Учебно-методические материалы «Поликультурное образование на уроках географии»
Поликультурное образование на уроках географии.
Власова Ирина Анатольевна
учитель географии
Предмет «География» представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Поэтому уроки географии дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания школьников, которое стало особенно актуальным в современном многоликом мире.
Предлагаю возможные варианты поликультурного воспитания на уроках географии.
Тема «Великие географические открытия» (на уроках в 6, 7 и 8 классах). При изучении тем об открытии Земли, о географическом положении материков и России, обязательно включаю рассказ о роли и значении великих географических открытий и наших выдающихся соотечественников, и зарубежных исследователей, которые ценой мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своих стран, но и всей Земли. Они служили на благо своих стран и всего человечества. Учащиеся и сами с большим интересом готовят выступления о жизни и открытиях великих путешественников (Х.Колумб и Ф. Магеллан, Р.Амундсен и Р. Скотт, С.Дежнев, В.Беринг, Н.Пржевальский и многие другие выдающиеся люди). Их имена увековечены на географических картах - географические объекты, названные именами исследователей и путешественников (что может стать также и темой различных проектов учащихся).
Тема «Движения земной коры» (6-7 класс). В ходе объяснения последствий землетрясений в разных точках Земли, обращаю внимание на то, как многие правительства разных стран мира и простые граждане приходят на помощь пострадавшим людям, оказывают им посильную помощь и выражают искреннее сочувствие. Природные катастрофы происходят не только в результате движения земной коры, много существует фактов и наводнениях, тайфунах, цунами, оползнях и т.д., на этих уроках также можно обратиться к примерам взаимопомощи других стран друг другу.
Тема «Население и страны регионов мира» (7,11 класс) дает самую благоприятную почву для знакомства с различными народами мира, их традициями, обычаями, вероисповеданием, а так же и рассказывают об истории этого этноса. Так, например, в теме «Население Южной Америки», «Население Северной Америки» (7 класс), рассказывая о национальном составе Нового света, конечно, останавливаемся на таком бесчеловечном факте, как завоз рабов с Африки на работу на плантациях сахарного тростника и кофе, но борьба прогрессивного человечества с этим негативным явлением завершилась победой. В настоящее время положение негритянского населения в США значительно улучшилось.
Тема «Историко-культурные районы мира» (7 класс) – как нельз лучше показывает и различия районов по кульутрному признаку, и , конечно, их своеобразие, уникальность и ценность в мировой культуре, что это нельзя забыть, потерять, уничтожить.
В курсе «География материков и океанов» рассматривается вопрос «Жилища народов мира». Где мы можем укрыться от непогоды? Где согреемся в морозы и укроемся от дождя или летнего зноя? Где мы всегда находим приют? Где мы проводим значительную часть своей жизни? Да это наш дом. В курсе 7 класса при изучении населения разных стран и материков есть огромные возможности для поликультурного воспитания на примере изучения жилищ различных народов. В курсе географии 8-9 классов можно активизировать внимание на жилищах коренных народов населяющих Россию.
Практически на всех уроках курса географии в 8-9 классах можно проводить поликультурное воспитание учащихся. Причём как эпизодически, среди выполнения других целей и задач, так и потратив на это весь урок или внеклассное мероприятие.
Путешествия по городам России.
Путешествия по городам Центральной России, Европейского Юга, Уральского района, Поволжья и т. д. . Формы проведения могут быть самые разнообразные : урок-конференция, урок-презентация проектов, урок-защита рефератов. Обычно учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов об истории, достопримечательностях и современной жизни городов.
Путешествие по Золотому Кольцу России.
Многоликая Россия – тема «Население России» 8-9 классы. Изучаем обряды и обычаи разных народов России.
Урок или внеклассное мероприятие «Народные промыслы народов России» посвящается знакомству и изучению традиционных промыслов разных народов, так как понимание природы, истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через это знакомство.
«Миграции и Трудовые ресурсы России» (9 класс). При рассмотрении темы поднимаются острые вопросы причин и последствий миграции разных видов. Что такое трудовая миграция, ее причины и последствия?
Изучение темы «Влияние международных отношений на формирование политической карты мира» 10 класс. Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты «Горячие точки планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы.
10. Изучение темы «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе. Для решения этих проблем требуется объединение усилий всего человечества.
Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определенного поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность.
Воспитание толерантности возможно на следующем учебном материале.
Раздел, в котором рассматривается понятие толерантности. | Тема урока. | Ожидаемые конечные результаты. | |
7 класс | “ Народы и страны материков”. Привить уважение и интерес к традициям быта разных народов и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности. | 2. Население и политическая карта Африки (Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Евразии). | В результате ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями. Созданы условия для воспитания толерантности. |
8 класс | “Население России”. Признание и уважение культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран. | Этнический, языковой и религиозный состав населения. | Созданы условия для понимания важности толерантного отношения к представителям различных наций и национальностей. На примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России. |
9 класс | “Хозяйство экономических районов России”. Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества. | 1. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока. |
Развиты навыки межкультурного общения. |
10-11 класс | “ Население мира”. Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям, обычаям, культуре других народов. | 1. Население как предмет изучения социально – экономической географии (численность, религиозный состав, воспроизводство населения, состав населения, размещение и миграции). 2. Международная экономическая интеграция. 3. Геополитическое положение стран мира “Горячие точки планеты”. | Знакомство с мировыми религиями. Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий. Создание активной гражданской позиции молодёжи. |
10-11 класс | “Население Зарубежной Европы” (и других регионов мира). Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. | 1. Зарубежная Европа. Политическая карта и международные отношения. 2. Субрегионы 3. Зарубежной Азия. Население, особенности воспроизводства, “Демографический взрыв” 4. Глобальные проблемы человечества. | В результате знакомства с причинами конфликтов и их последствиями у учащихся возникает желание найти способ прекращения конфликта, и они часто предлагают свои варианты для этого. Во время диалога они становятся на разные стороны участников конфликтов и активно ищут правильный ответ. Это развивает терпимость к разным мнениям на одни и те же события, а значит толерантность. |
За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география, будучи наукой гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой.