Статья «Опыт использования самостоятельной работы»

0
0
Материал опубликован 17 November 2021

 

Калинина Е.К.

Опыт организации самостоятельной работы школьников

В условиях реализации ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности в первую очередь выдвигается развитие личности, интеллекта и самостоятельности обучающегося в такой степени, чтобы он, будучи выпускником, был способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и креативно мыслить. В своей работе применяю как традиционные( работа с учебником, выполнение упражнений с само- и взаимопроверкой и т.п.), так и инновационные технологии. Преподавая русский язык и литературу более 35 лет, могу сказать, что самостоятельной работе школьников должно уделяться особое внимание.

Представим различные виды самостоятельной работы в таблице:

Вид самостоятельной работы

Цель

Источники и средства самостоятельной деятельности

Характер деятельности

Работа с учебником, выполнение упражнений

Усвоение и закрепление новых знаний, развитие УУД,  мышления, познавательных интересов

Учебники, справочники, словари, документы, художественные произведения

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Выполнение тестовой работы

Применение знаний на практике, оперирование умениями и приемами

Знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности

Рефлексивный

Оперативный и результативный компоненты

Проектная деятельность

Развитие УУД,  мышления, познавательных интересов

Учебники, сеть Интернет, энциклопедии, справочники, словари, документы, художественные произведения

Научно-исследовательский, поисковый, творческий

«Мозговой штурм»

Подготовка к сочинению, обдумывание темы, применение на практике полученных ранее знаний

Предварительная подготовка: художественные произведения, сеть Интернет, энциклопедии, документы, жизненный опыт

Групповой, поисковый, творческий

 

Помимо индивидуальной самостоятельной работы практикую и групповую. Так в старших классах применяю технологию «мозгового штурма»: например, при подготовке к сочинению продумываю темы в рамках одного направления, делю обучающихся на 5 групп, каждая получает свою тему и лист формата А3, на котором должны появиться тезис-ответ на заданный вопрос, литературные аргументы(кратко) и вывод. Группам дается время на обдумывание и заполнение соответствующей графы. Затем происходит обмен - и следующая группа либо соглашается с предыдущей, либо выдвигает свой тезис. В результате 5 групп поочередно обдумывают все предложенные темы, а затем, когда лист вернется к 1 группе, проанализировав записи товарищей, ученики должны выступить с отчетом по теме. Работа учителя сводится к предварительной подготовке, консультациям, а основную работу выполняют учащиеся самостоятельно. У такой работы очень высокая эффективность.

Хочется остановиться на применении метода проектов. Степень самостоятельности при этой работе очень высока, т.к. учителю отводится роль консультанта – все остальное выполняет сам ученик: выбирает интересующую его тему, формулирует ее, ищет источники выполнения работы, собирает материал и оформляет проект. Темы проектов, успешно защищенные моими учениками довольно разнообразны: «Жизнь и сказки Панфила Миныча Богданова», «Следы на Няндомской земле: Н.Рубцов» и т. п. Уже из названий видно, что основная тематика работ обучащихся — литературное краеведение.

Приведу в данной работе отрывок из проекта Васильевой А., ученицы 10 класса. ««Тихая моя родина..» - эти слова из одного из стихотворений Николая Рубцова трогают сердце, ведь у каждого человека есть маленький уголок на Земле, где он родился, сделал первые шаги . Малая родина не менее значима в жизни, чем Родина - Россия. Многие поэты сочиняли про неё множество прекрасных литературных произведений.

Еще в шестом классе на уроке литературы меня заинтересовали стихи Николая Михайловича Рубцова ,и я решила побольше узнать о его жизни и творчестве. Для меня было большим удивлением, что такой поэт оказался связан с моей малой родиной — городом Няндома Архангельской области, и я постаралась узнать об этом поподробнее. В настоящее время в Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А.М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников). А пребывание Рубцова в Няндоме было недолгим, незначительным, да и мал он еще был тогда. Видимо, поэтому сейчас о «рубцовском следе» можно узнать лишь в музее и библиотеке, а на няндомских улицах этот след потерялся. Хочется этой работой напомнить моим сверстникам, что надо изучать и сохранять историю своего края, научиться гордиться им. Тема моей работы – связь жизни известного русского поэта Николая Рубцова с няндомским краем, отсюда и название – «Следы на няндомской земле».

Цель моей работы – выяснение причин и обстоятельств пребывания Н.Рубцова в Няндоме, знакомство с местами его проживания. Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач: изучить произведения и биографию Николая Рубцова; отобрать материалы о няндомском периоде ; посетить няндомскую районную библиотеку и краеведческий музей «Дом Няна»; постараться найти в Няндоме вещественные следы пребывания будущего поэта на няндомской земле; обобщить полученные материалы. Была выдвинута гипотеза, что сохранились материальные следы пребывания Н.М.Рубцова на няндомской земле».

Как видно из приведенного отрывка, самостоятельность работы очень высокая. Помимо того, увлекшись исследованием, ученица начала сотрудничать с музеем «Дом Няна» и организовывала совместные выходы на улицы города, чтобы найти места, связанные с жизнью Н.Рубцова.

Подводя итог работы, хочется еще раз напомнить о известном высказывании Бернарда Шоу: «Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность». А побуждает к ней умело организованная самостоятельная работа обучающихся.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.