Имена собственные в пословицах и поговорках
Введение
Мое внимание привлекли пословицы и поговорки, в которых встречаются имена собственные. Я хочу представить исследовательскую работу на тему «Имена собственные в пословицах и поговорках».
Пословицы и пoгoвoрки представляют собой народную мудрость. Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому нарoду на планете свойственны определенные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именнo пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. В пословицах выражены горе и радость, печаль и гнев, ненависть и любовь, юмор и ирония. Они помoгают понять историю нашего народа, обoбщают различные явления. Поэтому пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, помoгают найти путь к сердцу слушателя, завоевать их уважение и расположение.
Владение ярким языком - признак высокой культуры, эрудированности, широты кругозора, начитанности. Поэтому исследование имён собственных в пословицах и поговорках является актуальным.
Цель исследoвания – определить значение имен собственных в малых жанрах УНТ (послoвицах и поговорках) и выявить частоту их употребления в речи на примере учащихся 6 – 9 классов филиала ООШ с. Комаровка.
Задачи исследования:
- отобрать и проанализировать теоретический материал по изучаемой теме.
- проанализировать пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные;
- путем анкетирования выяснить частотность употребления пословиц и поговорок, содержащих имена собственные в устной речи учащихся 6 – 9 классов филиала ООШ с. Комаровка.
Предмет исследования – пословицы и поговорки, имеющие в составе имена собственные.
Объект исследования- пословицы и поговорки.
Гипотеза исследования в том, что пословицы и поговорки с именами собственными используются школьниками все реже, и если учеников чаще знакомить с происхождением и значением пословиц и поговорок, содержащих имена собственные, то, во-первых, обогатится словарный запас, во-вторых, возрастет интерес к УНТ.
Методы исследования:
– изучение и анализ литературы по теме исследования;
- анкетирование учеников.
Глава 1. Пословицы и поговорки.
Пословица как жанр устного народного творчества
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней она приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
1.1.2. Происхождение и история жанра
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отделенной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Что посеешь, то и пожнёшь».
Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.
Веками жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов: от князей и монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность сложившегося патриархального уклада в семье, в «мире» (общине): «Бояре дерутся – у холопов чубы трещат»
В эпоху сложившихся феодальных отношений крестьянство стало крепостным. Появилось много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет много).
Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило чувство связи с родной землей. Многочисленные патриотические пословицы русского народа
восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи».
Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на деревню: «И дорог товар из земли растет». Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть», «Деньгам все повинуется».
В пословицах отразился не только «большой» мир важнейших общественных отношений, но и мир «малый» - жизнь частная, отношения людей друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался ли о
здоровье близких, размышлял ли о скоротечности жизни – на все случаи были пословицы.
1.2. Поговорка как жанр устного народного творчества
Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально - экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы
выражать именно и, прежде всего, чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».
В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Многие удачные выражения из произведений художественной литературыстановятся пословицами и поговорками. «Счастливые часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», «Числом поболее, ценою подешевле» – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно – все эти строки из произведений А. С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?».
Таким образом, поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.
Поговорки употребляются в предложениях для придания художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
1.3. Основные отличия между пословицей и поговоркой
Чем же отличаются пословицы и поговорки друг от друга? Как мы выяснили, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Многие люди путают пословицы и поговорки. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Пословицы высказывают суждения о тех или иных жизненных ситуациях, а поговорки – называют, рисуют какие-то явления. Сравним:
Пословица П о г о в о р к а
Мал золотник, да дорог. "мал, да удал"
Пустая бочка громче гремит. "собака на сене"
Не зная броду, не суйся в воду. "остаться с носом"
Несмотря на разнообразные толкования этих терминов разными учёными, до сих пор ни пословица, ни поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя и пословицы, и поговорки изучаются исследователями уже с начала 19 века.
По народному же определению, поговорка - цветочек, а пословица – ягодка. Оно указывает на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение.
Тем не менее, пословицы и поговорки – отдельные самостоятельные жанры малого фольклора.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.
Я заинтересовалась пословицами и поговорками, в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичных выражениях связана с человеком и его именем.
Собственные личные имена в устном народном творчестве и перечень имен персонажей практически не исследованы, хотя многое говорит о бесспорной важности описания собственных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках. Расшифровка значений пословиц и поговорок, содержащих имя собственное, безусловно, вносит дополнительную информацию о значении этих имен. А также пословицы и поговорки могут дать общественную оценку прошлому и настоящему, и самооценку поведения людей в разных жизненных ситуациях.
Личное имя имело некоторый смысл, свойство, качество, поскольку в нем нестандартно показывались особенности характера, внешности, поведение.
Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках, ограничен. В пословицах и поговорках русского народа наибольшую группу составляют имена лиц, с которыми были связаны необычные истории.
Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен различна. Состав мужских личных имен больше, чем состав женских. Например:
Дмитрий да Борис за огород подрались.
Богат Ермошка: есть козел да кошка.
В дому у Макара - кошка, комар да мошка.
Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.
Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.
Миленок Ивашка в белой рубашке.
На бедного Макара и шишки валятся.
Наш Андрей никому не злодей.
Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.
Наиболее употребляемыми мужскими именами оказались следующие: Николай, Иван, Егорий, Илья, Пётр, Фома, Семён, Еремей, Савва, Кузьма, Касьян, Михаил, Афанасий, Макар, Пахом, Сидор, Яков.
Наиболее популярными и любимыми женскими именами русского народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия.
Например:
Не у всякого жена Марья — кому Бог даст.
Пошла Настя по напастям.
Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы.
Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда.
Велика Федора, да под угол подпора.
Пословицы и поговорки с именами собственными отличаются разнообразием темы, краткостью и ясностью выраженных мыслей и предельной сжатостью. Они охватывают в основном те части реальности, которые непосредственно связаны с человеком, с его видением, оценкой реальности, с характеристикой психологических особенностей личности - познавательных процессов, эмоционально-волевой стороны деятельности, индивидуальных свойств личности и т.д.
При этом выделяются такие группы, характеризующие
а) социальное происхождение человека:
Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина;
б) социальное положение человека и его оценка:
В худе городе и Фома дворянин;
У меня лакеи все были Мокеи; а ныне к Мокею самому пришлось в лакеи;
в) семейное положение и родственные отношения:
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка;
Достают невесту собою, а ино и Фомою;
г) черты характера, преимущественно отрицательные:
До Дмитрадевка хитра; а после Дмитра ещё хитрее;
д) умственные способности, внешние, физические качества и состояния человека:
Всяк Аксён про себя умён (смышлён);
У Тараса на плеши разыгралися три вши;
Один Сысой, да и тот косой;
Дунька не последняя дурка.
Я отобрала пятьдесят пословиц с именами собственными и проанализировала их. Из них в шестнадцати пословицах употребляется имя Иван. Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным и распространенным на Руси. Другие мужские имена: Богдан - 2 раза, Роман - 2 раза, Саша - 2 раза, Василий - 3 раза, Макар - 3 раза. В пословицах употребляется женское имя - Мария (7 раз).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в пословицах отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья.
С именем Иван, без имени — болван.
Не крещен младенец — Богдан (обычай).
Рожден, а не крещен, так Богдашка.
Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
Иванов, как грибов поганых.
Всякий черт Иван Иванович.
Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).
Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.
Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).
На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).
Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.
Фоку да Якова и сорока знает.
Фофан с толокном, а Сидор с волокном.
И по рылу знать, что Сезоном звать.
Дядя Мосей любит рыбку без костей.
Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотрядура.
Стало плохо: указчиком Аноха.
Фомка вор: на долото рыбу удит.
2.2. Анкетирование учащихся
Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные и физические способности, вносят дополнительную информацию в значение имени.
С целью выяснить знают ли ученики пословицы и поговорки, включающие в себя имена собственные, мы провели анкетирование учащихся 6 – 9 классов.
На вопросы анкеты ответили 26 учащихся.
На первый вопрос «Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?» положительно ответило 14 учащихся (54%).
Второй вопрос звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?». Было отобрано 20 пословиц и поговорок, происхождение которых мы изучили (Приложение 2). На данный вопрос ответили «да» лишь 9 учащихся (64%).
На третий вопрос «Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?» положительно ответили лишь 4 ученика. (44%). Нами целенаправленно были отобраны те пословицы, частотность употребления которых низка.
Самыми популярными оказались следующие:
Варвара-краса, длинная коса.
В праздник Груша, а в будни – клуша.
Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку.
У нашего Андрюшки ни полушки.
Сложилась не самая лучшая ситуация. Народная мудрость в наше время теряет свою актуальность, отдаляется от понимания и используется нами все реже.
Заключение
Я получила результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется отметить, что после проведенного мной анкетирования, у учащихся возрос интерес к пословицам, поговоркам. Мои одноклассники стали интересоваться значением своего имени и, конечно, им стало интересно, связаны ли с их именем какие-то пословицы и поговорки.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Одноклассники действительно использовали пословицы и поговорки редко. А также убедились в том, что они и заинтересовались проектом и охотно постигают народную мудрость.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1998.- С.175.
2. Буслаев Ф., Русские пословицы и поговорки. Архив историко-юридических сведений, изд. Н. Калачевым, т. II, вып. II, М., 2000.
3. Даль В., Пословицы русского народа, Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, М., 1992 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт.).
4. Кузнецов Я., Характеристика общественных классов по народным пословицам и поговоркам, «Живая старина», вып. III, 2001.
5. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.