Портфолио самостоятельной работы
М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И науки Самарской области
государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПОРТФОЛИО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Разработчик: ВОЛОДИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА
Место работы: ФКП ОУ №117 ФСИН РОССИИ
Самара, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование документов | Стр. |
Модуль 1 «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» | 3 | |
1. | План индивидуально - воспитательной работы | 4 |
2. | Учебный план | 15 |
3. | План учебного занятия. | 17 |
Модуль 2 «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» | 20 | |
1. | Схема «Отрасли педагогики». | 21 |
2. | Примеры интеллектуального поведения животных и «животного» поведения людей. | 26 |
3. | Примеры сознательного и несознательного поведения обучающихся. | 30 |
4. | Перечень субъективных способов активного управления восприятием студентов на своих уроках. | 32 |
5. | Аспекты индивидуального стиля педагогической деятельности. | 36 |
6. | Оценка уровня развития коллектива студенческой группы, список неформальных лидеров, референтных лиц конкретных обучающихся (3-х человек). | 39 |
7. | Банк идей для творческого проектирования на своих занятиях | 40 |
Модуль 3 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» | 41 | |
1. | Рефлексия на тему «Соответствует ли используемая мной методика обучения критериям технологичности?» | 42 |
2. | Развивающее задание по УД/МДК/ПМ. | 44 |
3. | Средства письменного инструктирования: графические алгоритмы действий (в виде блок-схем) – 2 шт. | 45 |
4. | Модульная структура преподаваемой учебной дисциплины, КДЦ – ко всей дисциплине, ИДЦ - к каждому модулю, ЧДЦ и задания - к одному учебному элементу. | 47 |
5. | Банк проблем по УД/МДК/ПМ. | 50 |
6. | Дифференцированные задания (3 шт.). | 54 |
7. | Вопросы для эвристической беседы. | 55 |
МОДУЛЬ 1 «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Создание условий для профессионального самоопределения, становления, гармоничного развития личности и реализации ее творческого потенциала, современную организацию системы дополнительного образования.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Формирование у студентов положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда, успешного овладения основными принципами профессионализации.
2.Подготовка студентов к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить:
развитие познавательного интереса студентов , уверенности в значимости высокого уровня знаний;
совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
воспитание гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества;
формирование понимания студента своего места в жизни, в семье, своего предназначения;
сплочение группы в единый, дружный коллектив.
4.Развитие творческой деятельности, как особой сферы жизнедеятельности колледжа.
5.Создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся в духе толерантности.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Классный час: «Экстремизму и терроризму - НЕТ». | 11 сентября | |
Духовно - нравственное воспитание | - Знакомство с Уставом (правилами поведения) колледжа. -Участие в проведении торжественной линейки, посвященной началу учебного года. | 1 сентября | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия в овощной цех Викторина « Знатоки своей профессии» | 11 сентября 29 сентября | |
Спортивно оздоровительное воспитание | Привлечение студентов группы в посещение кружков, секций. Участие в Марафоне «За здоровый образ жизни» Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | В течение месяца 19 сентября В течение месяца | |
Октябрь
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Беседы о нашей родине, взаимоотношении со старшим поколением. | 2 октября | |
Духовно - нравственное воспитание | -Участие в подготовке концерта, посвященному дню Учителя. - Классный час « Как научиться владеть собой» | 5 октября 12 октября | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия в мясной цех Викторина « Кулинарный эрудит» | 09 октября 30 октября | |
Спортивно оздоровительное воспитание | - Участие в спортивных соревнованиях колледжа, среди подразделений: * День здоровья; * Осенний кросс. - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | 11 октября В течение месяца | |
Ноябрь
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - 4 ноября День народного единства (классный час) | 03 ноября | |
Нравственно эстетическое воспитание | - Беседы со студентами о вреде курения, о правилах поведения в общественных местах. - Классный час « Научи свое сердце добру» | 24 ноября 01 ноября | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия в рыбный цех | 20 ноября | |
Физкультурно – оздоровительное воспитание | - Мероприятия, посвящённые Международному дню отказа от курения. - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | 16 ноября В течение месяца | |
Декабрь
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Проведение Всемирного дня борьбы со СПИДом. День Конституции России: выпуск газеты; классный час; | 1 декабря 12 декабря | |
Нравственно эстетическое воспитание | - Организация студентов для участия в трудовых, благотворительных акциях, десантах: «Уютный колледж». - Посещение театра им.Горького | В течение месяца 10 декабря | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия на молокозавод | 25 декабря | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Проведение бесед и занятий по мерам безопасности на льду и оказанию помощи пострадавшим - Беседы по ТБ на новогодних праздниках - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | в течение месяца Последняя неделя В течение месяца | |
Январь
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | Экскурсии в музей, к историческим местам города | 26 января | |
Духовно - нравственное воспитание | - Классный час «Поведение в конфликтной ситуации» -Организация студентов для участия в трудовых, благотворительных акциях, десантах: «Спешите делать добро» | 13 января в течение месяца | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия в кондитерский цех | 20 января | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | Проведение классного часа о здоровом образе жизни: «Рациональное питание и физиологические основы его организации» - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | Первая неделя месяца в течение месяца | |
Февраль
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Классный час «День защитника Отечества» - Тематические линейки Презентация исторической газеты | 22 февраля Третья неделя | |
Духовно - нравственное воспитание | - Классный час «О вреде сквернословия». - Участие в фотовыставке «Зимняя сказка». - Участие в общем мероприятии колледжа, посвященное Масленице. | 27 февраля в течение месяца С 12 по 18 февраля | |
Профессионально-трудовое направление | - Круглый стол «Профессионализм. Что это такое?» | 16 февраля | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Участие в общественном спортивно-тематическом мероприятии колледжа «А ну-ка парни!» - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | Последняя неделя в течение месяца | |
Март
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Классные часы, посвящённые Дню воссоединения Крыма с Россией. | 19 марта | |
Духовно - нравственное воспитание | - Участие в подготовке и проведении праздничного концерта посвященного Международному женскому дню 8 Марта. - Районная фотовыставка «Вдохновляйся весна! | 7 марта 17 марта | |
Профессионально-трудовое направление | - Презентация специальности «Повар-кондитер». | 23 марта | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Классный час «Наркомания и токсикомания». Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | Первая неделя В течение месяца | |
Апрель
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | Классный час «День Космонавтики» | Вторая неделя месяца | |
Духовно - нравственное воспитание | День космонавтики: Участие в конкурсе газет и презентаций. | Вторая неделя месяца | |
Профессионально-трудовое направление | - Участие в субботниках, акциях по благоустройству территории колледжа, района. | В течение месяца | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Индивидуальные беседы со студентами по теме: «Влияние оздоровительной культуры на организм». - Классный час «Как уберечь себя от туберкулеза» - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | В течение месяца 24 апреля В течение месяца | |
Май
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | - Тематические классные часы, посвященные 73 годовщине Победы в ВОВ. - Акция «Георгиевская ленточка». | 7 мая 1-9 мая | |
Духовно - нравственное воспитание | - Участие в общем мероприятии колледжа, посвященное Дню Победы. - Экскурсии в музей. | 9 мая в течение месяца | |
Профессионально-трудовое направление | - Организация дежурства в столовой, группе. | 10 мая | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы - «Учебная тревога. Эвакуация» - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | 5 мая 14 мая в течение месяца | |
Июнь
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Отметка о выполнении |
Гражданско патриотическое воспитание | Классный час: «День памяти и скорби» | 22 июня | |
Духовно - нравственное воспитание | - Посещения театра оперы и балета | 10 июня | |
Профессионально-трудовое направление | Экскурсия на ООО « Русский хлеб» | 10 мая | |
Физкультурно - оздоровительное воспитание | - Организация студентов для многодневного туристического похода - Рейды в общежитие с целью улучшения санитарного состояния проживания студентов. | 09 июня 5 июня | |
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
По заданию №1:
Молодые люди, отправляющиеся в длительную экспедицию на необитаемый остров
№ п/п | Наименование дисциплин | Общее количество часов | В том числе | Форма контроля | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Физическая подготовка | 40 | 10 | 30 | ДЗ |
2 | Основы безопасности жизнедеятельности | 40 | 20 | 20 | Э |
3 | Растениеводство | 40 | 20 | 20 | ДЗ |
4 | Животноводство | 40 | 20 | 20 | ДЗ |
5 | Охота и рыбалка | 40 | 20 | 20 | ДЗ |
6 | Технология приготовления пищи | 40 | 20 | 20 | ДЗ |
7 | Технология возведения жилья в природных условиях | 40 | 20 | 20 | ДЗ |
8 | Психология | 20 | 10 | 10 | ДЗ |
| ИТОГО | 300 | 140 | 160 | |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
По заданию №2:
Космонавты, улетающие на космическую станцию в составе интернационального экипажа
№ п/п | Наименование дисциплин | Общее количество часов | В том числе | Форма контроля | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Астрология | 40 | 30 | 10 | ДЗ |
2 | Астрофизика | 40 | 30 | 10 | ДЗ |
3 | Космология | 20 | 14 | 6 | ДЗ |
4 | Технические системы корабля | 60 | 30 | 30 | Э |
5 | Основы безопасности жизнедеятельности | 30 | 15 | 15 | ДЗ |
6 | Английский язык | 40 | 30 | 10 | ДЗ |
7 | Физическая подготовка | 50 | 10 | 40 | ДЗ |
8 | Психология | 20 | 10 | 10 | ДЗ |
| ИТОГО | 300 | 169 | 131 | |
3. ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(комбинированный урок)
Наименование учебной дисциплины, МДК | Технология обработки сырья и приготовления блюд |
Преподаватель | Володина Марина Викторовна |
Тема учебного занятия | Тема № 5 «Технология приготовления супов» Тема урока №5.3 «Приготовление рассольника ленинградского» |
Тип учебного занятия | Урок освоения трудовых приемов и операций |
Цель учебного занятия | -усвоить термины, относящиеся к приготовлению супов, и их классификацию; - сформировать практические навыки по организации рабочих мест в суповом отделении горячего цеха; - изучить последовательность выполнения технологических операций при приготовлении супов; - научиться работе с нормативно-технологической документацией, определению вкусовых качеств, оформлению блюд, соблюдению правил подачи, условий хранения и сроков реализации; - воспитать у обучающихся культуру поведения за столом. |
Задачи учебного занятия | |
обучающие | формирование системы умений по осуществлению полного технологического цикла приготовления рассольника ленинградского |
развивающие | освоение репродуктивных умений комплексного планирования профессиональных действий, выбора наиболее рационального их сочетания и чередования с учетом вида работы |
воспитательные | формирование ответственного отношения к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умения работать в бригаде |
Используемые педагогические технологии | обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Формы и методы организации учебной деятельности студентов | Словесные методы – объяснение материала Наглядные методы- показ последовательности выполнения технологических операций по приготовлению рассольника Практические методы - выполнение обучающимися рабочих приемов перед группой |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет) | - |
Дидактический, раздаточный материал | - презентация «Приготовление рассольника ленинградского» - сборник рецептур блюд и кулинарных изделий - карточки логического мышления - инструкционная карта по технике безопасности при использовании электроплиты - таблица контроля усвоения навыков профессиональной деятельности - инструкционно-технологическая карта по приготовлению рассольника ленинградского - эталон (образец) готового рассольника |
Технические средства (обеспечение учебного занятия) | Необходимое оборудование – электроплита, стол производственный, весы, холодильное оборудование. Инвентарь, инструменты, посуда - кастрюли емкостью 5 л., сковорода, шумовка, дуршлаг, разделочные доски, поварские ножи, ступка, разливательные и столовые ложки, суповые миски. Сырье – мясокостный бульон (кости говяжьи, мясо говядина), крупа перловая, морковь, лук репчатый, маргарин столовый, соленые огурцы, огуречный рассол, сметана, зелень, соль, черный молотый перец, лавровый лист |
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Описание этапов занятия, видов деятельности | Планируемое время |
Организационный момент: Проверка наличия обучающихся по списку (отметка отсутствующих на занятиях), готовности обучающихся к уроку, доведение темы и цели урока | 2-3 мин | |
Актуализация знаний. Умений/ проверка домашней работы Опрос обучающихся по пройденному материалу предыдущего занятия: а) какая последовательность технологических операций при приготовлении щей из свежей капусты и борща украинского? б) какие требования предъявляются к качеству щей из свежей капусты и борща украинского? | 5-7 мин | |
Изучение нового материала 1..Показать последовательность технологических операций рассольника ленинградского. 2. Рассказать об особенностях приготовления рассольника ленинградского. 3. Рассказать о требованиях, предъявляемых к внешнему виду, консистенции рассольника ленинградского. 4. Рассказать о правилах подачи рассольника ленинградского. 5. Рассказать о сроках хранения рассольника ленинградского. | 20 мин | |
Закрепление знаний и умений: Предложить обучающимся повторить рабочие приемы перед группой. | 7-8 мин | |
Выводы, обобщения/рефлексия: Анализ урока, оценка знаний обучающихся | 2-3 мин | |
Домашнее задание (самостоятельная внеаудиторная работа) Изучение конспекта по теме «Технология приготовления рассольника ленинградского». | 2-3 мин |
МОДУЛЬ 2 «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. СХЕМА «ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ»
Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:
- во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,
- во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление.
Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).
1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».
Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.
Общая психология – изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.
2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.
№ | Название отрасли | Её характеристика |
1. | Социальная психология | - Изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших и малых социальных группах, в том числе и особенности делового общения. |
2. | Психология труда | - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология; 2) авиационная психология; 3) космическая психология и др. |
3. | Экономическая психология | - отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. |
4. | Юридическая психология | - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная; 4) правовая психология. |
5. | Возрастная психология | - особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности |
6. | Педагогическая психология | - имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. |
7. | Инженерная психология | - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. |
8. | Авиационная, космическая психология | - отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности |
9. | Психофизиология | - изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей. |
10. | Дифференциальная психология | - изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий. |
11. | Военная психология | - исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д. |
12. | Психология рекламы | -изучает механизм ее воздействия на мозг человека, а также на особенности восприятия людьми отдельных выразительных средств — текста, изображения, цвета, графического оформления и т. д. |
13. | Зоопсихология | - раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. |
14. | Психосоматика | - направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. |
15. | Психология творчества | - раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей. |
16. | Исправительная психология | - область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях (интеллектуальные и личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях, психические состояния, вызываемые лишением свободы, методы воспитания положительного отношения к труду, формирование установки на исправление). |
17. | Организационная психология | - то раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Конечной целью применения организационной психологии является повышение производительности труда и удовлетворённости работой в различных организациях. В рамках этой дисциплины изучается очень широкий круг тем, а именно: стили управления, подбор персонала, мотивация персонала, обучение персонала, и другие. |
Дело в том, что рисовать классическую блок-схему не рационально. Почти все отрасли психологии пересекаются между собой, а значит, схема должна содержать добрую сотню стрелок. В данном случае, лучше использовать таблицу, в которой всё просто и понятно.
2. ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И «ЖИВОТНОГО» ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ:
Сложные формы поведения, отражающие ситуацию в целом, а также ее межпредметные связи, что позволяет животному удовлетворять жизненные потребности без предварительных проб и ошибок путем озарения (инсайта), обходить препятствия, находить новые способы решения двухфазных задач, предварительно готовиться к их осуществлению. Тем не менее интеллектуальное поведение животного не выходит за рамки биологических потребностей, а их действия, как правило, ограничиваются пределами наглядной ситуации.
«ЖИВОТНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ: ИНСТИНКТЫ, РЕФЛЕКСЫ, НАУЧЕНИЕ:
Рефлексы: Более специфичные и точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов (нервные образования, реагирующие на раздражители) или органов чувств, появившиеся с развитием нервной системы. Само название термина подчеркивает, что деятельность нервной системы является «отраженной», т.е. осуществляемой в ответ на воздействия из внешней или внутренней среды.
Инстинкты: врожденные, неизменяемые, генетически закрепленные формы психического отражения, реагирования и поведения, одинаковые у особей определенного вида, врожденный алгоритм реакций в ответ на строго определенные внешние или внутренние раздражители. Значение инстинктов для особи заключается в том, что они помогают обеспечивать наиболее важные для жизни функции: пищевые, защитные, репродуктивные, миграционные. Несмотря на то, что инстинкты постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям, они реализуются в тесном взаимодействии с процессами научения, навыками, памятью.
Научение, навыки, память: относительно устойчивое индивидуальное приспособление к среде обитания, т.е. приобретение прижизненного опыта путем проб и ошибок за счет предметного восприятия. Тем не менее, этот процесс совершается на инстинктивной основе. В результате в поведенческом акте содержатся как генетически фиксированные (на основе инстинкта), так и индивидуально-изменчивые, приобретенные (на основе научения) компоненты. Основной формой научения называются НАВЫКИ, изменчивость и вариативность которых возрастает с повышением общего уровня организации животного.
Яркими примерами, демонстрирующими последствия развития ребенка вне человеческого общества и общения, являются дети, воспитанные животными.
№ | Примеры интеллектуального поведения животных | Примеры «животного» поведения детей |
1. | - Около клетки с обезьяной лежит банан — ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод. | - Ребенок пробует все предметы на вкус, но особенно стремится подбирать все с земли. |
2. | - Шимпанзе Рафаэль был вывезен в парк и выпущен на плот, находившийся в центре озера. На соседнем плоту, на расстоянии трех-четырех метров от первого, находилась пища. Обезьяна была очень голодна, но не могла овладеть пищей обычным для нее путем, так как этому мешало разделяющее плоты водное пространство. В этих необычных условиях шимпанзе изобрел новый для него способ достать пищу: увидев на плоту длинный бамбуковый шест, он осторожно уперся им в дно озера рядом со своим плотом, затем некоторое время как бы примеривался к прыжку, оттолкнул шест в сторону второго плота, а когда шест наклонился, быстро взобрался по нему и спрыгнул на плот, на котором находилась пища. В другом случае, когда расстояние между плотами оказалось таким, что его трудно было преодолеть с помощью прыжка, шимпанзе после нескольких попыток перебросил шест со своего плота на другой плот, установив таким образом своеобразный мост, и впервые в жизни прошел по мостику, переброшенному через водную преграду. | - У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Макаки, воспитанные на макетах матерей с длинными хвостами, вырастали более смелыми и общительными, чем воспитанные на макетах с короткими хвостами или вовсе без хвостов, потому что имели больше возможностей обследовать мир. Миллионы лет у всех гоминид нет хвоста, а инстинкт цепляться за хвост сохранился. Ребенок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери. ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытою шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет — игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность — успокоить себя контактом с матерью — остается на всю жизнь. И хватается руками за шерсть, которая всегда под руками, — за собственные волосы. |
3. | Шимпанзе проявил способность решать и еще более трудные интеллектуальные задачи. Когда шест, с помощью которого он со своего плота переходил на другой, оказался короче обычного, а шест необходимой длины находился на третьем плоту, шимпанзе решал промежуточные задачи: с помощью короткого шеста он перепрыгнул на третий плот, взял находящийся на нем длинный шест, возвратился на свой плот и только тогда с помощью принесенного длинного шеста перешел на плот с пищей. Если третий плот очень удален, шимпанзе догадывался воспользоваться лодкой, чтобы добраться до этого плота и взять находящийся на нем шест требуемой длины. | |
4. | - У крыс есть четкая иерархия. Кроме вожака и подчиненных, есть в крысином обществе и так называемые «разведчики». Благодаря этому все усилия человечества в изобретении хитроумных мышеловок и крысиных ядов сводятся на нет. «Назначенные» вожаком «смертники» идут в разведку и пробуют отравленные приманки. Приняв сигнал SOS, остальные члены крысиной стаи перестают обращать внимание на ядовитые продукты. А «камикадзе» сидят в своих норах и пьют воду, пытаясь промыть себе желудок. Точно так же обстоит дело и с ловушками. Если крысы заметят своего сородича в капкане, то стая тут же уйдет из опасного места. | |
5. | - Слоны очень глубоко переживают потерю кого-либо из стада. Они могут собираться возле мертвого тела на протяжении нескольких дней. Зафиксированы случаи «похорон», когда слоны прикрывали своих умерших товарищей слоем растительности. | |
3. ПРИМЕРЫ СОЗНАТЕЛЬНОГО И НЕСОЗНАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В психологии сознание понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном отражении объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в формировании у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
В современной психологии под бессознательным понимают совокупность психических явлений (мыслей, образов, влечений), которые трудно или невозможно сделать сознательными. Поэтому человек, как правило, не отдает себе отчета о влиянии этих явлений.
Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи. В бессознательном пласте психики невозможен произвольный целенаправленный контроль за совершаемыми действиями и оценка их результатов.
№ | Примеры сознательного поведения обучающихся | Примеры бессознательного поведения обучающихся |
1. | Упражнение тренировка | Бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае - букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки. |
2. | Запоминание при постановке определенных задач при многократном повторении заучивание | непроизвольное запоминание информации не цели запомнить, но связно с интересами и потребностями ученика |
3. | Запоминание при постановке определенных задач при многократном повторении заучивание | непроизвольное запоминание информации не цели запомнить, но связно с интересами и потребностями ученика |
4. | Производятся причинно-следственные связи, пространственно- временные ориентиры | Не производятся причинно-следственные связи, пространственно- временные ориентиры |
5. | Проявляется в желаниях, намерениях, потребностях и др., которые сознаются субъектом | Проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях, которые не осознаются субъектом |
6. | Отделяет себя от объекта | Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании |
7. | Одновременность | Последовательность |
8. | Прогноз | Озарение |
4. ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕМ СТУДЕНТОВ НА СВОИХ УРОКАХ
Для активизации познавательной деятельности студентов я использую традиционные методы обучения с применением таких приемов:
как постановка вопроса при изложении материала,
включение в него отдельных практических упражнений,
включение ситуационных задач,
обращение к наглядным и техническим средствам обучения,
побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.
Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Обычные этапы учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, учебная дискуссия, демонстрация учебных фильмов и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину. Восприятие- наглядно-образное отражение действительности.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несуществующих. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание, движение глаз/рассматривание) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования – первые годы жизни и дошкольный возраст.
Закономерность объективного восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.
Восприятие обладает такими свойствами, как:
Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Восприятие формируется в процессе практической деятельности, то есть восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть (например, люди, которым вернули зрение, видят мир расплывчато).
Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное воздействие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариационную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию.
Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих
ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность (категориальность) восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия проявляется преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими. Например, даже чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака и т.д.). И только психические больные воспринимают случайные чернильные пятна как таковые.
Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации.
Восприятие всегда часть определенной деятельности. Поэтому оно активно в своей сущности.
Предметность. Благодаря предметности субъект может полагаться на свои образы и адекватно вести себя в тех или иных предметных ситуациях. Предметность – это свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Для управления восприятием необходимо прежде всего четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект из общего фона (предметов, текста).
Восприятие - сложный психический процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью. Воспринимаемый объект (предмет, понятие, закономерность) обозначается научным термином и включается в систему уже известных знаний, сопоставляется с другими объектами в каком-либо отношении. Объект восприятия подвергается анализу: выделяются отдельные части, элементы,
признаки, свойства. Для управления процессами анализа и синтеза можно использовать различные схемы, рисунки, графики.
Способы активного управления восприятием обучающихся на занятиях.
1. Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках мной используются наглядные средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления обучающихся, пробуждает творческое воображение.
2. Выделение главных и отличительных особенностей.
3. Изображение или описание чего-либо в упрощенном и обобщенном виде, в графической форме.
4. Эмоциональное подкрепление воспринимаемых образов.
5. Установление пространственных, временных, причинных связях.
6. Использовать опыт обучающихся.
7. Активизировать деятельность всех необходимых для усвоения информации анализаторов.
5. АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальный стиль педагогической деятельности – характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессиональные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха.
В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях. Так, в ситуациях с повышенными требованиями к темпу и ритму деятельности педагог с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому.
В тех же объективных условиях учитель инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям.
В процессе педагогической деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, он заблаговременно вырабатывает профессиональные заготовки, усиливающие его слабые места, поэтому даже в ситуации цейтнота он сохраняет равновесие и уверенность.
Стиль педагогической деятельности – это интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. Стиль
педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности. Т.е., эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей.
Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Результаты обследования моего индивидуального стиля педагогической деятельности по методике А.М. Марковой и А.Я. Никоновой выявили преобладание рассуждающе-методичного стиля (РМС). В своей педагогической деятельности я ориентируюсь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, в тоже время проявляю консервативность, опираюсь на традиционные средств и способы педагогической деятельности.
Положительными особенностями данного стиля являются: высокий уровень методичностью, внимательное отношение к уровню знаний всех обучающихся, высокая требовательность. Однако данный стиль имеет и ряд недостатков: трудности в удержании и поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности обучающихся.
В результате у обучающихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с невысоким уровнем интереса к изучаемому предмету.
С целью совершенствования стиля педагогической деятельности мне необходимо:
- шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния обучающихся в конечном счете зависят и результаты их обучения;
- расширять свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий.
6. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ, СПИСОК НЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ, РЕФЕРЕТНЫХ ЛИЦ КОНКРЕТНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Моя учебная группа состоит из 20 человек, все обучающиеся мужчины. Возрастной состав группы колеблется от 25 до 50 лет. Специальность: повар. Формальный лидер (староста) Иванов Владимир возраст 35 лет.
Коллектив находится на первой стадии формирования (Песчаная россыпь.) т.к. каждый его член имеет только личные цели, не имеет направления движения и устоявшихся контактов с другими участниками. Нет общего единства и общих целей, но всех членов коллектива объединяет учебная деятельность. Руководитель учебной группы управляет коллективом путем административного ресурса и прямых указаний. Идет формирование актива, устанавливаются определенные связи и отношения между членами коллектива. Требования исходят только от руководителя. Отсутствуют коллективные ценности и традиции. Нет сформированного актив коллектива.
Важнейшими средствами формирования коллектива являются учебная и другие виды разнообразной общественно полезной деятельности обучающихся, которые должны строиться на основе следующих факторов: а) умелого предъявления педагогических требований; б) формирования здорового общественного мнения; в) организации увлекательных перспектив; г) организации самоуправления; д) создания и умножения положительных традиций коллективной жизни.
7. БАНК ИДЕЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА СВОИХ ЗАНЯТИЯХ
1.Техника аргументации и контраргументации.
2.Проблемный семинар.
3. Презентация информации.
4. Деловая игра.
МОДУЛЬ 3 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
1. РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ «СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ КРИТЕРИЯМ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МНОЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД»
№ п/п | Критерий технологичности | Рефлексия (с пояснениями) |
1 | Концептуальность | Моя методика преподавания учебной дисциплины «Технология обработки сырья и приготовления блюд» не соответствует критерию концептуальности, так как я не опираюсь на определенную научную концепцию, теорию обучения в своей работе. |
2 | Системность | Моя методика обучения материаловедению обладает всеми признаками системы: - логикой образовательного процесса; - взаимосвязью всех его частей; - целостностью. |
3 | Управляемость | Моя методика не в полной мере соответствует этому критерию, так как, с одной стороны, проектирование процесса обучения я осуществляю с использованием разнообразных средств и методов, а с другой стороны, не могу констатировать на 100% диагностичность целеполагания. |
4 | Эффективность | Моя методика обучения технологии обработки сырья и приготовления блюд не гарантирует на 100% достижение образовательных результатов, указанных во ФГОС СПО, результаты обучения зависят от контингента обучаемых (некоторые очень слабые студенты не могут освоить учебную программу). |
5 | Воспроизводимость | Не факт, что моя методика может быть воспроизведена кем-то еще в других профессиональных образовательных учреждениях. |
Вывод: используемая мной методика преподавания технологии обработки сырья и приготовления блюд соответствует только одному критерию технологичности из пяти, то есть на сегодняшний день она не является технологией обучения.
1. Послушай четверостишие на картинке. Назови профессию. Раскрась рисунок.
Он готовить очень любит Суп, салат, компот и пудинг. Ложка, нож. сковорода на столе его всегда!
Обведите орудия труда, которыми пользуется повар
3 . Раскрась орудие труда, которым пользуется повар
3. СРЕДСТВА ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТИРОВАНИЯ: ГРАФИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ (В ВИДЕ БЛОК-СХЕМ)
Линейный алгоритм
последовательности технологических
операций для приготовления какао с молоком
Начало
Конец
Расчет продуктов по сборнику рецептур
Кипячение молока и воды
Смешивание какао-порошка с сахаром
Заливание небольшим количеством горячего молока и воды
Растирание до однородной массы
Доведение до кипения
Подача
Разветвляющийся алгоритм
последовательности технологических
о
Начало
Размораживание
Опаливание в опалочном горне
Отделение ног, голов, шей и крыльев
Потрошение
Мойка тушки
Разделение тушки на анатомические части
Филе
Мясо без кости
Окорочка
Костный остов
Измельчение
Полуфабрикат набора для бульона
Субпродукты
Обработка субпродуктов (мышечные желудки и печень)
Полуфабрикаты. Шейка фаршированная
Обработанные ноги, головы, шеи без кожи (полуфабрикаты для студня)
Конец
Проверить наличие на птице пера
нет
пераций при обработке и разделке птицыда
4.МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПО ОПД «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД»
КДЦ (комплексная дидактическая цель): Формирование опыта обработки сырья и приготовления блюд
Название модуля | Количество часов |
М.1 Механическая кулинарная обработка овощей. | 18 |
УЭ-1 Машины для обработки овощей | 6 |
УЭ-2 Технология первичной обработки и нарезки овощей. | 12 |
М.2 Механическая кулинарная обработка рыбы. | 18 |
УЭ-1 Машины для обработки рыбы. | 6 |
УЭ -2 Технология первичной обработки рыбы | 12 |
М.3 Механическая кулинарная обработка мяса. | 30 |
УЭ-1 Машины для обработки мяса | 6 |
УЭ-2 Технология обработка мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы. | 24 |
М.4 Тепловая и кулинарная обработка. Приготовление и отпуск блюд. | 198 |
УЭ-1 Тепловое оборудование. | 6 |
УЭ-2 Технология приготовления супов. | 24 |
УЭ-3 Технология приготовления соусов. | 18 |
УЭ-4 Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий | 18 |
УЭ-5 Технология приготовления блюд и гарниров из овощей. | 24 |
УЭ-6 Технология приготовления рыбных горячих блюд. | 24 |
УЭ-7 Технология приготовления мясных горячих блюд. | 24 |
УЭ-8 Технология приготовления блюд из яиц и творога. | 12 |
УЭ-9 Технология приготовления холодных блюд и закусок. | 18 |
УЭ-10 Технология приготовления сладких блюд и напитков. | 12 |
УЭ-11 Технология приготовления теста и изделий из него. | 18 |
Итого: | 264 |
ИДЦ (интегральная дидактическая цель) учебного модуля М1 – Выполнение работ по механической кулинарной обработке овощей)
ИДЦ М1 - Формировать опыт обработки овощей с использованием специального оборудования. Нарезка овощей, её назначение. Последовательность операций обработки овощей. Приготовление полуфабрикатов из овощей, их кулинарное использование, требование к качеству и условия хранения.
УЭ1 – Машины для обработки овощей. (6 час.)
УЭ2 – Технология первичной обработки и нарезки овощей.(12 час.)
ЧДЦ 1 (частная дидактическая цель к УЭ1) – Научиться работать на машинах для первичной обработки и нарезки овощей.
ЧДЦ 2 (частная дидактическая цель к УЭ2) - Научиться выполнять операции по механической кулинарной обработке и нарезке овощей. Научиться приготавливать полуфабрикаты из овощей, знать их кулинарное использование, требования к качеству и хранению.
Задания к УЭ1 – Машины для обработки овощей
Задание 1: Обработать картофель (100кг.) с использованием картофелеочистительной машины МОК-350.
Задание 2: Установить сменные рабочие органы и ручное приспособление с толкателем в овощерезательную машину МРО-350 для нарезания лука репчатого.
Задания к УЭ 2- Технология первичной обработки и нарезке овощей
Задание 1: Обработайте и нарежьте картофель для приготовления 10 порций борща «Украинский». Рассчитайте отходы овощей, используемые для приготовления борща, с учетом сезона.
Задание 2: Обработайте и нарежьте капусту шашками для приготовления 10 порций рагу из овощей. Рассчитайте массу отходов капусты с учетом сезона.
Задание 3: Используя данные, приведенные в приложении, самостоятельно оцените качество выполненных работ по обработке и нарезке овощей при их механической кулинарной обработке.
5.БАНК ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ: «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Профессия: Повар
№ п/п | Тема | Проблема | Пояснения |
1. | Механическая кулинарная обработка овощей. | 1.1Подмороженные овощи. | Сладкий привкус слегка подмороженного картофеля исчезнет, если картофель выдержать 5–7 дней при температуре 18–20 °С. Слегка подмороженный лук, если дать ему медленно оттаять при температуре 3–5 °С, сохраняет свойства свежего. |
1.2 Сморщенный картофель. | Сморщенные или переваренные картофелины на полчаса положите в ледяную воду. Потом их легче будет чистить и перерабатывать. | ||
1.3 Шпинат, мангольд и прочие листовые овощи, потерявшие свежесть. | Сначала поместите их на пятнадцать минут в теплую, а затем на столько же времени в холодную воду. | ||
2. | Технология приготовления супов. | 2.1Если суп или запеканка из овощей, мяса и риса пересолены. | Удвойте количество ингредиентов — без соли, разумеется, — и по возможности добавьте молоко, сливки или йогурт. |
2.2 Суп получился пресным. | В рассольник или солянку стоит влить прокипяченный и затем процеженный огуречный рассол, в солянку – процеженный рассол от каперсов, в суп харчо – соус ткемали и красный горький стручковый перец, в борщ – свекольный или столовый уксус, лимонную кислоту или свекольный отвар с уксусом. В зеленые щи – овощной квас, квас из щавеля, припущенный щавель или лимонную кислоту. | ||
2.3 Если бульон очень жирный. | Нужно поставить кастрюлю с бульоном в холодное место, а затем снять застывшую жирную корочку. | ||
2.4Борщ оказался недостаточно ярким. | Стоит добавить в борщ настой свеклы (доведенный до кипения бульон с нарезанными ломтиками свеклы, настоянный в течение 30-40 минут). | ||
3. | Технология приготовления соусов. | 3.1Если соус не удался и стал комковатым. | Протрите его через металлическое сито и слегка подогрейте. |
4. | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий | 4.1Макароны слиплись. | Как исправить? Добавить к макаронам растительное масло. А на стол подать с соусом. Как предотвратить? Макароны слипаются, если варить их в слишком малом количестве воды или если класть в недостаточно горячую воду, поэтому необходимо следить за этими пунктами. Также во время варки можно долить в кастрюлю растительное масло. А еще лучше брать макароны из твердых сортов пшеницы — они лучше держат форму. |
4.2Если подгорели макароны, каша или овощи. | То еду стоит сразу же переложить в другую посуду и уже в ней довести до готовности. | ||
4.3Если на поверхности гречневой каши появилась сухая корочка. | Корочку нужно снять с поверхности каши, положить в глубокую посуду, залить мясным бульоном или горячей водой и дать помокнуть. Затем размешать и соединить с кашей. | ||
5. | Технология приготовления блюд и гарниров из овощей. | 5.1Гарнир слишком острый. | Как исправить? Увеличить объем продуктов — добавить все кроме перца и перемешать. Можно также добавить кипяток. Как предотвратить? Сначала добавлять в блюдо лишь половину специй и обязательно пробовать. И только если перца мало, но еще чуть-чуть. |
6. | Технология приготовления мясных горячих блюд. | 6.1Мясо сырое в середине и пережаренное снаружи. | Как исправить? Положить мясо в духовку досмажуватися на температуре не более 180 С (а лучше меньше). Как предотвратить? Следующий раз жарить мясо на небольшом огне или тушить. |
6.2Панировка не держится на мясе. | Как исправить? По запанировать заново, но сначала обвалять мясо в муке, затем в яйце, затем в панировочных сухарях. Как предотвратить? По панированное мясо положить в холодильник на полчаса — панировка станет твердой и холодной, и не будет осыпаться. Помните, что класть мясо в панировке нужно только на хорошо разогретую сковороду с маслом. | ||
6.3Если пересолено мясо. | К нему стоит добавить пресный мучной или масляный соус, который быстро заберет соль на себя. Второй вариант – добавить сметану. Горячее готовое мясо достаточно переложить в посуду с холодной сметаной и дать постоять до тех пор, пока мясо не остынет. После этого снова нагреть блюдо на водяной бане. | ||
6.4Мясо жесткое. | Как исправить? Порезать мясо мелкими кусками и потушить. Как предотвратить? Следить за температурой, при которой готовите мясо. Огонь должен быть небольшой. И не нужно готовить блюдо дольше, чем указано в рецепте, иначе рискуете пережарить. | ||
7. | Технология приготовления блюд из яиц и творога. | 7.1Куриное яйцо треснуло. | Надтреснутое яйцо без проблем можно сварить. Заверните его в алюминиевую фольгу и добавьте в воду чайную ложку соли - тогда яйцо не вытечет. |
7.2Когда на поверхности запеканки не образовалось золотистой корочки, а основание уже хорошо подрумянилось. | Противень или сковороду с ней нужно поставить на другой противень или сковороду большего размера, наполовину заполненные водой, и подержать еще в духовке. Вода нужна для того, чтобы основание запеканки не подгорело. | ||
8. | Технология приготовления холодных блюд и закусок. | 8.1 В салате слишком много уксуса? | Добавьте в него 50 г оливкового масла и 5-7 г сахара. А вообще запомните классическую пропорцию: на 2 части оливкового масла добавляют 1 часть уксуса. |
9. | Технология приготовления сладких блюд и напитков. | 9.1 Расплавленный шоколад может стать непривлекательным на вид и комковатым после разогрева. | Чтобы восстановить его блеск и сверкающий вид, добавьте ложку молока, сливок или воды и, нагревая, размешивайте. |
10. | Технология приготовления теста и изделий из него. | 10.1 Пироги или кексы зачерствели, потому что вы забыли их накрыть. | Поместите выпечку в пластиковую или металлическую посуду, а сверху положите один или несколько яблочных кружочков. Таким образом зачерствевшая выпечка получит влагу. Можно превратить черствые мучные изделия в сухари или крошку и обсыпать ею форму для выпечки. |
10.2 Блины прилипают к сковородке | Это происходит по нескольким причинам: если тесто очень жидкое — добавьте муку; если качество муки низкое — добавьте немного манки или панировочных сухарей; если холодная сковородка — блины нужно выпекать только в горячем жире. |
6.ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Профессия: Пекарь
Уровень А. Приготовить пшеничное тесто однофазным безопарным способом (см.стр. 205-206 учебник Т.Б. Цыганова «Технология хлебопекарного производства»)
Уровень В.- Приготовить пшеничное тесто многофазным опарным способом на большой жидкой опаре (см. стр.190-194 учебник Т.Б. Цыганова «Технология хлебопекарного производства»)
Уровень С. – Приготовить пшеничное тесто многофазным способом на специальных полуфабрикатах из целого зерна (см. стр.201-203 учебник Т.Б. Цыганова «Технология хлебопекарного производства»)
7. ВОПРОСЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТККИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД»
Дидактические цели | Эвристические вопросы |
1. Углубление и расширение знаний | Что изучает кулинария? Кто является основоположником кулинарии? Где проводят механическую кулинарную обработку овощей? Когда нет необходимости использовать специальные инструменты при нарезке овощей? Какой вид нарезки овощей используется для приготовления первых блюд? Дайте определение полуфабрикатам. |
2. Развитие умений | Составьте алгоритм своих действий при механической кулинарной обработке овощей. Перескажите способы обработки картофеля. Объясните, чем форма нарезки картофеля «Соломка» отличается от формы «Брусочки». Как выполнить простые формы нарезки моркови? Какая разница между простой и сложной нарезки овощей? Приведите примеры обработки салатных и десертных овощей. Обобщите свои знания и составьте таблицу нарезки овощей и их использования. Классифицируйте овощи по группам. |
3. Развитие творческих способностей и критического мышления | Как снизить отходы при механической кулинарной обработке овощей? В чем причины обязательного применения охраны труда на производстве? Согласны ли Вы с утверждением о том, что овощи играют важную роль в питании человека? Если при приготовлении основного красного соуса, вместо свежих овощей использовать консервированные, сохранятся ли вкусовые качества блюда? |
Дидактические цели | Эвристические вопросы |
| Можно ли для приготовления рассольника «Лениградского» использовать форму нарезки картофеля «Шарики»? При каком способе обработки овощей меньше отходов? Обоснуйте Ваш прогноз. |