12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шуланова Тамара Хусаиновна55
Россия, Челябинская обл., Локомотивный пгт.
1

Портфолио достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.

Портфолио  достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.

  Современные образовательные инновации делают акцент  на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

  Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио»



Портфолио - целенаправленная коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс и  достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

     В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.


   Школьный портфолио ученика начальных классов может состоять из следующих разделов:

Титульный лист с фотографией.

 Сведения об ученике. Тайна имени, знак зодиака, гороскоп (это вызывает интерес к самому себе).

Информация об участии в кружках, секциях, студиях, клубах в школе и в городе.

«Портфолио документов». В нем ученик представляет сертификаты, грамоты, похвальные листы, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и на разных уровнях (классном, школьном, районном, российском и т.д.).

 В «Портфолио работ» включаются рефераты, творческие работы (стихи, сочинения, рисунки и т.д.), итоговые отметки по предметам.


 Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. От него требуется самооценка в процессе обучения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным предметам можно видеть прогресс. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.

      Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению. А также оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам. Это может быть на родительском собрании, где ученик демонстрирует свое портфолио. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить  на творческих отчетах при переходе в следующий класс.

    Для отбора  материалов в портфолио могут быть разные рекомендации и критерии.

    Выбери для своего портфолио:

три, с твоей точки зрения, лучшие работы по русскому языку (сочинения, стихи), по изобразительному искусству, трудовому обучению, окружающему миру, литературе;

три работы, которыми ты гордишься;

три работы, которые ты хочешь, чтобы посмотрели твои товарищи, родители.

      Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

      Работа над Портфолио позволяет ученику все больше и больше становиться, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса учения, в который входят, на ряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образовательного пути.

       Каждый документ или материал является логическим шагом или своеобразным «кирпичиком», позволяющим создать более полную картину о ребенке, мире его интересов и склонностей, увлечений и предпочтений.

       Работа с Портфелем делает учащихся активными участниками процесса обучения, фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения  и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ. . Портфель является мотивирующим фактором обучения, потому что все время демонстрирует процесс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед.

     







Актуальность

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Основное предназначение портфолио это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Цели портфолио:

1. Создание ситуации успеха для каждого ученика , повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

5.Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.

6.Отслеживание  и оценивание   динамики  индивидуального  развития  и личностного роста  обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка  его образовательной и творческой активности и самостоятельности. 

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы

   Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране все более популярной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

Задачи портфолио

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.



Роль учителя в работе с портфолио

Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.

Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

оценить уровень самостоятельности детей;

выявить проблемы в формировании у них самооценки;

определить преобладающую мотивацию ребенка;

оценить уровень владения умениями и навыками.



Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.



Моё мнение: Учёт образовательного процесса идёт и сейчас. Оценки ученику – это тоже учёт – показатель достижений. Если наша школа захочет определить ещё какие-то дополнительные документы для определения достижений школьника, то нужно составлять локальный акт, обсудить его на педсовете, довести его до родителей. А когда все соглашаются с этим, тогда и формируется портфолио ученика.

Я считаю, что подобные нововведения лягут тяжким бременем на плечи родителей и учителей, так как ученики начальной школы не смогут составлять портфолио самостоятельно . А это лишняя нагрузка на учителей, к тому же ведение и разработка таких документов не предусмотрены должностными обязанностями в нашей школе, а это значит, что учитель это может делать только добровольно и за дополнительную плату. Если все-таки разработают локальный акт, то ответственность за ведение должна, закреплена за родителями.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.