь мы с вами готовы к занятию и можем начинать.
2. Основной этап.
Сообщение темы занятия.
-Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (ласточка)
-Какой звук в слове ЛАСТОЧКА первый?
-А сейчас посмотрите на эту картинку (дятел), какой звук в слове ДЯТЕЛ последний? Правильно звук Л. А какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы произносим звук Л губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка, голос звенит (рука на горле). Повторите вместе со мной: Л-л-л-л-л. Молодцы!
-Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, правильно произносить его в словах.
- У вас на партах лежат красные конверты, откройте их, в конверте картинки, давайте назовем предметы на картинках. (лак, ладонь, лампа, лавка, ложка, лужа, лупа, лыжник). Упражнение называется «Один-много», назовите множественное число тех предметов, которые у вас на картинках. Отлично!
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить Динамическую паузу, но перед тем как мы выйдем из-за парт, напомните мне пожалуйста, какое время года у нас на улице? Зима, поэтому и физминутка у нас с вами будет зимняя.
- Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
- Вот мы немного и отдохнули, пусть теперь отдохнут и наши глазки.
Гимнастика для глаз. Внимательно следите за снежинкой.
Мы снежинку увидали – со снежинкою играли.
(Учитель-логопед берёт снежинку в руку, дети фокусируют на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить взглядом).
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево).
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
(Поднимать снежинку вверх и вниз).
- А сейчас давайте продолжим наше занятие, посмотрите на доску, на картинках изображены предметы, давайте правильно назовём их. (полка, пенал, бокал, пчела, кукла, футболка, палка, яблоко).
- Представьте, что мы попали в страну маленьких гномов и все эти предметы стали очень маленькими. Следующее упражнение так и называется: «Большой-маленький». Давайте назовём эти предметы, как будто они совсем маленькие.
Отлично! А сейчас, я предлагаю вам поиграть с нашими ладошками и пальчиками, для этого нам нужны наши колючие мячики Су-Джок.
«Ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
- Молодцы!
-Посмотрите, у вас на партах ещё один конверт, какого он цвета? (синего).
-Откройте его. А в этом конверте у нас картинки с предметами и схемы, где наш звук спрятался в начале, в середине или в конце слова, наша с вами задача соединить стрелками картинку с подходящей схемой, но сначала давайте назовём, какие предметы у нас на картинках.
-Вы отлично справились, давайте проверим.
3. Заключительный этап.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали? Какой это звук? Я хочу вас похвалить, вы сегодня очень хорошо поработали.