Портфолио




МАОУ «Володарская СОШ»
Портфолио учителя физической культуры Резун Екатерины Дмитриевны

Содержание:
Пояснительная записка
Общие сведения об учителе
Повышение квалификации
Обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий, методов, методик, приемов и средств обучения
.Компьютерные технологии на уроках физической культуры
Самообразование
Доклад
Результаты педагогической деятельности
Динамика успеваемости за последние 3 года
Динамика сдачи зачета в 4-х классах по физической культуре
Уроки по физической культуре
Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»Презентация по физической культуре
Приложения
1. Пояснительная записка.
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на первую квалификационную категорию «учитель начальных классов».
Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Маликовой Наталии Анатольевны, учителя начальных классов.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.
Задачи портфолио:
показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;
проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.
Портфолио состоит из 5 разделов.
2.Общие сведения об учителе.
№ | | |
1 | Фамилия,имя , отчество | Резун.Е.Д. |
2 | Год рождения | 15.05.03 |
3 | Домашний адрес | Оренбургская обл., р.Первомайский, п. Первомайский, ул. Попковой, дом 35 |
4 | Телефон | 89225364611 |
5 | Образование | Средне-специальное |
6 | Учебное заведение,год | ГБПОУ “ССПК” |
7 | Специальность | Учитель физической культуры |
8 | Стаж | 2 |
9 | В данном учебном заведении | 2 |
10 | Год повышения квалификации | 2025год |
11 | Заявленная категория | 1 |
12 | Количество часов | 1122 |
13 | Классов | 33 |
3. Повышение квалификации:
Курсы повышения квалификации с 29марта 2024 по29 апреля 2024 «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС» (трудоемкость курса 108 часов)
4. Обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий, методов, методик, приемов и средств обучения.
Актуальность темы
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Задачи:
1. Внедрить в практику систему здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
2.Повысить интерес к учебной деятельности за счет применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
3.Формировать у школьников знания о здоровье человека, о способах сохранения и укрепления.
5. Компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные) технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.
Быть успешным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически.
Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование, с тем, чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.
Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.
6. Самообразование.
Самообразование по следующим направлениям:
1.Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».
2.Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
3.Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
4.Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры.
5.Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней.
6.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
8.Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
9.Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету.
10. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
11.Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
12. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
13. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
7. Доклад на тему : «Преодоление агрессивности детей на занятиях физической культуры»
Воспитывать – значит правильно организовать жизнь ребёнка. В правильной жизни правильно растут дети.
Л.С. Выготский.
Что такое агрессия? Агрессия от лат.agressio – нападение, угроза. Другими словами это физическое или словесное поведение, направленное на причинение вреда другим. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев.. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успех
Проблема агрессии является одной из самых популярных темы среды родителей, учителей. Не однократно можно услышать жалобы о том, что дети ведут себя агрессивно по отношению к взрослым. Но Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Причины агрессивного поведения. Частой причиной детской агрессивности является семья
Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях, то в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира, ребёнок начинает проявлять агрессивность и она становится нормой его жизни.
влияние учителя
Одной из причин агрессивного поведения младших школьников может стать влияние учителя индуцирующего агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью как пример агрессивного поведения детям.
характерологические особенности младшего школьника
Например, гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам и др...
Младшим школьникам с агрессивным поведением, при всём различии их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Такие дети отличаются повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной, неустойчивой самооценкой (она может быть максимально положительной или максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Несмотря на это среди агрессивных детей 6-10 лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. .[12 .- 268с ]
Таким образом, зная причины агрессии детей младшего школьного возраста, мы можем предупредить данное отклонение, это намного проще, чем выводить ребенка из данного состояния.
Методы профилактики преодоления агрессивности детей на занятиях по физической культуре. Одним из способов профилактики и коррекции агрессивного поведения является двигательная активность, которая содействует эмоциональной разрядке, благотворно влияет на протекание психических процессов. Для детей с агрессивным поведением необходимы специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Не все виды физической активности могут быть полезны для агрессивных детей. екомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Лучшим способом сделать это являются разнообразные виды игр: подвижные, игры-соревнования, игры с мячом, скакалкой, боксерской грушей.
Помочь детям доступным способом выразить свой гнев помогут также такие игры как «Обзывалки»,» Медведи и пчелы», «Листок гнева», « Воробьиные драки» « Брыкание» и т.д. В процессе работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные последствия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное, уменьшается желание действовать агрессивно.
Таким образом, можно сделать вывод, что физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают снизить психическую напряжённость и агрессивность детей, повысить их самооценку, укрепить физическое и психическое здоровье, а также сформировать у них устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.
8. Результаты педагогической деятельности.
1) https://vk.com/wall-194153459_6445
Лыжня России 2024 год.
Иванова Ульяна – 1 место
Китарова Ильнара – 2 место
Чекманова Ольга- 3 место
Марченков Ярослав- 1 место
2) https://vk.com/wall-194153459_3317
Кросс наций 2022 год.
Евдокимов Кирилл- 1 место
Петрова Эвелина- 1 место
Нагаев Кирилл- 2 место
Шевченко Александра-2
Лагашкин Иван- 3 место
Николаева Александра- 3 место
3) https://vk.com/wall-194153459_5191
Ливанова Кристина- 1 место
Исаев Артем- 1 место
Потапова Вика- 2 место
Марченков Ярослав- 2 место
Егорова Рита- 3 место
Рябов Максим- 3 место
4) https://vk.com/wall-194153459_5358
5) https://vk.com/wall-194153459_6758
6) https://vk.com/wall-194153459_6913
2 место в муниципальном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
2 место в состязании «Метание на коленях» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
2 место в состязании «Формула 1» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
2 место в состязании «Прыжки в длину в приседе. Лягушка» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
Молоткова Вероника-2 место в состязании «Метание стоя на коленях» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
Русанов Роман- 1 место в состязании « Метание стоя на коленях» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
Русанов Роман-1 место в состязании « Метание в цель. Долой бомбы» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
Утибаев Роман- 1 место в состязании «Метание в цель» муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди 4-х классов.
7) https://vk.com/wall-194153459_7221
8) https://vk.com/wall-194153459_8492
9) https://vk.com/wall-194153459_6621
10) https://vk.com/wall-194153459_8595
11) https://vk.com/wall-194153459_8697
12) https://videouroki.net/razrabotki/a-nu-ka-mal-chiki-4.html А ну-ка, мальчики!
13) Портфолио. https://videouroki.net/razrabotki/portfolio-riezun-ie-d.html
https://infourok.ru/portfolio-po-novomu-standartu-7830385.html
14) https://infourok.ru/portfolio-rezun-ekaterina-dmitrievna-7828152.html
15) https://vk.com/wall-194153459_8828
16)https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-po-fozikul-turie-4-klass.html
17) https://infourok.ru/portfolio-po-novomu-standartu-7830385.html
18) Мой рабочий сайт https://videouroki.net/razrabotki/my/
https://infourok.ru/user/9544176
17) https://videouroki.net/razrabotki/osobiennosti-aghriessivnogho-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov-s-raznym-urovnie.html. Особенности агрессивного поведения младших школьников
с разным уровнем самооценки
Динамика успеваемости за последние 3 года
Учебный год Классы %Качества %Успеваемости
2022-2023 2,3,4,5,6 100% 100%
2023-2024 2,3,4,5,6 100% 100%
2024-2025 2,3,4,5,6 100% 100%
Вывод: на протяжении двух лет отмечаются стабильно высокие показатели качества знаний учащихся по предмету «физическая культура».
Динамика сдачи зачета в 4-х классах по физической культуре
Учебный год | Класс | % Качества | %Успеваемости |
2022-2023 | 4а,4б,4в | 97% | 70% |
2023-2024 | 4а,4б,4в | 95,8% | 79,7% |
Вывод: отмечаются стабильно высокие результаты по зачету физической культуре в 4-х классах.
Уроки по физической культуре.
Конспект урока по физической культуре в 4 классе
раздел «Легкая атлетика».
Класс: 4 «А»
Тема: Высокий старт.
Раздел учебной программы: лёгкая атлетика.
Тип урока: образовательно-обучающий.
Цель урока: Совершенствование техники бега по прямой с высокого старта.
Задачи урока:
образовательные:
- закрепить технику высокого старта.
- совершенствовать технику бега по прямой.
оздоровительные и развивающие:
- способствовать развитию ускорения, быстроты реакции, скоростных, скоростно-силовых, и координационных способностей.
воспитательные:
- содействовать формированию у обучающихся красоты движений, трудолюбия, стремления к достижению поставленной цели, интереса к занятиям физическими упражнениями.
Место занятий: спортивный зал.
Продолжительность урока: 45 минут.
Инвентарь и оборудование: эстафетные палочки, фишки, скакалки.
Содержание урока | Дозировка | Организационно - методические указания |
Подготовительная часть 12 минут | ||
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока. 2.Строевые команды на месте, перестроение в шеренгу по два. 3. Ходьба: а) ходьба на носках, руки вверх; б) ходьба на пятках, руки за голову; в) ходьба в полуприседе, руки на поясе; г) ходьба в приседе, руки на коленях. 4. Бег и его разновидности: а) бег в медленном темпе; б) бег с изменением движения; в) приставным шагом правым и левым боком; г) скрестным шагом правым и левым боком; д) вынос прямых ног вперёд и назад; е) прыжки на правой и левой ноге; ё).бег с высоким подниманием бедра; ж).бег с захлёстыванием голени; з)ходьба на восстановление дыхания и)ходьба с различным положениями рук; 4).Общеразвивающие упражнения: 1.И.п.- ноги врозь. 1-2 руки через стороны вверх. 3-4 опустить руки вниз. 2. И.п.- ноги врозь, руки за голову. 1-2 пружинистые наклоны туловища вправо. 3-4 то же. 3.И.п.- правая рука за голову, левой берёмся за локтевой сустав. 1-7 пружинящее отведение правой руки за голову. 8- смена положения рук. 1-7 то же левой рукой. 8- смена положения рук. 4.И.п.- стойка, ноги вместе, руки на поясе. 1-3 наклоны вперёд и и.п. 5.И.п. упор присев руки на поясе. правую ногу в сторону. 1-4 перенос туловища на левую ногу. 5-8 то же другую сторону. 6.И.п.- сидя на полу, руки на поясе, ноги вместе. 1-7 наклон к вперёд. 8-И.п. 7.И.п.- основная стойка. 1-упор присев. 2-упор лёжа. 3-упор присев. 4-И.п. 8.И.п.- стоя на левой ноге согнуть правую ногу назад, рука на голеностопе. 1-7 пружинящее отведение правого бедра назад. 8- И.п. смена положения ног. 1-7 то же левой ногой. 8-И. п. 9. Прыжки вверх с поворотом на 180 1-3 прыжки. 4-поворот. Шагом марш. Ходьба | 30 секунд. 30 секунд. 1,5 мин. 20 сек. 20 сек. 20 сек. 20 сек. 6-7 минут 1-2 минуты 20 секунд 30 секунд 30 секунд 20 секунд 20 секунд 20 секунд 20 секунд 30 секунд 20 секунд 5-6 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 2-4 раза 6-8 раз 0,5 круга | Проверить готовность класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Нале-во, напра-во, кругом. Добиться чёткого выполнения команд. Следить за осанкой, смотреть вперёд, спина прямая, дистанция 2 шага. Локти разведены широко в стороны, спину держать прямо. Следить за осанкой. Спина прямая. Соблюдать дистанцию 2 шага. Чёткий разворот по свистку. Активное выталкивание вверх. Частая смена ног. Руки на поясе, выше носок, руки за спиной ноги в коленях не сгибать. Прыжок шире, активная работа рук и свободной ноги. Опорную ногу ставить на переднюю часть стопы, полностью выпрямленную во всех суставах, бедро поднимать до горизонтали. Активней забрасывать голень назад касаться пятками ягодиц. Глубокий вдох руки вверх, выдох опуская руки вниз. Дистанция 2 шага. Спина прямая, руки через стороны прямые. Вдох через нос, выдох через рот- активно. Наклоны выполнять активно, строго в сторону. Туловище держать прямо, смотреть по направлению вверх, вперёд. Наклоны выполнять глубже, ноги в коленях не сгибать. Спину держать прямо, таз не поднимать. Наклон выполнять глубже, ноги в коленях не сгибать. Выполнять под счёт, туловище не сгибать. Туловище держать прямо, сохранять равновесие. Прыжки выполнять на носках. |
Основная часть 30 минут | ||
I.Закрепление техники выполнения высокого старта. 1.Повторение стартовых положений: «На старт!», «Марш!». 2.Общее выбегание со старта. 3.Выполнение стартов в группе: а. по свистку; б. по хлопку; в. по команде учителя. 4.Выполнение стартового ускорения по команде из положения: сидя, лёжа, из упора присев, стоя спиной к направлению бега. 5.Бег с преследованием. 6.Игра «Вороны и воробьи». Две команды,1-я «Вороны», 2-я Воробьи стоят в шеренгу лицом друг к другу. По команде «Воробьи»- «Воробьи» резко разворачиваются и убегают за лицевую линию зала. «Вороны догоняют и т. д. Цель игры – догнать и осалить игроков команды стартующих впереди, до контрольной линии. II. Совершенствовать технику бега по прямой. 1.Имитация движения руками, как при беге , стоя на месте(одна нога впереди, другая сзади). 2.Многоскоки (бег прыжковыми шагами). 3.Ускорение с высокого старта. 4.Бег с высоким подниманием бедра, с переходом на ускорение. 5.Бег с захлёстыванием голени, с переходом на ускорение. 6.Семенящий бег. 7. Ускорение с высокого старта. 8. «Круговая эстафета». | 15 минут 15 минут | По команде « На старт!» вперёд ставится толчковая нога(на всю стопу), а другая несколько сзади. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди , другая – одноимённая выставленной вперёд ноге – отведена назад. Ноги немного согнуты в коленях, туловище наклонено вперёд, тяжесть тела перенесена на впереди стоящую ногу. По команде «Марш!» начинается бег. Длина шагов и скорость постепенно увеличиваются. Туловище слегка наклонено вперёд, голова прямо, взгляд устремлён вперёд, носки в стороны не разворачиваются. Движения плечевого пояса и рук выполняются легко, без напряжения. Обучающиеся стоят в шеренгах 2-3 метрах друг от друга, по сигналу игроки первой шеренги убегают, игроки второй догоняют (не толкать, а только запятнать). Задача – убежать от партнёра или догнать его. Правила разрешают салить любого игрока. Однако делать это надо в пределах контрольной дистанции. Игра закрепляет навыки быстрого высокого старта, стимулирует деятельность мозговых центров, развивает быстроту реакции. Игра требует внимания на звук и на смысл сказанного. Сохранять вертикальное положение головы и туловища, ритмичный темп движений. Активно отталкиваясь выполнять максимально длинные шаги. Обратить внимание на постепенное увеличение скорости бега. Туловище слегка наклонено. Достичь максимальной частоты шагов, сохранить их оптимальную длину. Удерживать наклон туловища с правильной работой рук. Достичь максимальной частоты работы ног и рук, удерживать наклон туловища. Следить за прямолинейной постановкой стоп, ногу ставить с носка и разгибать полностью в коленном суставе. Плечевой пояс расслаблен. Выявить общие индивидуальные ошибки. Обучающие построены в две колонны. У капитанов команд, стоящих первыми в своих колоннах в руках эстафетные палочки. По команде учителя первые участники с эстафетной палочкой в руках пробегают круг по спортивному залу вокруг всех расставленных фишек, после чего передают палочку следующему участнику и т.д. Побеждает команда, которая первой пересечёт линию финиша. |
Заключительная часть 3 мин | ||
1.Игра на внимание «Класс, смирно!». Построение, подведение итогов урока. Домашнее задание. Организованный уход. | | Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к детям, подает команды, которые они должны исполнять в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «класс». Если слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибся — делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т. д. После окончания отмечаются самые внимательные и невнимательные. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Подвести итоги игры. Отметить активных учащихся, указать на общие ошибки. Имитация движений рук как при беге. Выполнение ускорений. Упражнения для укрепления рук – отжимания: мальчики – 30 раз, девочки – 20 раз. Вот и закончился наш урок. Пусть занятия физкультурой подарят вам бодрость и здоровье. |
Конспект урока во физической культуре 3 класс
Тема урока: Подвижные игры.
Цель урока: Укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и физических качеств посредством подвижных игр.
Задачи урока:
1.Совершенствование и развитие физических качеств.
.2. Закрепление двигательных навыков и умений.
3. Развитие скоростно-силовых способностей.
4.Воспитание культуры общения учащихся, взаимовыручки.
Тип урока: Комплексный. Совершенствования.
.Место проведения: Школьный стадион или спортивный зал школы.
Дата проведения: 3А - 3Б - 3В -
Инвентарь и оборудование: Свисток, секундомер, фишки, обручи, скакалки, кубики, мячи.
Время проведения:45 минут.
Учитель: Булах Виктор Александрович
№ п/п | Содержание материала | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Подготовительная часть | 14 -15 мин. | |
| 1 Построение, приветствие, расчет по порядку, сообщение задач урока. Инструктаж по Т.Б. | 2 мин. | Обратить внимание на внешний вид. Отметить отсутствующих. |
2.Пульсометрия | за 10 сек. | Правильно находить пульс и считать. | |
3. Строевые упражнения. Повороты направо и налево в движении. | 1 мин. | Команды подавать четко. Повороты и перестроения сопровождать подсчетом. | |
4. Ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, выпадами, в полном приседе. | 1 мин. | Следить за правильной осанкой учащихся. | |
5.Бег: медленный, с ускорением, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, приставными шагами (правым, левым боком), спиной вперед, прямыми ногами вперед, с изменением направления движения «змейкой». Прыжки: на правой, левой ноге, на двух ногах. | 3-4 мин. | Следить за дистанцией и за дыханием. | |
6. Ходьба с упражнением на восстановления дыхания. | 15 сек. | Следить за дыханием | |
7. ОРУ в движении: Ходьба с наклон головы вперед, назад. Ходьба с наклоном головы вправо, влево. Ходьба с круговыми вращениями головой вправо, влево. Упражнения для рук и плечевого пояса. Ходьба выпадами на каждый шаг с опорой рук на колено. Наклон туловища к прямой ноге на каждый шаг. Ходьба с наклоном туловища в сторону. Мах прямой ногой на каждый шаг. | 6-7 мин | Следить за соблюдением дистанции при выполнении упражнений. Не толкать друг друга. Следить за правильным выполнением упражнений. | |
8.Упражнение на дыхание | 4-5 раз | Руки вверх - вдох. руки вниз - выдох. | |
2. | Основная часть | 25 мин. | |
| 1. Игра «Заяц без логова». | 5 мин | Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это - логово зайца. Выбираются двое водящих - заяц и охотник. Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в логово, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник» осалит зайца, то они меняются ролями. |
2. Игра «Удочка». | 4 мин | Играющие образуют круг, водящий в центре. Он раскручивает скакалку над самой землей. Дети подпрыгивают, стараясь не задеть ее. Тот, кто запнулся, становится водящим. Выигрывает тот, кто ни разу не попался на удочку. | |
3.Пульсометрия. | 10 сек. | | |
4.Эстафеты. | 16 мин. | Следить за соблюдением правил. | |
3. | Заключительная часть | 5 мин | |
| 1.Построение в одну шеренгу. | 15-20 сек. | |
2. Игра «3,13,33». | 2 мин. | Игра на внимание: по сигналу «3»-руки к плечам, «13»- прыжок на месте, «33»- присед. Кто ошибается- делает шаг вперед. Отметить самых внимательных. | |
3.Пульсометрия | 10 сек. | Правильно находить пульс и считать. | |
4.Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание, организованный уход с урока. | 2 мин. | |
Конспект урока во физической культуре 5 класс
Тема урока: Развитие двигательных и координационных способностей посредством п/и.
Цель урока: создать условия для развития двигательных и координационных способностей учащихся.
Задачи урока:
1.Формировать двигательные умения и навыки у учащихся.
2. Развивать ловкость, умение владеть мячом, прыгучесть.
3.Способствовать воспитанию культуры общения, взаимопонимания и дружбы, развивать коммуникативные навыки учащихся.
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, скакалка, судейский свисток.
Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой, игровой, соревновательный.
Тип урока: комбинированный.
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть 6-8 мин. Подготовительная часть 6-8 мин Основная часть 18-20 мин Основная часть 18-20 мин Заключительная часть 3-5 мин | 1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока 2.Ходьба, её разновидности: а) на носках, б) на пятках, в) полуприседи, г) в полном присади, д) прыжками. 3. Бег: а) обычный, б) приставными шагами правым боком, в) тоже левым боком, г) смена правого, левого положения, д) с высоким подниманием бедра, е) с захлёстыванием голени назад, ж) с кочки на кочку, з) спиной вперед. 4.Упражнение на восстановление дыхания 5. ОРУ в движении и на месте. 1.И.п.-р.р перед грудью 1-2 два рывковых движения локтями назад 3-4 разъединение рук в стороны. 2.И.п.- правая рука вверху 1-2 два рывковых движения левой назад 3-4 тоже правой. 3.И.п. руки к плечам 1-4 круговые движения локтями вперед 1-4 тоже назад. 4.И.п. ноги на ширине плеч руки на пояс 1-4 круговые вращения туловища влево 1-4 тоже вправо 5.И.п. ноги на ширине плеч руки 1-наклон руками к левому носку ноги 2-вперед 3-тоже к правому носку 4-и.п. 6.И.п. ноги на ширине плеч, наклон вперед, руки в стороны произвольное касание ладонями носков ног. 7.И.п. о.с. 1- упор присев 2-упор лёжа 3-упор присев 4-и.п. 8.Отживание от пола. -мальчики -девочки 9.И.п. о.с. 1-прыжок ноги врозь, руки в стороны 2-ноги вместе, руки вверх 3- прыжок ноги врозь, руки в стороны 4-и.п. Основная часть. П/и «Невод». Из учащихся выбираются два «рыбака» они, взявшись за руки образуют «невод», все остальные уч-ся «рыбки». По сигналу учителя «рыбки» расплываются по залу, а «рыбаки» их ловят П/и «Кот и мыши». Уч-ся становятся в круг и образуют домик для мыши. В центре «мышь» выбранная из числа уч-ся за кругом «кот». По сигналу «кот» ловит «мышь» П/и «Сова». Из уч-ся выбирается « сова», все остальные «мыши». По команде: «день», «мыши» резвятся, играют. « Ночь» замирают, и «сова» вылетает на охоту. Движущихся «мышей» «сова» ловит. П.и. «Салки с мячом» Из уч-ся выбирается «салка» в руках мяч. По сигналу она старается осалить игроков мячом. П/и «Воробушки -скакушки». Уч-ся становятся в круг в центре «водящий» крутит скакалку. «Воробушки» подпрыгивают и стараются не быть «осаленными» скакалкой. П/и «Угадай чей голосок». Уч-ся становятся в круг, взявшись за руки. Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Круг движется, и водящий говорит «Вот построились мы в круг, повернулись разом вдруг, скок-скок-скок угадай, чей голосок?». Водящий узнает голос, то тот становится на его место. Заключительная часть Построение. Подведение итогов урока Домашнее задание. Организованный уход с урока . | 1-2 мин 2-4 мин 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 2-4 мин 2 -4 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 1-2 круга 4-6 раз 4-6 раз 4-6раз 4-6 раз 4-6 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 8 -раз 5- раз 6-8 раз 2-4 мин. 2-4 мин. 2-4 мин. 2-4 мин. 2-4 мин. 2-4 мин. 1-2 мин. 1-2 мин. 1-2 мин. 1-2 мин. | Наличие спортивной формы, выявление больных. р.р. на пояс р.р за голову р.р на пояс, спина прямая р.р на колени р.р на пояс спина прямая колено поднимаем до пямого угла пятками касаемся ягодиц смотреть через левое плечо на 1-2 вдох 3-4 выдох р.р. прямые Спина прямая, движения энергичней. О/в на работу рук. О/в на технику выполнения. Ноги прямые, наклон глубже. О/в на “захлёст” кистей рук. Правильность выполнения. Туловище прямое, грудью касаемся пола. Движения энергичней. Правила игры: нельзя разрывать «невод», осаливают «рыбок» крайние, «рыбаки». Правила игры: пойманная «мышь» становится «котом». Разрешается бегать через домик «мыши». Правила игры: Пойманные «мыши» идут в домик «совы». Правила игры: Мяч бросаем в игроков . Правила игры: Осаленные игроки, садятся на скамейку. Правила игры: Водящему нельзя открывать глаза и подсматривать. Рефлексия. Выставление оценок, замечания. Выполнять утреннюю гимнастику, процедуры закаливания, играть в спортивные и подвижные игры на воздухе. Дисциплина построения. |
Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»
Содержание
Введение……………………………………………………………….45
Здоровый образ жизни и его компоненты…………………………..47
Понятие здоровый образ жизни………………………………….47
Правильно питание (ПП)…………………………………………49
Режим труда и отдыха…………………………………………….54
Здоровый образ жизни и отношение к вредным привычкам.....56
Анкетирование пятиклассников на предмет ЗОЖ………………….57
Вывод…………………………………………………………………..59
Введение
Здоровый образ жизни человека - говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.
С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми, но в подавляющем большинстве люди поступают как раз наоборот: вольно или не вольно, бездумно растрачивают свое здоровье, считая, что оно неисчерпаемо. В молодости избыток сил не редко компенсирует заботу о здоровье; кажется, что вся жизнь еще впереди и организм вынесет любые нагрузки. Цену здоровью узнают после того, когда оно потеряно.
Что сделать и как вести себя в современном мире, чтобы укрепить, восстановить и сохранить здоровье? Какой сформировать образ жизни молодёжи, чтобы не пожалеть через много лет, когда вернуть уже будет многого невозможно?
В настоящее время становится актуальностью забота молодёжи о своём здоровье, это, можно сказать, становится модным, здоровым - сейчас быть модно.
Поэтому, мы решили написать исследовательскую работу для учащихся нашей школы, сверстникам, кому не безразлична проблема здорового образа жизни.
Актуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому вопросу.
Цель: выработка рекомендаций для сохранения и укрепления здоровья обучающихся посредством соблюдения правил здорового образа жизни
Задачи:
1. Дать понятие здорового образа жизни.
2. Определить составляющие здорового образа жизни человека.
3. Выяснить, как русские люди и люди за рубежом относятся к понятию здорового образа жизни.
4. Провести тестирование учащихся на предмет здорового образа жизни.
Предмет исследования: составляющие здорового образа жизни.
Объект исследования: обучающие 5 класса МАОУ «Володарская СОШ»
Гипотеза: соблюдение правил здорового образа жизни напрямую зависит от теоретических знаний по вопросам ЗОЖ.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы
интернет ресурсы по данной теме
анкетирование
1.Здоровый образ жизни и его компоненты. Понятие здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие организма, закладываются основные привычки, которые в дальнейшем будут определять здоровье и качество жизни человека. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание воспитанию культуры здоровья у детей, привитию им полезных навыков и формированию ответственного отношения к собственному здоровью.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя комплекс факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья. К основным компонентам ЗОЖ относятся:
- Физическая активность. Регулярные физические упражнения способствуют укреплению мышц, развитию координации движений, повышению иммунитета и предотвращению различных заболеваний.
- Рациональное питание. Сбалансированный рацион питания обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, витаминами и минералами.
- Соблюдение режима дня. Правильное чередование учебной и игровой деятельности, достаточное количество сна и отдыха способствуют гармоничному развитию ребенка.
- Психоэмоциональное здоровье. Благоприятный эмоциональный климат в семье и школе, поддержка со стороны взрослых помогают ребенку развивать устойчивость к стрессам и формировать позитивное мировоззрение.
- Профилактика вредных привычек. Информирование детей о негативных последствиях вредных привычек (курение, злоупотребление сладким, малоподвижный образ жизни), формирование установки на осознанный отказ от них.
2.2. Правильное питание
Многие люди думают, что питаться рационально – это значит недоедать, голодать, но это не так. Рациональное здоровое питание детей – важнейшее условие поддержания здоровья нации, которое обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды.
Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
При правильно организованном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет огромное значение для предупреждения многих заболеваний и преждевременного старения.
Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро- и микроэлементы. Сбалансированное питание – полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи. Белки, жиры, углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии. В рациональном питании минеральные вещества имеют ничуть не меньшее значение, чем белки, жиры, углеводы и витамины. Так же, как и при недостатке основных пищевых веществ или витаминов, при дефиците минеральных веществ в организме человека возникают специфические нарушения, приводящие к характерным заболеваниям.
Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня следует считать обязательный прием горячей пищи.
Столовая в которой питаются ученики нашей школы всегда предоставляет возможность ребятам питаться правильно. В основу меню входят разные горячие блюда, меню ежедневно (ассортимент каждый день разный) составляется на основе САН ПиН, проверяется медсестрой школы и заверяется директором. При составлении меню учитывается количество калорий. Блюда входящие в меню содержат в себе богатое количество витаминов, необходимые для роста и развития организма ребенка. Для улучшения пищеварения в состав меню в обязательном порядке входит салат из овощей и фруктов, а также разные виды супов.
Также выяснилось что дети делают выбор пищи самостоятельно отдавая предпочтение горячему питанию. Это говорит о том, что наши дети понимают для того чтобы быть здоровым нужно правильно питаться.
Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
Есть такое выражение про питание человека, которое пришло из глубокой древности: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть». Данного высказывания мы все должны придерживаться, оно должно стать основой правильного питания и нашего здоровья.
Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела. У
школьников младшего возраста потребность в белке – 2,5–3 г на 1 кг веса, старшего возраста (14–17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 – 10 лет должны получать 80 г белка в сутки, в возрасте 11–13 лет – 93 г, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.
Удовлетворение потребности в белке производится за счет как животных, так и растительных белков. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются многие пищевые продукты, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель. Все эти продукты должны рассматриваться как обязательные и притом незаменимые составные части детского пищевого рациона.
Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60 % общего количества белка.
Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион
школьника:
молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо
школьникам
младшего возраста (7 – 10 лет) – 140 г, среднего возраста (11–13 лет) – 175 г и подросткам (14–17 лет) – 220 г. Таким набором животных продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белке при условии поступления достаточного количества растительного белка.
Примерный суточный набор продуктов – источников растительного белка: хлеб ржаной – 100 г (для школьников
младшего возраста – 75 г); пшеничные хлебобулочные изделия – 200 г (для младшего возраста – 165 г, для юношей – 250 г); крупы – 35 г; макаронные изделия – 15 г; бобовые – 10 г (для школьников младшего возраста – 5 г). Продукты, которые рекомендуются в количествах не позволяющих приготовить самостоятельное блюдо (например, бобовые), используются не ежедневно, а через день или 2 раза в неделю.
Значение жиров в питании
детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.
Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма и он становится более чувствительнвм к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.
Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском
питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму. В детском питании
надо использовать и растительное масло (10–15 % от общего содержания жира). Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в детском питании
в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот – сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для детского организма.
В питании школьников большое значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в
питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др).
Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе
школьника должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, т. е. 70 – 100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском
питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Однако преимущественно углеводное питание
при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, оставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Таким образом, питание школьника должно быть сбалансированным, т. е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов.
2.3. Режим труда и отдыха
Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.
Для улучшения врабатываемости необходимо иметь хороший предварительный отдых. Считается, что общее время работы и отдыха должно соотноситься, как 1:2, то есть при 8-часовом рабочем дне отдых может составлять часов 16. Различают пассивный и активный отдых.
К пассивному отдыху относятся все виды отдыха, когда человек не производит сколько-нибудь заметной мышечной и умственной работы. Прежде всего, это сон, успокаивающий, освежающий и исцеляющий. После бессонной ночи человек чувствует себя «разбитым», работает с трудом. Во время сна отдыхают мозг, мышцы, менее интенсивно работают сердце, желудок и другие органы.
Для наиболее полноценного отдыха и восстановления сип важно соблюдать определенные гигиенические правила, среди которых одним из главных является постоянное время отхода ко сну. Не менее важно также вставать в одно и то же время. Привычка засыпать и просыпаться в определенный час развивает условный рефлекс на время, помогающий человеку отдыхать. Нормой считается 7—8 ч сна. Однако это в среднем. Есть люди, которым достаточно спать 5 ч, а иным и 10 ч может оказаться недостаточно. Исходя из своей индивидуальности и особенностей работы, надо установить свой собственный, наиболее рациональный режим сна. Не обязательно, например, все 8 ч спать ночью, можно 1—2 ч перенести на дневное время.
2.4. Здоровый образ жизни и отношение к вредным привычкам
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников – важнейшая задача современного образования. ЗОЖ – это не просто отсутствие болезней, это гармоничное физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на принципах правильного питания, регулярной физической активности и отказа от вредных привычек.
К сожалению, многие школьники недооценивают значение ЗОЖ, подвергаясь влиянию вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Эти привычки не только наносят непоправимый вред здоровью, но и негативно сказываются на успеваемости, социальном взаимодействии и будущем в целом.
Отношение школьников к вредным привычкам формируется под влиянием семьи, школы, сверстников и средств массовой информации. Важно проводить профилактические мероприятия, направленные на повышение осведомленности о вреде курения, алкоголя и наркотиков, а также на формирование позитивного отношения к ЗОЖ.
Необходимо вовлекать школьников в спортивные секции, кружки и другие внеурочные занятия, способствующие физическому развитию и формированию здоровых интересов. Важно также создавать в школе атмосферу, поддерживающую ЗОЖ, где курение и употребление алкоголя не приветствуются.
Важно подчеркнуть, что раннее выявление и коррекция факторов риска, таких как социальное неблагополучие, психологические проблемы и влияние сверстников, являются необходимыми условиями для успешной профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни у школьников.
Преодоление вредных привычек у школьников требует систематической работы, включающей в себя информирование о вреде этих привычек, формирование здорового образа жизни и создание позитивной среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
3.Анкетирование пятиклассников на предмет ЗОЖ
Чтобы определить, насколько пятиклассники знают, что такое здоровый образ жизни, было предложено ответить на вопросы теста по проблеме «Здорового образа жизни» и определить, кто же действительно ведёт здоровый образ жизни, у кого есть проблемы и над чем надо задуматься.
Итак, тестирование было проведено, среди 65 шестиклассников: результаты неутешительны.
На вопрос,1 - занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма -да, занимаюсь ответило 10 человек, нет – 50 человек, не считаю нужным ответило 5 человека.
На вопрос,2- влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья -да ответило 40 человека, нет 15 затрудняюсь ответить -15 человек.
На вопрос 3 - на сколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом-
постоянно ответили 20 человек,
от случая к случаю 30 человек и не занимаюсь ответили 15 человек.
На вопрос,4 - что такое здоровый образ жизни – 15 человека ответили, что это отказ от вредных привычек, 20 человека – оптимальный двигательный режим, 10 человека- закаливание, 10 человек- положительные эмоции, 5 человек – безопасное поведение, 4 человека – ответили, что это всё выше перечисленное, и не знают, что входит в понятие здорового образа жизни- 1 человек.
Вывод
В заключении необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью борьбы с курением и алкоголизмом. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
Презентация по физической культуре.








9. Приложение


























